Конспект урока "Кишечнополостные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ямурова Алсу Инфировна

Урок разработан с применением технологии системного подхода, содержит дидактический материал, презентацию. презентация разделена на блоки, что удобно при изучении материала отдельными модулями, содержит красочные иллюстрации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_kishechnopolostnye.doc39.5 КБ
Office presentation icon tip_kishechnopolostnye.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Кишечнополостные

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательная: дать знания о строении кишечнополостных, их отличии от одноклеточных;

Развивающая: развивать представление об усложнении организации живых организмов;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: плакаты, презентация Power Point, модель гидры.

Формы работы на уроке: лекция, показ, работа с учебником, работа с карточками, тестами.

I Проверка домашнего задания: работа по карточкам.

II Актуализация знаний

Какие функции может выполнять клетка? Всегда ли клетка – это один организм? Каких многоклеточных животных вы можете назвать?

III Объяснение нового материала

  1. Ключевые понятия: кишечнополостные, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, регенерация, гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

К подцарству многоклеточных относятся и беспозвоночные, и позвоночные животные. (Вспомните определение беспозвоночных и позвоночных животных.) К беспозвоночным относят типы простейших, губок, кишечнополостных, иглокожих, моллюсков, червей, членистоногих и некоторых других.

Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний – энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи.

Большинство кишечнополостных живет в морях и океанах. Они подразделяются на 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.(слайд 5)

Основные особенности кишечнополостных – 2 слоя клеток, лучевая симметрия и наличие стрекательных клеток. Впервые появляются 2 типа ткани. Полость тела у них имеет вид мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки. У них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.

Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами, так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные мелкими водными организмами и мальками рыб.

Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации (восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела гидры промежуточные клетки  начинают усиленно расти, и раненное место восстанавливается.

Кишечнополостные живут свободно плавая в воде или прикрепляются к различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные представлены полипами, а свободноплавающие – медузами. Среди кишечнополостных есть виды, образующие колонии (колониальные красные кораллы). Малоподвижные кишечнополостные прикрепляются под водой к различным предметам или к телу других животных (раковины моллюсков, панцири раков) при помощи подошвы.

К классу гидроидных относятся пресноводные гидры и морские колониальные полипы, например обелия. (слайд 6,7)Гидры ведут одиночный, обычно прикрепленный образ жизни. Они хищники. Питаются дафниями и циклопами. Морские гидроидные ведут сидячий образ жизни. Похожи они на кустики, состоящие из сотен особей. Особи без щупалец и рта отпочковывают маленьких медузок разного пола. Самки выметывают в воду яйца, а самцы – сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц разовьются планулы (личинки), которые дадут начало новым колониям. (слайд 8)

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 9,10,11)

Класс сцифоидных включает крупных медуз (ушастая, корнерот, полярная), которые похожи на перевернутые чаши (от греч. сцuфос - чаша). (слайд 14)

У медузы рот находится посередине нижней стороны тела, по краям которого располагаются щупальца. Медуза передвигается в воде с помощью верхней зонтикообразной части тела. Резко сокращая свой зонтик и выбрасывая воду наружу, она плывет выпуклой стороной вперед. (слайд 15)

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение). (слайд 16,17,18)

Кораллы и актинии составляют класс коралловых полипов. (слайд 19)Актинии похожи на цилиндры с многочисленными короткими толстыми щупальцами. Отдельные особи кораллов живут не поодиночке, а образуют большие колонии, защищенные твердым известковым «скелетом». По мере роста кораллов надстраивается и их каменистый «скелет», состоящий из минеральных «скелетных» образований. Сверху продолжают расти и почковаться живые кораллы. Нижняя часть колонии становится совершенно безжизненной (слайд 20)

Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 21)

  1. Составление опорных схем: таблица «Тип Кишечнополостные» (слайд 22,23)
  2. Закрепление: блиц-опрос. (слайды 24-29)

IV Итоги урока

V Домашнее задание: §37, составление кроссворда по материалу параграфа..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип Кишечнополостные

Слайд 2

План урока Общая характеристика типа Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы Значение кишечнополостных

Слайд 3

Цели: Обобщить и систематизировать знания о Типе Кишечнополостных; Расширить представление о многообразии типа, значении этих организмов;

Слайд 4

Ключевые слова Кишечнополостные, сцифоидные, эктодерма, энтодерма, регенерация, стрекательные, промежуточные клетки

Слайд 5

Классы типа Кишечнополостных Гидроидные Сцифоидные Полипы

Слайд 6

Класс Гидроидные Гидра пресноводная

Слайд 7

Строение гидры 1 – рот 2 – щупальца 3 – эктодерма 4 – эндодерма 5 – кишечная полость 6 – сперматозоид 7 – яйцеклетка 8 – почка 9 – нервное сплетение 10 – нервная клетка 11 – стрекательная клетка 11А –стрекательная нить 11Б –чувствительный волосок 11В – стрекательная капсула

Слайд 8

Главные характеристики класса Тело имеет вид мешочка, состоящего из двух слоёв – наружного эктодермы и внутреннего – энтодермы. Внутри имеет пищеварительную полость. Образ жизни – полуподвижный.

Слайд 9

Органы и системы (наружный слой) КОЖНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – покровная и двигательная функция. СТРЕКАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – впрыскивают яд в тело жертвы.

Слайд 10

Органы и системы (наружный слой) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КЛЕТКИ – дают начало другим клеткам. НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ – имеют отростки, образующие сеть.

Слайд 11

Органы и системы (внутренний слой) ПИЩЕВАРИТЕЛЬНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ –перемешивание и переваривание пищи. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ – вырабатывают ферменты, необходимые для пищеварения

Слайд 12

Питание Стрекательные клетки парализуют жертву Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное

Слайд 13

Размножение Почкованием (бесполое) – на теле гидры появляется бугорок, из которого вырастает взрослая гидра. Половое размножение – на теле гидры созревают половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки, которые сливаясь образуют яйцо.

Слайд 14

Класс Сцифоидные (медузы) Аурелия

Слайд 15

Строение медузы

Слайд 16

Главные характеристики класса Тело состоит из купола, с нижней стороны ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Образ жизни – подвижный

Слайд 17

Питание Питается, захватывая щупальцами мелких рыбешек

Слайд 18

Размножение Размножается половым путем. После слияния половых клеток развивается личинка – планула, которая затем прикрепляется ко дну. Далее происходит почкование и отделяются взрослые медузы.

Слайд 19

Класс Коралловые полипы

Слайд 20

Строение кораллового полипа

Слайд 21

Главные характеристики класса Живут колониями. Имеют известковый скелет, который образует рифы. Питаются мелкими организмами, парализуя их как гидра. Образ жизни – неподвижный.

Слайд 22

Значение Коралловые полипы образуют коралловые рифы – место обитания многих животных. Природные фильтраторы воды. Образовали залежи известняка.

Слайд 23

Значение Используются для изготовления ювелирных украшений.

Слайд 24

Контрольный тест

Слайд 25

Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных? Класс Сцифоидные Класс Саркодовые Класс Млекопитающие

Слайд 26

Подбери пары : Через центр тела можно провести несколько полостей, рассекающих его на равные части Одна плоскость делит тело примерно на две равные половины Двусторонняя симметрия Радиальная симметрия

Слайд 27

Что характерно для кишечнополостных? Относятся к простейшим Стенка тела образована двумя слоями Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки Развита регенерация

Слайд 28

Какое размножение характерно для кишечнополостных? Половое Бесполое

Слайд 29

Подбери пары 1. Промежуточные клетки 2. Кожно-мускульные клетки 3. Стрекательные клетки 4. Железистые клетки на внутренней стенке А) Вырабатывают пищеварительные ферменты Б) Функция защиты и поражение жертвы В) Покров, функция движения Г) Способны образовывать любые другие клетки А В Г Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...