Твой выбор
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме

Внеурочное занятие посвещено  противотабачной акции.   Занятие проведено на 7 классе силами детей и представляет театрализованное представление , в котороместь место и  литературному и  научному эксперименту. мы остановились на уже существующей возможности показать историю, пагубную страсть и привыкание к курению на модели , которую часть учителей уже  взяла навооружение. " Поезд здоровья, что может быть интереснее и озватывающее все рассматриваемые вопросы? чтобы была видна и понятна цель  мы провели анектирование, на ее основе решали вопросы которые в пути раскрывали.Посмотрите, возможно, данный материал будет и  вам полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городскойпрофессиональный конкурс «Лучший классный руководитель»

C:\Users\Домашний\Desktop\images (1).jpg

Мастер – класс «Курить или не курить? Выбор за тобой!»

«Поезд до станции «Здоровье.Твой выбор»

Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4», ул. Щорса 23 «В», тел. 53880

Классный  руководитель:Щукина Татьяна Михайловна,

учитель  биологии ТМК ОУ «Дудинская средняя школа  №4»

e-mail: taimyr1.4@mail.ru

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Мое убеждение:  закладывать основы следует с младшего возраста.

«Береги здоровье смолоду!»

Цель воспитательной работы с классом в 2015-2016 учебном году:

«Создание условий для формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ через реализацию системно-деятельностного подхода»

Задачи:

  • формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
  • просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
  • разработка и проведение  мероприятий направленных на профилактику ПАВ

Учебное занятие по теме «Курить или не курить? Выбор за тобой»

(Время, необходимое для реализации учебного занятия –45-50 минут)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения вредной привычки в европейских странах и России.
  2. Создать условия для формирования отрицательного отношения к курению, расширить словарный запас детей.
  3. Заложить основы практического умения отстаивать свои социальные ценности.

Задачи в развитии УУД:

  1. Планировать свою деятельность в группе.
  2. Работать с информационными источниками, отбирать главное в содержании материала. Самостоятельно работать по алгоритму. Составить выступление по  теме «Станция…..» (работа с Интернетом и литературой)
  3. Умение проводить анализ собранного материала: отразить причинно-следственные связи, развитие  умения рассуждать, делать выводы.
  4. Учить способам учебного сотрудничества и взаимодействию друг с другом, работая индивидуально, в группах, в парах.
  5. Развивать монологическую речь.
  6. Создать условия для развития умения выступать перед аудиторией, используя наглядность, ролевую игру.
  7. Выступить с данным  мероприятием перед родителями, в среднем звене (5-7 классы).

Тип занятия:  информационный проект

Методы и приемы: эвристическая беседа,  ролевая игра, организация работы с группами,  частично-поисковый.

По основному методологическому подходу: коллективный, личностно – ориентированный подход.

По типу управления учебно - воспитательно - социальным процессом: внеклассное мероприятие

Форма организации занятия: сюжетно-ролевая игра «Поезд здоровья. Твой выбор»

Состав: весь класс.

Система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных:

1.Анализ состояния здоровья у курящих людей и ведущих здоровый образ жизни.

2. Формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний при подготовке мероприятия в своей группе.

3.Формирование и оценка навыка сотрудничества, самоорганизации и саморегуляции при разрешении практической задачи, направленной на   решение проблемной ситуации в процессе работы в группе, паре.

5. Формирование и оценка навыка коммуникации, при создании презентации или устного высказывания с заданными параметрами.

7. Формирование ИКТ-компетентности при решении практической и учебно-познавательной задачи

В годовом воспитательном плане тема  «Профилактика ПАВ» построена на основе  нормативных документов Министерства образования и науки РФ от 5. 09.2011 г. № МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде", программы  « Здоровая Россия - общее дело»  от 8.07.2015г, которые предусматривают  проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику курения, алкоголизма, наркомании, повышения качества здоровья и рассчитана на 5 классных часов, из них 1 классный час предусматривает сюжетно-ролевую игру «Поезд здоровья. Твой выбор».

Данное занятие проводится после следующих мероприятий:

  1. Театральная постановка «Сказка о том, как мальчики победили Табачный дым»
  2. Совместное с родителями мероприятие: «Алло, мы ищем таланты!» инсценирование стихотворения « Если я курить начну -это очень плохо?»
  3. Беседа  « Сколько весит дым?»
  4. Просмотр и обсуждение фильма « Профилактика вредных привычек»  фильм (ОБЖ)

Данныемероприятия, проводимые во внеурочной деятельности, закладывают основы здорового образа жизни, формирование личностного отношения к курению.

Характеристика класса: в классе 21 человек. Класс, в котором будет проводиться данное занятие, мотивирован на выполнение заданий, рассчитанных как на коллективную, так и  на индивидуальную работу. Учитывая возраст детей, их возможности, используется парная, индивидуальная, групповая формы работы. Ребята проводят поиск информации, работая совместно, однако есть учащиеся, для которых предпочтительнее выбрать   личностно-ориентированный подход. Каждый, работая по алгоритму, в собственном режиме или в группе достигает тех же  результатов, выполнив определенный объем работы, осуществляя самоконтроль учебной деятельности.

В классе 85% близких родственников учащихся курят, 2 неблагополучные семьи, 4 трудных подростка, большая часть ребят  терпимо относится к курению, так как их родители курят, потому считаю Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, программу  « Здоровая Россия - общее дело»  очень актуальной как для ребят моего класса, так и для нашего общества в целом.

 Тема и формат сценария может показаться не новым и может кому то не оригинальным. Но  это не так. Тема очень актуальная и нужная детям для формирования их отношения к вредной привычке. Сценарий собирался из разных  источников информации, посвященных данной теме. Сами дети корректировали, вносили свои поправки. Это настоящее театральное действие, в котором принимали участие  все дети класса. Это и есть самое важное в данных мероприятиях - коллективное начало, которое становится общим делом и за которое все болели душой!  Конечно репетиции, постановка того требует, но результат  того стоит!  

«Счастливые люди каждый день делают хотя бы один,

хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям»

Сделайте свой шаг к здоровью!

Девид  Нивен«100 секретов счастливых людей»

Сценарий:«Курить или не курить? Выбор за тобой!»

Мастер класс - ролевая игра «Поезд до станции«Здоровье. Твой выбор.»

Объявление. Уважаемые пассажиры! Поезд «Здоровье» стоит на первом пути. На втором пути отправляется поезд «Вредные привычки».  Будьте внимательны!

Ребята толпятся у дверей.  Проходят. Толкучка.  Реплики: «Мы на станцию…».  Два проводника проверяют билеты.

Слайд 1- Здоровье или Вредные привычки?

Вы, точно, выбираете Здоровье?

Вы не ошиблись?

Пути остановок те же,  но мы едим до станции Здоровье! В нашем поезде едут только те, кто хочет быть здоровыми, кто хочет знать, как научитьсясохранить здоровье! Не перепутайте! Вы, точно, выбираете наш поезд?

Проводник  Миша группе - А ваш билет?

Ревизоры– Вас не предупреждали?

Проводник - Татьяна Михайловна, они билет не предъявляют!

Татьяна Михайловна- Миша, это особые пассажиры, о них пока говорить не будем.

Опоздавший - Пустите, я хочу на поезд «Здоровье!»  

Проводник - Мы рады Вам!

Начальник поезда. Все заняли свои места? Вы сделали свой выбор! Мы отправляемся со станции  «Выбор» до станции «Здоровье!» Сопровождать  на этом пути вас будут начальник поезда – Татьяна Михайловна, а проводниками в нашем путешествии будут Албу  Настя, Балинский Миша, Малахов Дима.

Слайд 2. Расписание и время остановок висит на входе, можете познакомиться!

Начальник поезда. Настя, вы собрали билеты?

Слайд 3.Проводник - Да, судя по анкете, пассажиры осведомлены с нашим маршрутом, хотя у многих родственники едут в поезде «Вредные привычки». Некоторые считают, что курение- это личное дело каждого. А 85% ребят в классе не знают историю табака….

 Начальник поезда. Проводники, объявите, пожалуйста, важность нашего маршрута.

Слайд 4.Ведущий 1    Здоровье нации в 21 веке …

Наш разговор пойдет о человеке.

Ведущий 2:   О человеке? Об этом,

Смрадно дымящем?

Он не думает о будущем,

                                                Да и о настоящем…

Ведущий 1:                            А эта девушка,

Бычок поднявшая смело.

                                                       У нее нет души,

Не будет и тела!

Ведуший 2:

      Смотрите, …… а эти?

     Кайфующие убого…..

                                        Через 2 года ищите их в царстве у Бога!!!!

Ведуший1: Что же нам делать?

В 21 веке?

Ведуший2: Может решить вопрос закономв пользу некурящих? Статья 6 «Федеральный закон «Об ограничении курения табака»…

Ведуший 1: Нет, так вопрос не решить.

Ведущий 2: Почему?

Ведущий 1: Вот сейчас и узнаешь! Мы уже на станции «История табака»!

 Слайд 5. Пассажиры группы 1.

(Задание группе. Предварительная   работа с литературой, ресурсами интернет.

Приложение 1.  Доклад вставлен по итогам работы группы).

«Слова «курить», «курение» произошли от древнеславянской корневой основы «курь» (дым, чад, смрад) и означают втягивание в себя дыма какого-либо вещества.

Курение было известно до новой эры, о чем свидетельствует античная литература, археологические раскопки.

Первые сведения о курении содержатся в трудах Геродота.

Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с  табакокурением. В 1492 году команда Колумба  с большим удивлением наблюдали, как местные жители втягивали в себя дым из листьев  каоба. Свертки высушенных листьев аборигены называли «табако» и «сигаро».    

Жан Нико - французский посол при дворе Португалии завезнюхательный табак во Францию, Френсис Дрейк познакомил Англию с курением трубки. Жан Нико выделил из табака сильнодействующее вещество, названное его именем и рекомендовал королеве Екатерине Медичи и одному из ее сыновей принимать пилюли табака как средство от головной боли.

В конце 16, начале 17 веков табак быстро распространился по всему миру.

     По вопросу о времени появления курения табака в русском государстве мнения довольно противоречивы. Одни утверждают, что курение табака было известно на Руси еще до открытия Америки. Другие полагают, что во времена Ивана Грозного.

В эпоху царствования Михаила Романова курение табака было запрещено. Наказывали и тех, кого поймали за курением, они получали 60 ударов палок по стопам и продавцов табака. Отменил запрет на курение табака в 1697 г. Петр I, пристрастившийся к курению в Голландии. Во время первой мировой войны, сигареты входили в ежедневный солдатский паек и многие приобщились к курению. Сейчас в России курит половина мужчин и десятая часть женщин, потому как все больше людей начинают дорожить своим здоровьем и отказываются от зависимости вредных привычек. Особенно опасно это для подростков, людей 20-50 лет. Страна тратит много денег для лечения заболеваний, приобретенных из-за курения. Мы выбираем поезд ЗДОРОВЬЕ!

Проводник. Теперь понятно, что одним законом проблему не решишь. Человек сам должен сделать выбор. Если он имеет отрицательное отношение к курению, выбор сделан в пользу Здоровья и Природы. Оказывается, за год курильщики выбрасывают в воздух Земли 108 тысяч тонн никотина!

Татьяна Михайловна, а существуют сигары, которые не приносят вреда?

- (Нет, Настя, таких сигар не существует.)

 Проводник Миша. А что такое пассивное курение?

-Пассивное курение — вдыхание воздуха с продуктами курения табака другими людьми в закрытом помещении.

 Проводник Настя. А есть  данные, сколько людей желает бросить курить?

-Да, могу сказать, что таких людей 85 %!

 Проводник Настя. Мы подъехали к станции «Театральная»!

Слайд 6. Мини-спектакль «Муха –цокотуха»

Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо,

 Муха по полю пошла,

 Табачок она нашла.

 Села Мухонька в карету,

Закурила сигарету,

Увлеклася табачком,

Подавилася  дымком…

А противный Пауок-табачок

Нашу Муху в уголок поволок.

Паук.  Сигареткой угощаю!

Долгой жизни обещаю!

Воз здоровья, и успех

 И здоровый детский смех.

Цокотуха улыбнулась,

Сигареткой  затянулась….

Вот прошло немало дней-_

Посмотрите, что же с ней?

Наша Муха изменилась

Муха. Я в инвалида превратилась.

Глазки больше не горят

Зубы желтизной  блестят,

Сердце бешено стучит.

Платье нервно теребит.

«Дайте Мухе табачку,

Больше, братцы, не могу! -

Стала бедная кричать

Нету больше сил молчать!»

Вдруг откуда ни возьмись-

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик:

«Муха, Муха, не дури,

 Брось сигарку, не кури.

С семинара я лечу

И помочь тебе хочу.

Лучше, Муха, попляши,

Почитай  да попиши,

Свежим воздухом дыши,

Сигарету затуши.

Будешь Муха, хороша,

Расцветет твоя душа.

И с тобою мы  вдвоем

 Без сигарки проживем

Ты не бойся старичка,

Ты не бойся  табачка.

Это  злая паутина

Состоит из никотина.

Вещества проходят в кровь,

Ты слабеешь вновь и вновь,

И сама ты пропадешь»

Испугалась Цокотуха,

Затряслась злачёным брюхом:

« Помоги ты мне, Комар,

Я поставлю самовар.

Мы чайку с тобой  попьем,

Очень дружно заживем.

Я теперь примерной стану.

И курить я перестану.

Обещаю не тужить,

С сигаретой не дружить!

И с тех пор они живут

 И здоровье берегут!

Слайд 7. Проводник Миша - Как кстати! «Суд над сигарой»! Интересно, что нам скажут на этой станции!

Судья. Слушается дело по обвинению никотина в том, что он общественно-опасный, социально-вредный и чуждый нашему образу жизни элемент, искушающие душу и мозг человека. Слово предоставляется господину Прокурору

Прокурор. Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача - открыто выступить против табакокурения. Задача сложная, т.к. история совместного существования человека и никотина насчитывает не одно тысячелетие. «Лучше знаться с дураком, чем с табаком» - так говорили на Руси.  О вреде курения сказано  немало.  Но, тем не менее, примерно 85% россиян не знают о тех бедах, которые несет табак. Слайд 8. А некоторые школьники вообще считают курение признаком взрослости и пока организм молодой  и здоровый, ошибочно полагают, что беда их не коснется.  Трагедии начинаются с потери здоровья.

Анкетирование показало, что тема суда очень актуальна. Что для нас дороже и нужнее?  Стоит ли сигарета нашего здоровья, счастья, благополучия в будущем, нам каждому надо решить.

Судья. Слово предоставляется господину Адвокату.

Адвокат. Что только не делали  правители в разные времена и в разных странах! Но никакие  наказания не могли остановить шествие табака.   Люди пили и курили, пьют и курят, будут пить и курить. Привычка- это действие, которое становится автоматическим, неосознанным.  Значит  этого требует организм!

 Судья. Слово предоставляется  свидетелю  со стороны защиты. Поклянитесь говорить правду и только правду!

Слайд 9.1 свидетель.  Клянусь ваша честь!  Вот вы говорите о вреде! Тогда почему в современных фильмах показывают, как герой снимает стресс курением, значит, это снимает чувство тревоги.  Многие знаменитости курят и это не влияет на их работоспособность. И вообще это модно, и когда в компании ты не знаешь, что сказать, можно просто закурить и никто ничего не поймет!

Я работал в финской компании, где меня устраивала работа, зарплата, рост по службе. Однако при последней проверке меня уволили. За что? Я выполнял все инструкции!  Старался. На работу не опаздывал! Я вообще очень хороший работник.  В семье ругаются, что я курю.  Неужели этокому-то мешает?

Прокурор. Положительные привычки помогают достичь в жизни успеха, а отрицательные мешают наладить жизнь.

Во время стресса курильщик впустую расходует резервные вещества организма. Постепенно привыкая к курению, приобретается новый источник стресса -отсутствие сигареты.  Такой вот порочный круг. Ведь оставшись без табака, курильщик испытывает чувство раздражения. Но чтобы избавиться от раздражения, ему снова приходится хвататься за сигарету. Что нужно делать, чтобы не злиться? Займитесь лучше спортом, а не обманывайте себя с помощью курения!

 Теперь о рекламе.  В магазине возле нашего дома продают 14 видов сигарет. А их – около 100! Производители делают все, чтобы люди покупали  сигареты. Например, спонсируют соревнования.  Табачное производство дает баснословную прибыль и лишаться её добровольно никто не будет! Когда вы потеряете своё здоровье, ни один производитель табачной фабрики, не одолжит вам его!

Что вам дороже - свое здоровье или ложное удовольствие, ради которого вы набиваете карманы производителя?

Слайд 10.  Теперь насчет того, что вас уволили. Курить, молодой человек, уже не модно!!! В цивилизованных странах считается модным, если молодой человек выглядит спортивным, стройным, без вредных привычек. Курение в присутствии других рассматривается как дурной тон, результат плохого воспитания. Ведь прошла мода на нюхательный табак, пройдет мода и на курение сигарет! А оплачивать ваши больничные дни, причиной которых является курение, компания не желает.

Слайд11. Семья не мирится с курением? Это правильно. Ведь пассивное курение очень вредно для домашних!

 Судья.  Приглашаются свидетели обвинения.

Свидетель. Я обвиняю никотин. Многие женщины лишаются счастья материнства из-за одной единственной причины - курение. У детей в семьях курильщиков дети чаще болеют, плохо растут. Это один из самых опасных ядов. Во Франции в г.Ницца в итоге конкурса «Кто больше выкурит» победитель, выкурив сразу много сигар, умер так и не получив приза. Правильно Гёте писал

 «Табак- забава для дураков».  

Слайд 12 Никотин легко приникает в бронхи, желудок. Клетки мозга задыхаются после каждой выкуренной сигареты, поэтому, у курящих людей, плохая память. А содержащиеся в табачном дыму фенолы являются причиной опухолей. Через 10-20 лет курения изменяются легкие, а деготь оседает в легких курильщика.  А сердце, впрочем, смотрите - Слайд 13. Фрагмент фильма.

Свидетель 2.Туберкулез. О, мы обожаем курильщиков! Кто еще поможет нам поселиться в человеке, как не наш друг никотин?

Слайд14 Представьте себе, если курит будущая мать. Ребенок получает все из её организма, в том числе и табачные яды. От никотина  сосуды сужаются, ребенок  испытывает сильное кислородное голодание, задыхается. Молоко имеет неприятный запах и вкус, а мама кормит им свое дитя! Сердце неродившегося ребенка в этом случае совершает до 150 ударов в минуту при норме в 60-80 ударов.

Свидетель 3. Я хочу обвинить никотин! Посмотрите на наш эксперимент! Мы взяли три семени. Посадили одновременно в три стаканчика. В первом стаканчике землю поливали отстоянной табачной водой, во втором росток прокуривали (курящий человек выдыхал табачный дым в банку и опрокидывали банку с дымом на росток, третий - контрольный. Посмотрите результат. (Результат получили  накануне мероприятия).  В первом стаканчике - маленький росточек, во втором - росток вырос, но листья в 2 раза меньше, чем у контрольного ростка. (Приложение 2)

-Какой вывод вы можете сделать?

Судья. Вызывается адвокат.

Вред…Хронический курильщик не погибает во время курения. Никотин все же выводится почками.В каждой отдельной сигарете доза не смертельная.Появляется сонливость, тошнота…

Слайд15 У курильщиков развивается болезнь, а потом и гангрена ног, но ничего страшного: можно ведь пользоваться коляской или костылями. Курят многие спортсмены, правда, их успехи из-за этого недолговечны. Курят и многие знаменитости, но многие из них не курили в детстве, а курение в зрелом возрасте отнюдь не прибавляло им здоровья. Жизненного успеха люди достигают вопреки, а не благодаря курению. У меня всё, ваша честь!

Прокурор. Курить или не курить вот в чем вопрос! Уважаемые присяжные заседатели, напомните отрицательные  стороны этой привычки человека.

 Проголосуйте своими ответами!

У вас на столах лежат карточки. Отметьте отрицательные стороны курения.

Карточка 2. Приложение 3. Через 4 минуты. По очереди  зачитывают решения.

Слайд 16.

  • Организм защищается от табачного яда тошнотой, рвотой, головной болью.
  • После  неоднократных приемов никотина  у человека  развивается зависимость
  • У детей, в семьях курильщиков с младенческого возраста утрачивают иммунитет. Они плохо растут, с трудом учатся.
  • У школьников может появиться одышка, такие ребята несдержаны, вспыльчивы.
  • Организм человека не успевает  убирать мусор в организме после табака, изнашивается и стареет раньше обычного. Человек болеет.

 Речь судьи. Суд постановляет: ввиду того, что курение

  • Ухудшает здоровье человека
  • Ухудшает здоровье некурящих, но вдыхающих
  • Приносит щерб семье
  • Причиняет урон обществу -ведет к преждевременной смерти, временной и постоянной потере трудоспособности
  • Способствует безработице
  • Является причиной  пожаров в лесу.

 Приговор:  Суд приговаривает СИГАРЕТУ к изгнанию из общества.

Все: Мы едем с вами на станцию Здоровье!

Проводник - Ой, что случилось?

Проводник- Какая – то непредвиденная остановка….

Пассажир - Здравствуйте!   Давайте покурим?

Проводник - Как вы сюда попали?

Пассажир - Я   хочу проверить, все ли тут едут до станции Здоровья?                                Пожалуйста, не мешайте мне!  Ребята, вы хотите покурить?

Работа в группе. Приложение 4.

Пассажир. Давайте закурим? Каждая группа дает свой отказ на предложение закурить. Слайд 17

Проводник.  С нами едут художники!  Просим вас показать свои картины!

Художники показывают свои картины. Приложение 5

Начальник поезда. Уважаемые проводники и пассажиры в поезде ревизоры!

Ревизоры. Что вы узнали сегодня нового? Приготовьте свои билеты! Наши билеты - баллы.

Слайд18. Ревизоры проводят игру.

Ревизоры.  Все обилечены. Вы можете следовать дальше.

Начальник поезда. Мы подъехали к станции «Здоровье». Слайд 19

Слайд 20. Проводник. Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли. Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же беречь здоровье – свое и своих близких!

Проводник. Курение несет в себе грозную  опасность  для будущего нашей страны.

Проводник. Курение является не только проблемой каждого человека в отдельности, но и острой социальной проблемой, с которой связано будущее всего человечества.

Слайд 21 Начальник поезда. Спасибо! Ребята, мы надеемся, вы решили для себя «Курить или не курить?» А вам и вашим близким родныммы  желаем быть здоровыми!  Было очень приятно с вами путешествовать!

Все. Будьте здоровы!

Начальник поезда.Слайд 22. Выскажите, пожалуйста, ребята свои впечатления о путешествии.

Уходя, проголосуйте, пожалуйста, своим настроением, если вам понравилось – розовый кружок, не понравилось  положите синий квадрат. Всего  вам доброго на вашем пути!



Предварительный просмотр:

Городскойпрофессиональный конкурс «Лучший классный руководитель»

C:\Users\Домашний\Desktop\images (1).jpg

Мастер – класс «Курить или не курить? Выбор за тобой!»

«Поезд до станции «Здоровье.Твой выбор»

Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4», ул. Щорса 23 «В», тел. 53880

Классный  руководитель:Щукина Татьяна Михайловна,

учитель  биологии ТМК ОУ «Дудинская средняя школа  №4»

e-mail: taimyr1.4@mail.ru

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Мое убеждение:  закладывать основы следует с младшего возраста.

«Береги здоровье смолоду!»

Цель воспитательной работы с классом в 2015-2016 учебном году:

«Создание условий для формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ через реализацию системно-деятельностного подхода»

Задачи:

  • формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
  • просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
  • разработка и проведение  мероприятий направленных на профилактику ПАВ

Учебное занятие по теме «Курить или не курить? Выбор за тобой»

(Время, необходимое для реализации учебного занятия –45-50 минут)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения вредной привычки в европейских странах и России.
  2. Создать условия для формирования отрицательного отношения к курению, расширить словарный запас детей.
  3. Заложить основы практического умения отстаивать свои социальные ценности.

Задачи в развитии УУД:

  1. Планировать свою деятельность в группе.
  2. Работать с информационными источниками, отбирать главное в содержании материала. Самостоятельно работать по алгоритму. Составить выступление по  теме «Станция…..» (работа с Интернетом и литературой)
  3. Умение проводить анализ собранного материала: отразить причинно-следственные связи, развитие  умения рассуждать, делать выводы.
  4. Учить способам учебного сотрудничества и взаимодействию друг с другом, работая индивидуально, в группах, в парах.
  5. Развивать монологическую речь.
  6. Создать условия для развития умения выступать перед аудиторией, используя наглядность, ролевую игру.
  7. Выступить с данным  мероприятием перед родителями, в среднем звене (5-7 классы).

Тип занятия:  информационный проект

Методы и приемы: эвристическая беседа,  ролевая игра, организация работы с группами,  частично-поисковый.

По основному методологическому подходу: коллективный, личностно – ориентированный подход.

По типу управления учебно - воспитательно - социальным процессом: внеклассное мероприятие

Форма организации занятия: сюжетно-ролевая игра «Поезд здоровья. Твой выбор»

Состав: весь класс.

Система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных:

1.Анализ состояния здоровья у курящих людей и ведущих здоровый образ жизни.

2. Формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний при подготовке мероприятия в своей группе.

3.Формирование и оценка навыка сотрудничества, самоорганизации и саморегуляции при разрешении практической задачи, направленной на   решение проблемной ситуации в процессе работы в группе, паре.

5. Формирование и оценка навыка коммуникации, при создании презентации или устного высказывания с заданными параметрами.

7. Формирование ИКТ-компетентности при решении практической и учебно-познавательной задачи

В годовом воспитательном плане тема  «Профилактика ПАВ» построена на основе  нормативных документов Министерства образования и науки РФ от 5. 09.2011 г. № МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде", программы  « Здоровая Россия - общее дело»  от 8.07.2015г, которые предусматривают  проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику курения, алкоголизма, наркомании, повышения качества здоровья и рассчитана на 5 классных часов, из них 1 классный час предусматривает сюжетно-ролевую игру «Поезд здоровья. Твой выбор».

Данное занятие проводится после следующих мероприятий:

  1. Театральная постановка «Сказка о том, как мальчики победили Табачный дым»
  2. Совместное с родителями мероприятие: «Алло, мы ищем таланты!» инсценирование стихотворения « Если я курить начну -это очень плохо?»
  3. Беседа  « Сколько весит дым?»
  4. Просмотр и обсуждение фильма « Профилактика вредных привычек»  фильм (ОБЖ)

Данныемероприятия, проводимые во внеурочной деятельности, закладывают основы здорового образа жизни, формирование личностного отношения к курению.

Характеристика класса: в классе 21 человек. Класс, в котором будет проводиться данное занятие, мотивирован на выполнение заданий, рассчитанных как на коллективную, так и  на индивидуальную работу. Учитывая возраст детей, их возможности, используется парная, индивидуальная, групповая формы работы. Ребята проводят поиск информации, работая совместно, однако есть учащиеся, для которых предпочтительнее выбрать   личностно-ориентированный подход. Каждый, работая по алгоритму, в собственном режиме или в группе достигает тех же  результатов, выполнив определенный объем работы, осуществляя самоконтроль учебной деятельности.

В классе 85% близких родственников учащихся курят, 2 неблагополучные семьи, 4 трудных подростка, большая часть ребят  терпимо относится к курению, так как их родители курят, потому считаю Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, программу  « Здоровая Россия - общее дело»  очень актуальной как для ребят моего класса, так и для нашего общества в целом.

 Тема и формат сценария может показаться не новым и может кому то не оригинальным. Но  это не так. Тема очень актуальная и нужная детям для формирования их отношения к вредной привычке. Сценарий собирался из разных  источников информации, посвященных данной теме. Сами дети корректировали, вносили свои поправки. Это настоящее театральное действие, в котором принимали участие  все дети класса. Это и есть самое важное в данных мероприятиях - коллективное начало, которое становится общим делом и за которое все болели душой!  Конечно репетиции, постановка того требует, но результат  того стоит!  

«Счастливые люди каждый день делают хотя бы один,

хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям»

Сделайте свой шаг к здоровью!

Девид  Нивен«100 секретов счастливых людей»

Сценарий:«Курить или не курить? Выбор за тобой!»

Мастер класс - ролевая игра «Поезд до станции«Здоровье. Твой выбор.»

Объявление. Уважаемые пассажиры! Поезд «Здоровье» стоит на первом пути. На втором пути отправляется поезд «Вредные привычки».  Будьте внимательны!

Ребята толпятся у дверей.  Проходят. Толкучка.  Реплики: «Мы на станцию…».  Два проводника проверяют билеты.

Слайд 1- Здоровье или Вредные привычки?

Вы, точно, выбираете Здоровье?

Вы не ошиблись?

Пути остановок те же,  но мы едим до станции Здоровье! В нашем поезде едут только те, кто хочет быть здоровыми, кто хочет знать, как научитьсясохранить здоровье! Не перепутайте! Вы, точно, выбираете наш поезд?

Проводник  Миша группе - А ваш билет?

Ревизоры– Вас не предупреждали?

Проводник - Татьяна Михайловна, они билет не предъявляют!

Татьяна Михайловна- Миша, это особые пассажиры, о них пока говорить не будем.

Опоздавший - Пустите, я хочу на поезд «Здоровье!»  

Проводник - Мы рады Вам!

Начальник поезда. Все заняли свои места? Вы сделали свой выбор! Мы отправляемся со станции  «Выбор» до станции «Здоровье!» Сопровождать  на этом пути вас будут начальник поезда – Татьяна Михайловна, а проводниками в нашем путешествии будут Албу  Настя, Балинский Миша, Малахов Дима.

Слайд 2. Расписание и время остановок висит на входе, можете познакомиться!

Начальник поезда. Настя, вы собрали билеты?

Слайд 3.Проводник - Да, судя по анкете, пассажиры осведомлены с нашим маршрутом, хотя у многих родственники едут в поезде «Вредные привычки». Некоторые считают, что курение- это личное дело каждого. А 85% ребят в классе не знают историю табака….

 Начальник поезда. Проводники, объявите, пожалуйста, важность нашего маршрута.

Слайд 4.Ведущий 1    Здоровье нации в 21 веке …

Наш разговор пойдет о человеке.

Ведущий 2:   О человеке? Об этом,

Смрадно дымящем?

Он не думает о будущем,

                                                Да и о настоящем…

Ведущий 1:                            А эта девушка,

Бычок поднявшая смело.

                                                       У нее нет души,

Не будет и тела!

Ведуший 2:

      Смотрите, …… а эти?

     Кайфующие убого…..

                                        Через 2 года ищите их в царстве у Бога!!!!

Ведуший1: Что же нам делать?

В 21 веке?

Ведуший2: Может решить вопрос закономв пользу некурящих? Статья 6 «Федеральный закон «Об ограничении курения табака»…

Ведуший 1: Нет, так вопрос не решить.

Ведущий 2: Почему?

Ведущий 1: Вот сейчас и узнаешь! Мы уже на станции «История табака»!

 Слайд 5. Пассажиры группы 1.

(Задание группе. Предварительная   работа с литературой, ресурсами интернет.

Приложение 1.  Доклад вставлен по итогам работы группы).

«Слова «курить», «курение» произошли от древнеславянской корневой основы «курь» (дым, чад, смрад) и означают втягивание в себя дыма какого-либо вещества.

Курение было известно до новой эры, о чем свидетельствует античная литература, археологические раскопки.

Первые сведения о курении содержатся в трудах Геродота.

Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с  табакокурением. В 1492 году команда Колумба  с большим удивлением наблюдали, как местные жители втягивали в себя дым из листьев  каоба. Свертки высушенных листьев аборигены называли «табако» и «сигаро».    

Жан Нико - французский посол при дворе Португалии завезнюхательный табак во Францию, Френсис Дрейк познакомил Англию с курением трубки. Жан Нико выделил из табака сильнодействующее вещество, названное его именем и рекомендовал королеве Екатерине Медичи и одному из ее сыновей принимать пилюли табака как средство от головной боли.

В конце 16, начале 17 веков табак быстро распространился по всему миру.

     По вопросу о времени появления курения табака в русском государстве мнения довольно противоречивы. Одни утверждают, что курение табака было известно на Руси еще до открытия Америки. Другие полагают, что во времена Ивана Грозного.

В эпоху царствования Михаила Романова курение табака было запрещено. Наказывали и тех, кого поймали за курением, они получали 60 ударов палок по стопам и продавцов табака. Отменил запрет на курение табака в 1697 г. Петр I, пристрастившийся к курению в Голландии. Во время первой мировой войны, сигареты входили в ежедневный солдатский паек и многие приобщились к курению. Сейчас в России курит половина мужчин и десятая часть женщин, потому как все больше людей начинают дорожить своим здоровьем и отказываются от зависимости вредных привычек. Особенно опасно это для подростков, людей 20-50 лет. Страна тратит много денег для лечения заболеваний, приобретенных из-за курения. Мы выбираем поезд ЗДОРОВЬЕ!

Проводник. Теперь понятно, что одним законом проблему не решишь. Человек сам должен сделать выбор. Если он имеет отрицательное отношение к курению, выбор сделан в пользу Здоровья и Природы. Оказывается, за год курильщики выбрасывают в воздух Земли 108 тысяч тонн никотина!

Татьяна Михайловна, а существуют сигары, которые не приносят вреда?

- (Нет, Настя, таких сигар не существует.)

 Проводник Миша. А что такое пассивное курение?

-Пассивное курение — вдыхание воздуха с продуктами курения табака другими людьми в закрытом помещении.

 Проводник Настя. А есть  данные, сколько людей желает бросить курить?

-Да, могу сказать, что таких людей 85 %!

 Проводник Настя. Мы подъехали к станции «Театральная»!

Слайд 6. Мини-спектакль «Муха –цокотуха»

Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо,

 Муха по полю пошла,

 Табачок она нашла.

 Села Мухонька в карету,

Закурила сигарету,

Увлеклася табачком,

Подавилася  дымком…

А противный Пауок-табачок

Нашу Муху в уголок поволок.

Паук.  Сигареткой угощаю!

Долгой жизни обещаю!

Воз здоровья, и успех

 И здоровый детский смех.

Цокотуха улыбнулась,

Сигареткой  затянулась….

Вот прошло немало дней-_

Посмотрите, что же с ней?

Наша Муха изменилась

Муха. Я в инвалида превратилась.

Глазки больше не горят

Зубы желтизной  блестят,

Сердце бешено стучит.

Платье нервно теребит.

«Дайте Мухе табачку,

Больше, братцы, не могу! -

Стала бедная кричать

Нету больше сил молчать!»

Вдруг откуда ни возьмись-

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик:

«Муха, Муха, не дури,

 Брось сигарку, не кури.

С семинара я лечу

И помочь тебе хочу.

Лучше, Муха, попляши,

Почитай  да попиши,

Свежим воздухом дыши,

Сигарету затуши.

Будешь Муха, хороша,

Расцветет твоя душа.

И с тобою мы  вдвоем

 Без сигарки проживем

Ты не бойся старичка,

Ты не бойся  табачка.

Это  злая паутина

Состоит из никотина.

Вещества проходят в кровь,

Ты слабеешь вновь и вновь,

И сама ты пропадешь»

Испугалась Цокотуха,

Затряслась злачёным брюхом:

« Помоги ты мне, Комар,

Я поставлю самовар.

Мы чайку с тобой  попьем,

Очень дружно заживем.

Я теперь примерной стану.

И курить я перестану.

Обещаю не тужить,

С сигаретой не дружить!

И с тех пор они живут

 И здоровье берегут!

Слайд 7. Проводник Миша - Как кстати! «Суд над сигарой»! Интересно, что нам скажут на этой станции!

Судья. Слушается дело по обвинению никотина в том, что он общественно-опасный, социально-вредный и чуждый нашему образу жизни элемент, искушающие душу и мозг человека. Слово предоставляется господину Прокурору

Прокурор. Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача - открыто выступить против табакокурения. Задача сложная, т.к. история совместного существования человека и никотина насчитывает не одно тысячелетие. «Лучше знаться с дураком, чем с табаком» - так говорили на Руси.  О вреде курения сказано  немало.  Но, тем не менее, примерно 85% россиян не знают о тех бедах, которые несет табак. Слайд 8. А некоторые школьники вообще считают курение признаком взрослости и пока организм молодой  и здоровый, ошибочно полагают, что беда их не коснется.  Трагедии начинаются с потери здоровья.

Анкетирование показало, что тема суда очень актуальна. Что для нас дороже и нужнее?  Стоит ли сигарета нашего здоровья, счастья, благополучия в будущем, нам каждому надо решить.

Судья. Слово предоставляется господину Адвокату.

Адвокат. Что только не делали  правители в разные времена и в разных странах! Но никакие  наказания не могли остановить шествие табака.   Люди пили и курили, пьют и курят, будут пить и курить. Привычка- это действие, которое становится автоматическим, неосознанным.  Значит  этого требует организм!

 Судья. Слово предоставляется  свидетелю  со стороны защиты. Поклянитесь говорить правду и только правду!

Слайд 9.1 свидетель.  Клянусь ваша честь!  Вот вы говорите о вреде! Тогда почему в современных фильмах показывают, как герой снимает стресс курением, значит, это снимает чувство тревоги.  Многие знаменитости курят и это не влияет на их работоспособность. И вообще это модно, и когда в компании ты не знаешь, что сказать, можно просто закурить и никто ничего не поймет!

Я работал в финской компании, где меня устраивала работа, зарплата, рост по службе. Однако при последней проверке меня уволили. За что? Я выполнял все инструкции!  Старался. На работу не опаздывал! Я вообще очень хороший работник.  В семье ругаются, что я курю.  Неужели этокому-то мешает?

Прокурор. Положительные привычки помогают достичь в жизни успеха, а отрицательные мешают наладить жизнь.

Во время стресса курильщик впустую расходует резервные вещества организма. Постепенно привыкая к курению, приобретается новый источник стресса -отсутствие сигареты.  Такой вот порочный круг. Ведь оставшись без табака, курильщик испытывает чувство раздражения. Но чтобы избавиться от раздражения, ему снова приходится хвататься за сигарету. Что нужно делать, чтобы не злиться? Займитесь лучше спортом, а не обманывайте себя с помощью курения!

 Теперь о рекламе.  В магазине возле нашего дома продают 14 видов сигарет. А их – около 100! Производители делают все, чтобы люди покупали  сигареты. Например, спонсируют соревнования.  Табачное производство дает баснословную прибыль и лишаться её добровольно никто не будет! Когда вы потеряете своё здоровье, ни один производитель табачной фабрики, не одолжит вам его!

Что вам дороже - свое здоровье или ложное удовольствие, ради которого вы набиваете карманы производителя?

Слайд 10.  Теперь насчет того, что вас уволили. Курить, молодой человек, уже не модно!!! В цивилизованных странах считается модным, если молодой человек выглядит спортивным, стройным, без вредных привычек. Курение в присутствии других рассматривается как дурной тон, результат плохого воспитания. Ведь прошла мода на нюхательный табак, пройдет мода и на курение сигарет! А оплачивать ваши больничные дни, причиной которых является курение, компания не желает.

Слайд11. Семья не мирится с курением? Это правильно. Ведь пассивное курение очень вредно для домашних!

 Судья.  Приглашаются свидетели обвинения.

Свидетель. Я обвиняю никотин. Многие женщины лишаются счастья материнства из-за одной единственной причины - курение. У детей в семьях курильщиков дети чаще болеют, плохо растут. Это один из самых опасных ядов. Во Франции в г.Ницца в итоге конкурса «Кто больше выкурит» победитель, выкурив сразу много сигар, умер так и не получив приза. Правильно Гёте писал

 «Табак- забава для дураков».  

Слайд 12 Никотин легко приникает в бронхи, желудок. Клетки мозга задыхаются после каждой выкуренной сигареты, поэтому, у курящих людей, плохая память. А содержащиеся в табачном дыму фенолы являются причиной опухолей. Через 10-20 лет курения изменяются легкие, а деготь оседает в легких курильщика.  А сердце, впрочем, смотрите - Слайд 13. Фрагмент фильма.

Свидетель 2.Туберкулез. О, мы обожаем курильщиков! Кто еще поможет нам поселиться в человеке, как не наш друг никотин?

Слайд14 Представьте себе, если курит будущая мать. Ребенок получает все из её организма, в том числе и табачные яды. От никотина  сосуды сужаются, ребенок  испытывает сильное кислородное голодание, задыхается. Молоко имеет неприятный запах и вкус, а мама кормит им свое дитя! Сердце неродившегося ребенка в этом случае совершает до 150 ударов в минуту при норме в 60-80 ударов.

Свидетель 3. Я хочу обвинить никотин! Посмотрите на наш эксперимент! Мы взяли три семени. Посадили одновременно в три стаканчика. В первом стаканчике землю поливали отстоянной табачной водой, во втором росток прокуривали (курящий человек выдыхал табачный дым в банку и опрокидывали банку с дымом на росток, третий - контрольный. Посмотрите результат. (Результат получили  накануне мероприятия).  В первом стаканчике - маленький росточек, во втором - росток вырос, но листья в 2 раза меньше, чем у контрольного ростка. (Приложение 2)

-Какой вывод вы можете сделать?

Судья. Вызывается адвокат.

Вред…Хронический курильщик не погибает во время курения. Никотин все же выводится почками.В каждой отдельной сигарете доза не смертельная.Появляется сонливость, тошнота…

Слайд15 У курильщиков развивается болезнь, а потом и гангрена ног, но ничего страшного: можно ведь пользоваться коляской или костылями. Курят многие спортсмены, правда, их успехи из-за этого недолговечны. Курят и многие знаменитости, но многие из них не курили в детстве, а курение в зрелом возрасте отнюдь не прибавляло им здоровья. Жизненного успеха люди достигают вопреки, а не благодаря курению. У меня всё, ваша честь!

Прокурор. Курить или не курить вот в чем вопрос! Уважаемые присяжные заседатели, напомните отрицательные  стороны этой привычки человека.

 Проголосуйте своими ответами!

У вас на столах лежат карточки. Отметьте отрицательные стороны курения.

Карточка 2. Приложение 3. Через 4 минуты. По очереди  зачитывают решения.

Слайд 16.

  • Организм защищается от табачного яда тошнотой, рвотой, головной болью.
  • После  неоднократных приемов никотина  у человека  развивается зависимость
  • У детей, в семьях курильщиков с младенческого возраста утрачивают иммунитет. Они плохо растут, с трудом учатся.
  • У школьников может появиться одышка, такие ребята несдержаны, вспыльчивы.
  • Организм человека не успевает  убирать мусор в организме после табака, изнашивается и стареет раньше обычного. Человек болеет.

 Речь судьи. Суд постановляет: ввиду того, что курение

  • Ухудшает здоровье человека
  • Ухудшает здоровье некурящих, но вдыхающих
  • Приносит щерб семье
  • Причиняет урон обществу -ведет к преждевременной смерти, временной и постоянной потере трудоспособности
  • Способствует безработице
  • Является причиной  пожаров в лесу.

 Приговор:  Суд приговаривает СИГАРЕТУ к изгнанию из общества.

Все: Мы едем с вами на станцию Здоровье!

Проводник - Ой, что случилось?

Проводник- Какая – то непредвиденная остановка….

Пассажир - Здравствуйте!   Давайте покурим?

Проводник - Как вы сюда попали?

Пассажир - Я   хочу проверить, все ли тут едут до станции Здоровья?                                Пожалуйста, не мешайте мне!  Ребята, вы хотите покурить?

Работа в группе. Приложение 4.

Пассажир. Давайте закурим? Каждая группа дает свой отказ на предложение закурить. Слайд 17

Проводник.  С нами едут художники!  Просим вас показать свои картины!

Художники показывают свои картины. Приложение 5

Начальник поезда. Уважаемые проводники и пассажиры в поезде ревизоры!

Ревизоры. Что вы узнали сегодня нового? Приготовьте свои билеты! Наши билеты - баллы.

Слайд18. Ревизоры проводят игру.

Ревизоры.  Все обилечены. Вы можете следовать дальше.

Начальник поезда. Мы подъехали к станции «Здоровье». Слайд 19

Слайд 20. Проводник. Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли. Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же беречь здоровье – свое и своих близких!

Проводник. Курение несет в себе грозную  опасность  для будущего нашей страны.

Проводник. Курение является не только проблемой каждого человека в отдельности, но и острой социальной проблемой, с которой связано будущее всего человечества.

Слайд 21 Начальник поезда. Спасибо! Ребята, мы надеемся, вы решили для себя «Курить или не курить?» А вам и вашим близким родныммы  желаем быть здоровыми!  Было очень приятно с вами путешествовать!

Все. Будьте здоровы!

Начальник поезда.Слайд 22. Выскажите, пожалуйста, ребята свои впечатления о путешествии.

Уходя, проголосуйте, пожалуйста, своим настроением, если вам понравилось – розовый кружок, не понравилось  положите синий квадрат. Всего  вам доброго на вашем пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста

В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Сценарий церемонии награждения победителей и призеров фестиваля юных избирателей "Твой выбор - твоя Россия!"

Сценарий поможет подготовиться к торжественному мероприятию, посвященному избирательному праву...