выступление РМО и ШМО
методическая разработка по биологии на тему

Svetlana_06011966

выступление РМО и ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon справка выступления580.04 КБ
Файл доклад48.89 КБ
Файл доклад.29.69 КБ
Файл доклад..36.5 КБ
Файл доклад...26.13 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дорская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ УРОКА БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ»

Яковлева С.Ю.

учитель биологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ УРОКА БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед школой в условиях модернизации образования, - вооружить обучающихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер универсальных (метапредметных) умений. Таким образом, на первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.

Продуктивное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность школьников, т.е. открытие под руководством педагога-наставника способов приложения знании к практике.

Все мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда обучающиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике в незнакомых ситуациях. Но, как правило, учащиеся не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому необходимо обучать.

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.Усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Проектирование современного урока биологии означает:

- определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), решаемых на данном этапе учебного процесса;

- определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);

- прогнозирование возможных действий учеников.

Целью современного урока является создание условий для формирования и воспитания такой личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Педагогическая цельв определённых условиях превращаетсяв педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности.

Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны.

Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного биологического образования, требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.

При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.

Рекомендуется в структуру лабораторных работ включать следующее: название, цели, оборудование, ход работы, состоящий из теоретической и практической части, вывод. С целью единого подхода к оформлению результатов для учащихся может приводиться таблица, а также вопросы, помогающие сформулировать вывод.

При выполнении лабораторных работ необходимо, чтобы учащиеся:

  • внимательно прочитали название работы и ее цель;
  • познакомились с теоретической частью работы, а при необходимости обратились к тексту соответствующего параграфа учебника;
  • проверили наличие оборудования для проведения данной работы;
  • изучили этапы выполнения работы и их последовательность;
  • начинали выполнение работы только тогда, когда нет вопросов в теоретической и практической части;
  • при формулировании вывода еще раз прочитали название работы и ее цель.
  • при наличии соответствующего оборудования лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым учащимся или парами.

Применение такой модели лабораторных работ на уроках биологии повышает заинтересованность учащихся при их выполнении, увеличивает степень самостоятельности ученического труда, способствует развитию умений работать с источником знаний, а также специальных и общеучебных умений и навыков. Одновременно, они помогают учителю в работе по систематизации знаний, а также развивают коммуникативные способности учащихся. В качестве примера приведу несколько примеров.

Лабораторная работа № 1

Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ.

Цель:

1. Выяснить роль ферментов в клетках.

2. Сравнить активность фермента в живых и мертвых тканях растений и животных.

3. Обосновать значение фермента каталазы в клетках растений и животных.

Оборудование: свежий 3% раствор пероксида водорода, чашка Петри, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), речной песок, ступка, пестик.

Ход работы

  1. Теоретическая часть.

Одна из важнейших функций белков – каталитическая. Биологический катализатор (фермент) ускоряет все биохимические процессы в организме.

Вещество, на которое воздействует фермент называется субстратом. Структура молекулы фермента и субстрата должны точно соответствовать друг другу, этим объясняется специфичность действия ферментов. Каталитическая функция белка связана с его третичной структурой.

Последовательность взаимодействия фермента и субстрата:

Каталитической активностью обладает лишь определенный участок молекулы фермента называемый активным центром.

Под влиянием различных факторов изменяется структура молекулы белка, ее конфигурация и фермент могут терять свою активность. Примером влияния на биохимическом процессе в организме является фермент каталаза, который содержится в его клетках для обезвреживания образовавшегося пероксида водорода.

  1.  Практическая часть.
  1. Приготовьте пять чашек Петри и пронумеруйте их. Поместите:
  • в первую – немного речного песка;
  • вторую – кусочек сырого картофеля и измельченного сырого картофеля;
  • третью – кусочек вареного картофеля и измельченного вареного картофеля;
  • четвертую – кусочек сырого мяса и измельченного сырого мяса;
  • пятую – кусочек вареного мяса и измельченного вареного мяса.

Капнуть на каждую пробу 1–2 капли пероксида водорода. Понаблюдать что происходит.

2. Сравнить активность измельченной и целой растительной и животной тканей.

3. Составить таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

Чашка

Петри №

Субстрат А

Субстрат Б

Наблюдения

Объяснение наблюдаемого

1

песок

 

 

 

2

кусочек сырого картофеля, кусочек измельченного сырого картофеля

 

 

 

3

кусочек вареного картофеля, кусочек измельченного вареного картофеля

 

 

 

4

кусочек сырого мяса, кусочек измельченного сырого мяса

 

 

 

5

кусочек вареного мяса, кусочек измельченного вареного мяса

 

 

 

4. Сделайте выводы, отвечая на вопросы:

  • Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях?
  • Каково значение фермента каталаза в живых организмах?

Примечание: При приготовлении микропрепарата в качестве покровного стекла можно использовать полимерный материал.

Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть.

Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Бабанский, Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

2.         Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г.Д.Кириллова. - М.: Просвещение, 1980. – 159 с.

3. Мирзоев, С.С. Ативизация познавательного интереса учащихся [Текст] / С.С.Мирзоев // Биология в школе . -2007. - №6. – С. 32-34.

4. Мухина, И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии [Текст] / И.Д.Мухина //Биология в школе. - 2007. - № 6. - С. 37-39.

5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы:: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дорская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Проектно - исследовательская деятельность  обучающихся на уроках биологии »

Яковлева С.Ю.

учитель биологии

 « Проектно - исследовательская деятельность  обучающихся на уроках биологии »

                 Анализ условий профессиональной деятельности.

         Главная цель любой педагогической деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и других универсально-учебных действий обучающихся, средствами учебного процесса на уроках биологии через      проектно - исследовательскую     деятельность.
    Все происходящие изменения в современном обществе и введение новых образовательных стандартов II поколения (ФГОС) требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного мышления. Создаётся развивающая среда. Я использую идеи проблемного обучения, технологию проектного обучения, что помогает детям реализовать свой творческий потенциал. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах и основы этого должны быть заложены на I ступени обучения в образовательном        учреждении.
    
 В ходе изучения темы были выявлены следующие противоречия:
- между низким уровнем развития исследовательских навыков младших школьников и требованиями ФГОС II поколения;
-  между желанием обучающихся заниматься исследовательской деятельностью и недостаточной материально - технической базы школы для её реализации;
-  между потребностью общества в творчески развитой личности и недостаточном внимании к этому в организации образовательного процесса.
 Выявленные противоречия позволили определить проблему:  совершенствование структуры исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, способствующей развитию творческого потенциала личности. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности  школьников по биологии, путей внедрения их в образовательный процесс.
   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения познавательного интереса, через организацию сотрудничества между педагогом и обучающимися в процессе исследовательской деятельности.
Новизна опыта состоит в создании системы условий и возможности использования различных методик обучения, ориентированных на формирование у обучающихся познавательных интересов и навыков исследовательской деятельности.
Цель: создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности       у      обучающихся.
Достижение цели предполагает решение следующих задач :
- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать познавательный интерес к предмету через исследовательскую деятельности;
-использование элементов проблемного обучения;
-составление индивидуальных планов работы с одарёнными детьми;
- организация участия в районных  и областных конкурсах      и      конференциях;
-вовлечение школьников в работу научного общества учащихся.
-создание методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской   деятельности       школьников;

           В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии учебно-воспитательной работы.

          Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо подготавливать,  всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».  Чтобы научить школьников рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать.

       В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.

       Организация  исследовательской деятельности имеет следующую структуру:  мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия.  В основу исследования положена  идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

  Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции-алгоритмы. Они определяют содержание и последовательность действий школьников, содержат информацию о повторении необходимого материала, описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования. В инструкциях-алгоритмах также могут приводиться порядок выполнения заданий, контрольные вопросы, список литературы. Алгоритмическая заданность практических работ не исключает творческого и исследовательского характера их выполнения (проверка научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, постановка опытов, проведение биологических исследований). Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно-научном  направлении.

       Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.  

        Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации.  В процессе обучения, я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и  активным поиском нового.

       Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

       Исследование может быть организовано на всех этапах обучения  любого предмета: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

        В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах - от восприятия до применения на практике. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.       

        Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов.

       Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок -ролевая игра,  урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.  Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся  использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

     В процессе обучения биологии  на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

     Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить «видение» обучающимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на практике, такое случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем затруднительно. Тут на помощь должен прийти учитель. В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению  основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.

    При изучении механизмов функционирования и регулирования систем органов и организма в целом (раздел «Человек и его здоровье») широко привлекается биологический эксперимент как в виде  лабораторных работ и самонаблюдений, так и в виде примеров из истории науки и данные современной науки.                       

              Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя.

Основные требования к организации проекта:

- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;

- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и научное) значение;

- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;

- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе его осуществления.

          Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности. «Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее», - считает В. В. Гузеев (3).

Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “пространство” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития обучающихся.

Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.

     Положительной  оценки  достоин любой уровень достигнутых результатов. От исследовательской  деятельности ребята получают творческий импульс, желание  расширять  собственные горизонты.  Это качество развивается  подчас  непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать.  Выполнение  проектов или исследований в 11 классе являются как отдельные случаи  выдающихся успехов одаренных обучающихся, или как  курсовое  проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов  в качестве творческого экзамена.

    

     Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.  Это означает, что его главной целью  является  развитие  личности учащегося, а  не  получение  объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской  деятельности – в  приобретении  учащимися  навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому  типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

      Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:  обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;   

  • уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме;   
  • уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих  детей;
  • быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;  
  • уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;   
  • предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
  • организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований;  
  • предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений;     
  • поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям;   
  • уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;   
  • внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;
  • уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

 

 Я считаю, что проектная и исследовательская деятельность очень необходима для метапредметных результатов       образования.
Во-первых, это вызывает интерес у преподавателя и у самих детей. Во-вторых, приходится иметь дело с таким огромным количеством материала, что повышает уровень знаний, как детей, так и преподавателя. В-третьих, в таком виде работы ученик и учитель выступают именно партнерами образовательного процесса.

 Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский  метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей  увлеченности  предметом. Работы, выполненные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

 

 



Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дорская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Формирование ууд на уроках  биологии»

Яковлева С.Ю.

учитель биологии

Формирование ууд на уроках  биологии.

       Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.                                                                                                                                   Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана   группой авторов:   Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.                                                                                                                                                     В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:                                В блок личностных ууд входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

        В блок регулятивных ууд входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование   предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.                                                                         В блоке
познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.                                                                                                                                  В блоке   коммуникативных ууд выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

    Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

–  участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 – «Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»

     Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                          – работа в группах                                                                                                                                       – составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;

         Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

         Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Рассмотрим несколько примеров                                                                                                                             6класс. 1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А – в семени две семядоли  Б – в семени одна семядоля В – корневая система стержневая Г – корневая система мочковатая Д – жилкование листьев сетчатое Е – жилкование листьев параллельное Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.                                                                                            

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.                         Рассмотрим несколько примеров                                                                                                    

6класс : Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.

8класс : Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость фибриноген – гемоглобин ДНК – РНК митохондрии – рибосомы

6класс : Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

      Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

 9класс . Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.  

b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?

a. А – нуклеотиды В – аминокислота

b. Б – глицерин Г – липид

c. Д – углевод

Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.

        Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты?  . Для этого необходимо

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

  Рассмотрим несколько примеров

  1. Работа с рисунками

9класс : Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении

6класс : Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

 9класс : В чем сходство и различие митоза и мейоза?

Умение заполнения таблиц

8класс

Название анализаторов

Функции

Части анализатора

Воспринимающие раздражение

Проводящие возбуждение

Различающие раздражение

Умение составление  схемы

5класс

   

 Умение составлять тематические  синквейны,                                                                            текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема),
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка – 3 глагола (описание действий),
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.  

3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько примеров:

 Выдвижение проблемного вопроса

9класс  Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?

 Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

9класс: Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

 Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

  9 класс: Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?

 Сообщение парадоксального факта

 6 класс: Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

Выполнение творческих заданий

9 класс: Подготовка и защита творческих работ по теме: Экологические кризисы (в виде презентаций, сообщений ,рисунков.)

9 класс: Подготовка теста по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов

1 задание:  3 вопроса с выбором  одного правильного ответа.

2 задание:   из 6 утверждений выбрать три верных.

3 задание:  на соответствие

Приемы формирования коммуникативных универсальных  учебных действий.

  Одной из форм формирования коммуникативных универсальных  учебных действий работа учеников в группе  она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может      быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.  Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы,   которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику   изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

  Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006

  Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

  Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

 Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дорская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Системно-деятельностный подход на уроках биологии»

Яковлева С.Ю.

учитель биологии

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА  КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ  ОСНОВЕ

2.1. Компетентностно  - ориентированный урок.

Характеристики урока  в условиях традиционного обучения.

Черты урока по ФГОС

1) Ученик - пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя.

1) Ученик - субъект обучения.

2) Основной источник учебного материала - слово учителя.

2) Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия;  справочная литература; практические работы.

3)  Структура урока отличается постоянством.

3) Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность  урока, работоспособность каждого учащегося.

4) Деятельность учащихся,  носит подражательный и  воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала).

4) Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам»,  «все обучают всех», «все помогают всем».

5) Ведущей формой  обучения на уроке является фронтальная, а методом - монологический (один говорит все слушают и выполняют; один работает у доски, другие  на своих рабочих местах и сверяют с "доской").

5) Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим.

6) Согласованных критериев оценки знаний учащихся нет. ) Учитель ставит отметки   "на глаз", примерно, в сравнении с другими ученикам

6) Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения  планируемых результатов».

7. Цели и дидактические задачи урока формально присутствуют, хотя в отдельных случаях учитель  объявляет цели и задачи урока, но они не всегда выдерживаются учителем  в ходе урока.

Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.

Какие требования предъявляются к современному уроку.

Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

в центре внимания урока - дети;

планирование обратной связи

Методические принципы инновационного урока.

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Структура современного урока.

1.Целеполагание

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 Цели должны быть:  

- Диагностируемые

- Конкретные

- Понятные

- Осознанные

- Описывающие желаемый результат

- Реальные

- Побудительные (побуждать к действию)

- Точные (конкретные формулировки).  

2. Мотивация.

3. Выбор деятельностных методов и приемов обучения

        Организация деятельности учащихся: эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а обучающиеся. 

Деятельностные методы и приемы обучения - учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм,  решение компетентностно-ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации. 

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

Свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Основные типы  остаются прежними, но в них внесены изменения.

1.  Урок  изучения  нового

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление  новых  знаний

2.  Урок  закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3.  Урок  комплексного применения знаний

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в  новых условиях.

4.  Урок  обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5.  Урок  контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

2.2. Уроки «открытия» нового знания.

Типы уроков деятельностной направленности.

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

1.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с комментированием;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2.3. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

«МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему≤).

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее). Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов.

-          Почему я не решил задание № 20 теста или решил≤

-          Я был на верном пути, но растерялся≤ (Внимание, самообладание≤)

-          Обращался ли я к дополнительной литературе≤ (Это первые шаги к саморазвитию.)

-          Обсуждал ли с кем-либо решение≤ (Один ум хорошо, а два лучше.)

-          Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии≤ Чему научился≤

-          Что у меня получилось и не получилось≤ Какая помощь мне нужна≤ (Японская мудрость гласит: «Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно».)

-          Что нужно сделать, чтобы добиться успеха≤ (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)

                                         

3.Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Уроки общеметодологической направленности призваны:

- Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

- формировать представления о методах организации своей учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

    - На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

    - Такие урока являются вводными или завершающими изучение темы (раздела).

 Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.

1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.

2. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.

3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.

4. Составить контрольную работу.

5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.

6. Определить критерий оценивания контрольной работы и форму его предъявления учащимся.

7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.

8. Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.

9. Продумать форму организации этапа мотивации.

10. Продумать форму организации актуализации знаний.      

11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления  ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.

12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.) 13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.

14. Продумать форму организации этапа рефлексии учебной деятельности.

15. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы мотивации, локализации затруднений и построение проекта).

16. При необходимости внести коррективы в план-конспект.

17. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.

18. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...