Урок по биологии для 5 класса "Биология и здоровье".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный урок разработан к учебнику по Биологии: Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Вектор» / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 128 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Цели урока:

Образовательная - формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Развивающая - формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развитие логического мышления.

Воспитательная- формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_i_zdorove.docx31.35 КБ
Файл biologiya_i_zdorove.pptx1.59 МБ
Файл tsvetok.docx13.21 КБ
Файл zadaniya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок: Биология

Тема: Биология и здоровье

Цели урока:

Образовательная - формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Развивающая - формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развитие логического мышления.

Воспитательная- формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные - принятие правил ЗОЖ, понимание  в необходимости экстренной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

Метапредметные -

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:  умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих группах.

Предметные  - приведение доказательств зависимости  здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды; знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

 Структура урока

1. Организационный этап.

2. Постановка учебной задачи (мотивация).

3. Первичное усвоение новых знаний

4. Применение нового знания.

5. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

7. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задания

Ход урока:

1.Организационный момент 1 мин.

- Добрый день ребята. Присаживайтесь на свои места.

А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнѐмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Ведь улыбка и смех продлевают жизнь и являются полезным для нашего здоровья (Включение в деловой ритм).

2.Постановка учебной задачи (мотивация)  – 4 мин.

А теперь давайте поговорим о здоровье . Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. «Здоровому все здорово» -  гласит пословица. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. А теперь давайте обратимся к данной диаграмме «Факторы, влияющие на здоровья человека». Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то

самый большой процента приходиться на что? (образ жизни). В равной степени какие факторы? И фактор, который в меньшей степени влияет на здоровье это? (На 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет).

А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль нашей темы сегодня на уроке.

Итак,  если основным фактором, влияющим на здоровья является образ жизни, то тема нашего урока «Биология и здоровье».

Как вы думаете, для чего этот  урок нам нужен, какова его цель? (Для того, чтобы узнать новое, поделиться знаниями с одноклассниками, понять опасность вредных привычек )

Цель нашего урока: узнать основные правила ЗОЖ и познакомиться с вредными привычками, опасными для здоровья.

В связи с этим, я считаю, по праву девизом нашего урока можно считать  слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Вы согласны с этим высказыванием?

3. Первичное усвоение новых знаний

Знания о строении и жизнедеятельности  организма человека это ключик к здоровому образу жизни!

Как Вы думайте, что является основными правилами ЗОЖ?

Итак ребята, сейчас вы должны будите усилиями всего класса создать цветок здоровья и определить основные составляющие ЗОЖ. Сейчас вы будите работать в группах. Я на доске помещаю сердцевину цветка с надписью «Здоровый образ жизни», а лепестки каждая группа сможет прикрепить после выполнения задания, которое находиться на обратной стороне лепестка.

1 группа. Соблюдай чистоту.

Задание: Вставьте пропущенные слова в предложении.

Чистить зубы надо……… раз  в день, от …до…..минут. Ногти нужно держать в чистоте, а то под ними может скапливаться большое количество болезнетворных….. Волосы тоже должны быть в порядке. При расчесывании волосы очищаются от...... и ……..Дома раз в неделю необходимо делать влажную……В целом, необходимо везде и во всем соблюдать…… и порядок.

2группа. Правильно питайся.

Задание 1. Прочитать стихотворение и ответить на вопрос.

Робин Бобин Барабек 
Скушал сорок человек, 
И корову, и быка, 
И кривого мясника, 
И телегу, и дугу, 
И метлу, и кочергу, 
Скушал церковь, скушал дом, 
И кузницу с кузнецом, 
А потом и говорит: 
«У меня живот болит». 

Почему заболел живот у Робина Бобина? 

(Много съел,  все подряд ел. Переедание приводит к ожирению. Надо питаться по режиму).

Задание 2. Отобрать предложения, в которых говориться о правильном питании.

  1. Необходимо употреблять пищу 4 - 5 раз в день.
  2. Необходимо употреблять пищу 3 раз в день.
  3. Очень важны в рационе овощи и фрукты.
  4. В большом количестве необходимо употреблять жирную и сладкую пищу.
  5. Вода – необходимый компонент в рационе человека.
  6. Горячая пищи – необязательный компонент в рационе питания.
  7. Ежедневно необходима одна порция молочных продуктов (йогурт, кефир).
  8. Есть нужно не спеша, тщательно пережевывая пищу.
  9. Во время приема пищи можно разговаривать и есть одновременно.
  10.  Пищевой рацион должен быть сбалансированным и разнообразным.

З группа. Сочетай труд и отдых.

Задание: Решить проблемную ситуацию.

Один знакомый решил отдохнуть после школы, проведя часа два перед телевизором, потом поиграл в компьютер, и выяснилось, что на выполнение уроков у него совершенно не хватило сил. С чем это может быть связано?

(Телевизор, компьютер хороши в меру. Необходимо гулять и играть на свежем воздухе. Нужно сочетать труд и отдых, отдавать предпочтение активному отдыху на свежем воздухе. Обязательно нужно чередовать труд с отдыхом).

4 группа. Соблюдай режим дня.

Задание: установить последовательность правильного режима дня.

  1. Просыпаемся, убираем постель.
  2. Зарядка
  3. Завтрак, одевание.
  4. Дорога школу.
  5. В школе учимся, находимся в движении и обязательно обедаем.
  6. Приходим домой отдыхаем.
  7. Делаем уроки (2-3 ч).
  8. Прогулка на воздухе.
  9. Ужин, свободное время.
  10.  Туалет. Сон

5 группа. Занимайся спортом.

Задание 1. Буквы записаны в разном порядке. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем.

ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура

ДКАЗАРЯ – зарядка

ЛКАЗАКА – закалка

ЕНГИАГИ – гигиена

ЛКАПРОГУ  – прогулка 

Задание 2. Провести физ.минутку в классе (зарядку на 1 мин.).

6группа. Не заводи вредных привычек.

Задание: Отгадать, чей это портрет и ответить на вопросы? Когда я шла (шёл) на работу, мне по дороге встретился человек. Бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно.

 - Чей портрет?

 - Вам  понравилось  описание  человека?

  -Кто виноват в том, что он так выглядит?

Итак ребята, мы с вами собрали все составляющие здорового образа жизни и получили цветок здоровья, запишите его в тетрадь.

Ребята, по статистике серьезной проблемой в настоящее время являются вредные привычки, которые подстерегают любого человека на жизненном пути.  А теперь давайте подробнее поговорим о вредных привычках. Самые вредные – алкоголь, курение  и наркотики.

Выслушивание докладов.

  1. Курение, алкоголь, наркотики

Организм человека – хрупкая биологическая система. Здоровья и жизнь человека зависят от того, соблюдает ли человек правила безопасности в различных ситуациях. Поговорим о правилах безопасности при сильном ветре, грозе и граде.

2. Ветер, гроза, град

Выполнение правил безопасности убережет вас от множества неприятностей и бед, но все же не сможет полностью исключить каких либо несчастных случаев. Вот почему важно научиться оказывать и другим первую помощь, особенно при кровотечениях и травмах.

3. Первая помощь при кровотечении и растяжении связок.

4. Применение нового знания (+ или - )

1. Хорошее здоровье, в первую очередь, зависит от образа жизни самого человека (+).

2. К основным составляющим ЗОЖ относиться пассивный образ жизни (-).

3. Правильное питание и правильный режим дня – залог вашего здоровья (+).

4. Чистить зубы надо раз в день (-).

5. Алкоголь можно употреблять, но не часто (-).

6. Необходимо сочетать труд и отдых (+).

7. При кровотечении мы сразу должны закрыть рану марлевой салфеткой (-).

8. При растяжении связок сначала прикладываем холод и туго забинтовываем (+).

9. Одним из факторов ЗОЖ является наследственность человека (+).

10. Пассивное курение не влияет на здоровье человека (-).

Закончите предложения:

Для того чтобы быть здоровым я буду….

Для того чтобы быть здоровым я не буду….

5. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Д/з по выбору: составить вопросы классу по пройденной теме или составить кроссворд.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факторы, влияющие на здоровья человека

Слайд 2

Биология и здоровье МБОУ Подсинская СОШ Урок: биология, 5 класс Учитель: Климова Т.С. учитель биологии 2015 г .

Слайд 3

Цели урока: Образовательная - формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья. Развивающая - формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развитие логического мышления. Воспитательная - формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Слайд 4

Девизом нашего урока можно считать слова Карлейля : «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».

Слайд 5

Работа в группах Группа 1. Соблюдай чистоту Группа 2. Правильно питайся Группа 3. Сочетай труд и отдых Группа 4. Соблюдай режим дня Группа 5. Занимайся спортом Группа 6. Не заводи вредных привычек

Слайд 6

1 группа. Соблюдай чистоту Задание: Вставьте пропущенные слова в предложении Чистить зубы надо……… раз в день, от …до…..минут. Ногти нужно держать в чистоте, а то под ними может скапливаться большое количество болезнетворных….. Волосы тоже должны быть в порядке. При расчесывании волосы очищаются от...... и ……..Дома раз в неделю необходимо делать влажную……В целом, необходимо везде и во всем соблюдать…… и порядок.

Слайд 7

2группа. Правильно питайся Задание: Прочитать стихотворение и ответить на вопрос Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит». Почему заболел живот у Робина Бобина?

Слайд 8

Задание: выбрать предложения, в которых говориться о правильном питании Необходимо употреблять пищу 4 - 5 раз в день. Необходимо употреблять пищу 3 раз в день. Очень важны в рационе овощи и фрукты. В большом количестве необходимо употреблять жирную и сладкую пищу. Вода – необходимый компонент в рационе человека. Горячая пищи – необязательный компонент в рационе питания. Ежедневно необходима одна порция молочных продуктов (йогурт, кефир). Есть нужно не спеша, тщательно пережевывая пищу. Во время приема пищи можно разговаривать и есть одновременно. Пищевой рацион должен быть сбалансированным и разнообразным. 2группа. Правильно питайся

Слайд 9

З группа. Сочетай труд и отдых Задание: Решить проблемную ситуацию Один знакомый решил отдохнуть после школы, проведя часа два перед телевизором, потом поиграл в компьютер, и выяснилось, что на выполнение уроков у него совершенно не хватило сил. С чем это может быть связано?

Слайд 10

Группа 4. Соблюдай режим дня Задание: установить последовательность правильного режима дня Зарядка Ужин, свободное время В школе учимся, находимся в движении и обязательно обедаем. Просыпаемся, убираем постель. Приходим домой отдыхаем. Делаем уроки (2-3 ч). Дорога школу. Прогулка на воздухе. Сон Завтрак, одевание.

Слайд 11

Группа 5. Занимайся спортом Задание 1. Буквы записаны в разном порядке. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. ЗКУЛЬФИТРАУ ДКАЗАРЯ ЛКАЗАКА ЕНГИАГИ ЛКАПРОГУ Задание 2. Провести физ.минутку в классе.

Слайд 12

Группа 6. Не заводи вредных привычек Задание: Отгадать, чей это портрет и ответить на вопросы? Когда я шла на работу, мне по дороге встретился человек. Бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно. Чей это портрет ? Вам понравилось описание человека? Кто виноват в том, что он так выглядит?

Слайд 13

«Курить – здоровью вредить!»

Слайд 14

Курение От заболеваний, вызванных курением в мире умирает около 2,5 млн. человек в год!

Слайд 15

Курильщик, опомнись, ведь ты не дурак: Раз куришь табак, значит дело — табак! Куренье — причина ужасного рака (Заряд никотина убил Пастернака).

Слайд 16

Алкоголь и наркотики У человека, злоупотребляющего спиртом, может развиться тяжелая болезнь – алкоголизм. Наркотики нарушают работу мозга, других органов и могут привести к смерти человека!

Слайд 17

Гроза, град Нельзя укрываться под деревьями, безопаснее переждать ее в зарослях кустарника или в сухой яме. Во время грозы нельзя купаться: вода проводит электрический ток. Градины – ледяные комочки, чаще всего они не больше 1 см., но иногда встречаются и с ладонь человека. При его начале нужно как можно быстрее спрятаться под крышей.

Слайд 18

Ветер Если во время сильного ветра вы оказались дома: плотно закройте окна и двери, перейдите в комнату где меньше всего окон. А лучше всего укрыться в погребе. Если вы на улице – то укройтесь в подвале, канаве или овраге. Не прячетесь под деревьями, это опасно!

Слайд 19

Первая помощь при кровотечении Обработаем кожу вокруг раны настойкой йода. Закроем рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта. Наложим давящую повязку (туго забинтуем). Если кровотечение не остановилось, вызываем скорую помощь.

Слайд 20

Первая помощь при растяжении связок Нальем в резиновую грелку или плотный пакет холодной воды и приложим к поврежденному суставу (в течении 15-20 мин). Можно использовать замороженные продукты в холодильнике. Туго забинтуем сустав. Вызовем «Скорую помощь».

Слайд 21

Спасибо за внимание! Желаем вам здоровья!!!

Слайд 22

Пословицы о здоровом образе жизни 1.В здоровом теле, здоровый дух. 2. Береги платье снову , а здоровье с молоду . 3.Двигайся больше, проживешь дольше. 4. Крепок телом - богат и делом. 5. Пешком ходить –долго жить. 6. Здоровым будешь - все добудешь. 7. Кто любит спорт, тот здоров и бодр. 8. Болезнь человека не красит. 9. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. 10. Чистота залог здоровья



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

1 группа. Соблюдай чистоту.

Задание: Вставьте пропущенные слова в предложении.

Чистить зубы надо……… раз  в день, от …до…..минут. Ногти нужно держать в чистоте, а то под ними может скапливаться большое количество болезнетворных….. Волосы тоже должны быть в порядке. При расчесывании волосы очищаются от...... и ……..Дома раз в неделю необходимо делать влажную……В целом, необходимо везде и во всем соблюдать…… и порядок.

2группа. Правильно питайся.

Задание 1. Прочитать стихотворение и ответить на вопрос.

Робин Бобин Барабек 
Скушал сорок человек, 
И корову, и быка, 
И кривого мясника, 
И телегу, и дугу, 
И метлу, и кочергу, 
Скушал церковь, скушал дом, 
И кузницу с кузнецом, 
А потом и говорит: 
«У меня живот болит». 
Почему заболел живот у Робина Бобина? 

(Много съел,  все подряд ел. Переедание приводит к ожирению. Надо питаться по режиму).

Задание 2. Отобрать предложения, в которых говориться о правильном питании.

  1. Необходимо употреблять пищу 4 - 5 раз в день.
  2. Необходимо употреблять пищу 3 раз в день.
  3. Очень важны в рационе овощи и фрукты.
  4. В большом количестве необходимо употреблять жирную и сладкую пищу.
  5. Вода – необходимый компонент в рационе человека.
  6. Горячая пищи – необязательный компонент в рационе питания.
  7. Ежедневно необходима одна порция молочных продуктов (йогурт, кефир).
  8. Есть нужно не спеша, тщательно пережевывая пищу.
  9. Во время приема пищи можно разговаривать и есть одновременно.
  10.  Пищевой рацион должен быть сбалансированным и разнообразным

З группа. Сочетай труд и отдых.

Задание: Решить проблемную ситуацию.

Один знакомый решил отдохнуть после школы, проведя часа два перед телевизором, потом поиграл в компьютер, и выяснилось, что на выполнение уроков у него совершенно не хватило сил. С чем это может быть связано?

(Подсказка: телевизор, компьютер хороши в меру. Необходимо гулять и играть на свежем воздухе. Нужно сочетать труд и отдых, отдавать предпочтение активному отдыху на свежем воздухе. Обязательно нужно чередовать труд с отдыхом).

4 группа. Соблюдай режим дня.

Задание: расположите предложения в правильном порядке, соблюдая режима дня.

  1. Зарядка
  2. Ужин, свободное время
  3. В школе учимся, находимся в движении и обязательно обедаем.
  4. Просыпаемся, убираем постель.
  5. Приходим домой отдыхаем.
  6. Делаем уроки (2-3 ч).
  7. Дорога школу.
  8. Прогулка на воздухе.
  9.  Сон
  10. Завтрак, одевание.

5 группа. Занимайся спортом.

Задание 1. Буквы записаны в разном порядке. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем.

ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура

ДКАЗАРЯ – зарядка

ЛКАЗАКА – закалка

ЕНГИАГИ – гигиена

ЛКАПРОГУ  – прогулка 

Задание 2. Провести физ.минутку в классе (зарядку на 1 мин.).

6 группа. Не заводи вредных привычек.

Задание: Отгадать, чей описан портрет и ответить на вопросы?

Когда я шла (шёл) на работу, мне по дороге встретился человек. Бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно.

  А) Чей портрет?

  Б) Вам  понравилось  описание  человека?

  В) Кто виноват в том, что он так выглядит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

урок по биологии в 11 классе "Факторы определяющие здоровье человека"

Разработка урока по биологии  из цикла уроков по "Здоровьесбережению". В приложении используются презентации выполненые учащимися....

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Презентация по биологии на тему «Жить здорово. Молоко». (8 класс, биология)

Это презентация к уроку обобщения , систематизации и практического применения знаний  с экспериментальным определением краткого химического анализа  качества молока ,  в  теме &laq...