Пропедевтический и другие виды рассказов, используемых при обучении биологии.
статья по биологии (7 класс) на тему

Лютов Валентин Николаевич

Биология и литература - весьма действенный способ нетрадиционного обучения предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья Лютова В.Н.

учителя биологии ГКОУ СКОШИ № 2

«Пропедевтический и другие виды рассказов, используемых при обучении биологии»

В практике преподавания биологии учитель может иногда применять не совсем традиционные для данного предмета формы обучения.

Одной из таких, на мой взгляд, интереснейших и достаточно действенных форм, является пропедевтический рассказ. Пропедевтика, что в переводе с древнегреческого означает «предварительно обучаю» – введение в какую-либо науку или искусство, сокращённое систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Цели, которые учитель хочет достичь, применяя пропедевтический и другие виды обучающих рассказов, могут быть самыми разнообразными.

К примеру:

1.  Не только введение в какую-либо тему, что определяется значением

самого термина «пропедевтика», но и, наоборот, её обобщение.

2. Развитие наглядно-образного мышления, что для слабовидящих учащихся является немаловажным.

3. Нравственная оценка какого-либо поступка.

4. Экологическая направленность того или иного процесса и многое другое.

Следует подчеркнуть, что пропедевтический и другие виды рассказов – это не просто изложение учебного, а иногда и научного материала, но и литературное произведение. А законы жанра нужно соблюдать неукоснительно. В противном случае тот, кто его написал, рискует оказаться объектом критики не только со стороны специалистов-филологов, но и самих ребят, устами которых, как известно, глаголет истина.

Далее я приведу в качестве примеров четыре вида рассказов, преследующих различные образовательные цели.  

Рассказ 1. «Сказка про то, как клетка взбунтовалась…»

Жила была Клетка. Она была молода и хороша собой. И ей было чем гордиться: совершенная форма, яркая зелёная окраска и ни одной морщинки на оболочке. Подружки постарше очень уж ей завидовали.

Но зависть, как известно, до добра не доводит. И сглазили соседки нашу красавицу – стала она худеть ни по дням, а по часам…

Старый доктор Микроскоп, которого вызвала больная, навёл на неё свои увеличительные стёкла, чтобы поставить диагноз. И то, что он увидел и услышал, очень его расстроило.

       – Я самое главное в клетке!  –  надменно произнесло Ядро.  –  Без

меня вы все – ничто, ибо   Я управляю   всеми вами!  К тому же у меня

имеется досье не только на каждого из вас, но даже на саму Клетку! Поэтому с сегодняшнего дня я становлюсь вашим повелителем! И если кто-либо осмелится мне перечить, того я просто уничтожу!

       – Что ж, – ехидно булькнула Вакуоль, – тогда начинай с меня. Но только учти: если я исчезну, то ты и твои подданные умрёте от голода и жажды. Я должна быть самой главной!

       – Тоже мне незаменимая какая! – расхохотался Хлоропласт. – А кто готовит вам еду? Уж не ты ли?! Мне и только мне известна тайна фотосинтеза, и без меня вы бы все давно умерли с голода! Я, дорогая моя Вакуоль, готовлю еду, а ты только забираешь её у меня и складываешь в свои закрома, да ещё и водой разбавляешь! Не ты, а я самый главный!

      – Не забывайте, милые мои, – нежно зажурчала Цитоплазма, – что все

вы живёте во мне, а я связываю вас воедино. Если меня не станет, то Клетка превратится в воздушный шарик, и вы все погибнете. Неужели не понятно, что главнее меня и быть никого не может?

      – Какие же вы глупые! – возмущённо вскрикнула Оболочка. – Кто защищает вас от непрошенных гостей? Кто снабжает вас всем необходимым? Кто выбрасывает за вами мусор? Я и только я должна быть вашей повелительницей!

И началось тут что-то невообразимое: один старался перекричать другого, доказывая свою правоту…

Словесная перебранка грозила перерасти в драку. И тут добрый и мудрый доктор Микроскоп произнёс речь, которая успокоила и примирила наших героев.

Как вы думаете, что же сказал наш добрый доктор?

Большинство учащихся правильно отвечают на поставленный автором вопрос: все органоиды важны для нормальной жизнедеятельности клетки.

Почему? Потому что она является целостной системой, все составляющие которой должны работать слаженно. В противном случае клетка может, как минимум, «заболеть». Уже на начальном этапе изучения биологии учитель должен ввести «принцип системности» как основу функционирования всех уровней жизни. Для этого на самых первых уроках можно сравнить клетку с многоклеточным организмом, лучше человека, так как это будет более доступно для понимания.  И это   можно сделать по прочтении данного рассказа. Например, можно предложить такой ход рассуждения:

УЧИТЕЛЬ: Что необходимо человеку для того, чтобы жить?

УЧАЩИЕСЯ: Есть, пить, дышать, выделять всё ненужное (более сложные признаки живого, такие, например, как гомеостаз и само регуляция, в 6 классе не изучаются).

УЧИТЕЛЬ: Клетка живая?

УЧАЩИЕСЯ: Конечно!

УЧИТЕЛЬ: А если так, то давайте попробуем сравнить её с человеческим организмом. У человека есть кожа. Какие функции она выполняет?

УЧАЩИЕСЯ: Защитную. «Кто защищает вас от непрошенных гостей?»  (обычно   называется   именно   данная   функция. А такие, как      выделительная,   запасающая, чувствительная  и    терморегуляторная – далеко не всегда).

УЧИТЕЛЬ: У клетки есть «кожа»?

УЧАЩИЕСЯ: Да, плазматическая мембрана и клеточная стенка

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, выполняют они защитную функцию?

УЧАЩИЕСЯ: Конечно.

УЧИТЕЛЬ: Какие другие функции должны выполнять мембрана и стенка, исходя из прочитанного мною рассказа?

УЧАЩИЕСЯ: Питательную. «Кто снабжает вас всем необходимым?»

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Ещё?

УЧАЩИЕСЯ: Выделительную. «Кто выбрасывает за вами мусор?»

Если какой-либо органоид выполняет не одну, а несколько функций (в данном случае мембрана и оболочка), то учитель может перед   тем, как   задавать   вопросы   относительно   выполняемых им функций, прочесть ещё раз нужный фрагмент.

Следуя той же логике, ядро, как правило, ребята сравнивают с головным мозгом, хлоропласт – с пищеварительной системой, цитоплазму – с кровеносной системой, вакуоль – с запасами организма, и в качестве примера приводится обычно подкожный жир.

Подводя итог, учитель всё же должен указать на главенствующую роль ядра в хранении и реализации наследственной информации, а также в управлении жизнедеятельностью всей клетки – «…у меня имеется досье не только на каждого из вас, но даже на саму Клетку!», «…Я управляю всеми вами!»

Таким образом, прочитав этот рассказ, учитель в образной и достаточно упрощённой форме вводит учащихся в мир клетки, доводя до них информацию об её структуре и функциях. Это и является, как я думаю, одним из примеров пропедевтического рассказа.

Рассказ 2. «Учимся работать с микроскопом!»

УЧИТЕЛЬ: Сейчас я включу музыку, а вы при этом сделаете хорошо известные упражнения для глаз. При этом сидеть не обязательно, – вы можете встать, размять конечности и даже подвигаться. А я в это время в весьма экстравагантной и шутливой форме напомню вам основные правила работы с микроскопом, но при этом частями этого необычного микроскопа будете вы сами: Илья – самим микроскопом, Сергей – штативом, Кристина Петрова – окуляром, Кристина Гусева – объективом, Андрей – тубусом, Маргарита – предметным столиком, Иван – зажимами, Наталья – зеркалом, Амаль – диафрагмой, Рафаэль – основанием, Анна – винтом, Антон – постоянным микропрепаратом. А ваш покорный слуга будет рассказывать вам о том, как подготовить микроскоп к работе. Согласны?

УЧАЩИЕСЯ: Согласны!

УЧИТЕЛЬ: Итак, включайте своё воображение и отдыхайте...

Валентин Николаевич взял Илью за Сергея и поставил его Рафаэлем на парте на расстоянии не менее 5 – 8 сантиметров от её края.

Затем он с помощью Анны опустил Маргариту вниз до упора и установил минимальное увеличение: Кристину Петрову с десятикратным, а Кристину Гусеву с восьмикратным увеличением. При этом общее увеличение обеих Кристин, вправленных в Андрея, составило восемьдесят раз.

Потом Валентин Николаевич поместил постоянного Антона на Маргариту и закрепил его на ней двумя стальными Иванами.

Затем   он   поднял Маргариту вверх до упора, наклонил к себе Сергея

под удобным углом и, смотря в Кристину Петрову, установил с помощью Натальи и Амаля наилучшее освещение.

Продолжая смотреть в Кристину Петрову, Валентин Николаевич плавно опустил Маргариту до того уровня, при котором изображение Антона стало наиболее чётким.

УЧИТЕЛЬ: Ну что, хорошо отдохнули?

УЧАЩИЕСЯ: И посмеялись!

УЧИТЕЛЬ: Что ж, смех – дело хорошее, и, главное, жизнь удлиняет. Правила работы с микроскопом запомнили?

УЧАЩИЕСЯ: Да!

Цель этого рассказа – обучающая. Ролевым в прямом смысле слова его

вряд ли назовёшь. Но если учащиеся «включат своё воображение» и представят самих себя узлами данного виртуального микроскопа, то и посмеются вволю, да и последовательность операций запомнят намного быстрее.

К тому же такая форма обучения способствует более быстрой и устойчивой концентрации внимания на изучаемом объекте, явлении или процессе.

Рассказ 3.  «Прогулка в лесу»

В воскресенье мы всем классом решили съездить в ближайшее Подмосковье и побродить по весеннему лесу.

Был конец мая. Стоял прекрасный солнечный день. В лесу ощущался пьянящий аромат распустившихся цветов, усиленный неповторимым запахом прели.

       – Ах, какой здесь чудесный воздух, ребята, – восхитился Валентин Николаевич, зажёг при этом сигарету и жадно затянулся. – Дышите глубже, заряжайтесь кислородом, – посоветовал он и выпустил колечко сизого дыма.

        Оля вдруг закричала:

       –  Ой, смотрите! Ландыши! – Она нарвала огромный букет и стала вдыхать аромат цветов. –  Вот мама обрадуется, она их просто обожает!

       –  Пацаны, глядите – муравейник! – Эдик показал на небольшую горку, прислонившуюся с южной стороны соснового ствола, и попробовал её ногой на прочность. – Ого! Крепко построено!

        Неподалёку раздался возглас Геры:

       –  Идите, идите все сюда!

        Мы подошли к тому месту, где стоял Гера, и увидели на другой сосне

белку, мирно сидевшую на ветке.

       –  Ну, спускайся ко мне! Ну, давай, белочка! –  умолял грызуна Гера. Белка и не думала двигаться с места. – Ах, так?! Держись же!!!

        Лицо Геры приняло воинственное выражение. Он поднял с земли огромную ветку и принялся изо всех сил стучать её по стволу.

       – Гера, прекрати! – возмутился Эдик, и после его замечания остальные облегчённо вздохнули. Но успокаиваться, как видно, было рано. – Так ты её не сгонишь.

        Эдик принялся поднимать с земли прошлогодние шишки, сучья – в общем всё то, что попадалось ему под руку, и кидать ими в белку.

        Валентин Николаевич бросил недокуренную сигарету в кучу сухой хвои и сказал:

       –  Не пора ли нам поесть. Проголодались?  Ну, кто у нас самый голодный?

        И тут все ребята стали кричать наперебой: я, я, я! В лесу поднялся такой шум, усиленный ещё и эхом, что стая птиц взмыла высоко в небо и улетела прочь. Накричавшись вволю, все стали утолять голод тем, что каждый захватил с собой. После трапезы Валентин Николаевич предложил навести порядок:

       – Ребята, а теперь давайте соберём весь мусор и сожжём его, а заодно и у огня погреемся.

        Собрали всё: бумагу, фольгу, целлофан, пустые стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, остатки еды, и на всю эту кучу мусора набросали хворост и подожгли.

       – Фу! –  поморщился Миша, –  как воняет от этого костра! Пойдёмте скорее отсюда…  

       –  Не воняет, а пахнет, –  поправил Мишу   Валентин Николаевич. –    

Действительно, нам пора.

        Все поднялись и пошли в сторону шоссе. Немного погодя Наташа

попросила Виталия:

       –  Виталик, вруби музыку, и как можно громче!

        В мгновение ока лес наполнился звуками монотонного рэпа; его сменил металл, за которым последовал тяжёлый рок. Под конец, когда вся компания вышла, наконец, на шоссе, Маша Распутина поведала о том, что она хочет в Гималаи…

        Как только шумная компания села в школьный автобус, наступила тишина. Лес тяжело вздохнул, встряхнулся и зажил своей обычной жизнью.    

        А это так называемый поведенческий рассказ, у которого две взаимосвязанные цели:

1. Воспитательная – как правильно надо вести себя на природе. Достигается методом от противного, так как в рассказе все поступки учащихся и даже учителя являются неправильными: курение учителя (да ещё в присутствии ребят!), сцены с муравейником и белкой, крики и громкая музыка.

2. Обучающая – рассказ содержит также и экологические «нонсенсы»: сцены с ландышами и трапезой.

Рассказ 4. «Удивительный сон»

        В ночь с субботы на воскресенье приснился Вовочке удивительный сон…

        Не успел он донести до подушки голову, как глаза закрылись сами собой, и подсознание перенесло его в деревню, где он отдыхал каждое лето у своей любимой бабушки.

        – Иди и погуляй, внучок – сказала после завтрака бабушка. – Да   к

обеду смотри не опаздывай! – крикнула она ему вдогонку.

        А Вовочки уже и след простыл. Бежал он по тропинке во всю прыть. По обочинам дороги росли радовавшие глаз эдельвейсы с подснежниками, рядом с которыми гордо возвышались, подставив палящим лучам солнца свои перистые листья, папоротники. «Странно, почему папоротники не цветут, ведь сегодня 7 июля, день Ивана Купалы?» – недоумевал Вовочка.  

        Добежав до лесной опушки и вволю напившись из ручья ледяной хрустальной воды, решил наш герой прилечь отдохнуть…

        Слипавшиеся уже было от дремоты глаза увидели вдруг в небесной синеве маленькую точку, которая с каждой секундой всё увеличивалась и увеличивалась в размерах. Вскоре Вовочка различил филина, камнем падавшего с высоты и со свистом, от которого закладывало уши, рассекавшего своими мощными крыльями воздух. «Интересно, на кого он охотится?» –  полюбопытствовал Вовочка. Через мгновение филин уже взлетал, а в клюве у него трепыхалась редкая для этих широт бабочка Saturnia pavonia.

        После увиденного Вовочке было уже не до сна, и он решил продолжить своё путешествие, углубившись в лесную чащу.

        Пройдя несколько десятков метров, им был обнаружен лежащий на земле мёртвый дятел. «Каждому – своё. Жаль, что дятлы умирают от сотрясения мозга…»  –  философски заключил Вовочка.

        «А вот это уже форменное безобразие!» –  возмутился наш следопыт, увидев у муравейника лягушку, жадно поглощавшую его обитателей выстреливающим липким языком. «Муравьи приносят пользу!» – назидательно продекларировал Вовочка, взяв лягушку в руку. «Давай я

отнесу тебя в дупло».

        Дойдя до ближайшего дерева и выпустив зелёную   красавицу в её естественную, как он решил, среду обитания, наш герой с сознанием выполненного долга решил возвратиться в деревню. Да и время приближалось обеденное.

        Выйдя на просёлочную дорогу, ведшую в деревню, Вовочка встретил небольшое стадо быков. Один из них вёл себя как-то странно: копытом левой задней ноги он с ожесточением почёсывал своё отяжелевшее от молока вымя. Подойдя ближе, Вовочка получше рассмотрел виновника – на бычьем вымени сидел огромный клещ, также распухший от молока, как и само вымя. «Чесоточный зудень!» –  констатировал наш знаток. «Очень опасное насекомое, бык может подхватить малярию…» Надо бы пастуху сказать.

        Через несколько минут Вовочка с аппетитом уплетал бабушкины оладьи со сметаной.  «А теперь не мешало бы и вздремнуть часок-другой!»  –  и заснул

наш герой мёртвым сном…

        – Вова! Вставай, в школу пора! – раздался из соседней комнаты голос матери. – Гляди, опоздаешь!

        Еле дождавшись урока биологии, Вовочка буквально влетел в кабинет и с нескрываемой гордостью рассказал Марье Ивановне свой необычный сон.

        – Если воспринимать то, что тебе приснилось, как фантастику, причём глубоко ненаучную, то сюжет весьма занимательный, – со вздохом произнесла учительница. – Ну, а если рассматривать твой сон с научной точки зрения, в данном случае, с биологической, то он тянет на двойку, если не на единицу. Поэтому к следующему уроку будь любезен, сделай работу   над   ошибками!   А   заодно   посмотри мультфильм «В стране невыученных уроков».

        «Что её не устроило в моём потрясающем сне?» –  гадал Вовочка. «Эх, зря я так перед ней разоткровенничался…»

        На этот раз вниманию учащихся был представлен рассказ с ошибками – он буквально нашпигован биологическими и экологическими «нонсенсами». Чем больше подобных ляпсусов, тем более высока вероятность обнаружить их также как можно больше. Объясню свою мысль.

        Если читать этот рассказ в 6 классе, то учащимися будут обнаружены, в основном, ботанические ошибки, в 7 – ботанические и зоологические. Ну, а в более старших классах мы вправе ожидать обнаружение и экологических ошибок.

        Хотя, следует сказать, что раз на раз не приходится, и иногда учащиеся 5-7 классов справляются с заданием не хуже, чем старшеклассники.

        Для облегчения обнаружения ошибок можно перед чтением этого рассказа немного помочь ребятам: в данном рассказе вами должно быть найдены пять ботанических и тринадцать зоологических ошибок.

        Некоторые примеры содержат не одну, а сразу несколько ошибок. Например, эпизод с филином:

1. Это лесной, а не луговой житель.

2. Охотится не днём, а ночью.

3. Питается мышевидными грызунами, реже зайцеобразными и другими мелкими млекопитающими (и уж никак не бабочками, особенно тропическими).

4. Обладает почти бесшумным полётом за счёт большого количества пуховых перьев и пуха на крыльях.

5. И уж его зрение   никак не приспособлено для того, чтобы с большой

высоты, как орёл, рассмотреть свою жертву и падать на неё камнем.

6. Дятлы не умирают от сотрясения мозга, так как у них в черепе между клювом и черепом есть специальная амортизирующая косточка.

7. Лягушки живут в пруду, а не в лесу, да ещё в дуплах (если это не древесная квакша).

8. И питаются они не муравьями, а мухами и комарами, ловя их на лету.

9. Стадами пасутся не быки, а коровы.

10. Да и вымя есть у коров, а не у быков.

11. Чесоточный зудень не насекомое, а паукообразное.

12. Питается этот паразит не молоком, а клетками кожи, вызывая при этом зуд.

13. И малярию переносит не он, а малярийный комар.

        Экологические ошибки напрямую связаны с ботаническими и зоологическими, и обнаружить эту связь – это уже, как говорится, «высший пилотаж».

        Например, подснежники, растут только в лесу и в апреле месяце, так как для их нормального развития нужна более низкая температура и более высокая влажность, а также особые условия освещённости, нежели для других видов. Да и папоротники тоже лесные растения, и размножаются не семенами, а спорами. Эдельвейсы растут высоко в горах. В этом эпизоде все пять ботанических ошибок.

        И последнее. Пропедевтический и другие виды обучающих рассказов могут создавать и сами учащиеся, и особо охотно занимаются этим видом творчества школьники 6-7 классов. И это, несомненно, способствует более качественному изучению биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Статья: "Межпредметные связи, используемые на уроках биологии"

В последние годы учителя биологии используют межпредметные связи на своих уроках. Но, учитывая современную методику преподавания предмета, новые требования к уровню обученности учащихся, необходимо эт...

Виды работ в преподавании истории , используемых при обучении детей с ОВЗ

Возможно,этот материал будет полезен педагогам,работающи с детьми с ОВЗ....

Виды упражнений, используемых при обучении аудированию на примере учебника Spitlight

В работе дана подборка возможных заданий при обучении аудированию по  коммуникативной методике, а также приведен пример подобной работы по учебнику Spotlight...

Реализация меж предметных связей в обучении биологии с другими дисциплинами естественного цикла.

Эта статья - типичный пример использования меж предметных связей биологии с другими науками, или, как сейчас говорят, мета предметных умений....

Наглядность различных видов моделей, используемых на уроках математики в 5-6 классах

Общепринято рассматривать модель, как некий образ какого либо объекта, который служит для их замещения, выражение отношения между человеческими знаниями об объекте и между объектами. Проведённый анали...