Тематическое планирование
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Тематическое планирование 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_-8bio-2018.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Востряковская средняя общеобразовательная  школа № 3

 с углубленным изучением отдельных  предметов

 

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор МАОУ Востряковской СОШ № 3  с УИОП:

                                       ______________________ Т.В.Федорова

                                       Приказ № ___ от «___» _____ 2018 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по биологии

для 8А, 8Б, 8В классов

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Афонин Я.А.

учитель биологии и географии первой

квалификационной  категории

                                             

г. Домодедово 2018

  1. Пояснительная записка 

      Рабочая программа по биологии к учебнику Л.Н.Сухорукова,В.С.Кучменко,Т.А.Цехмистренко Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по биологии.Издание подготовлено в соответствии ФГОС основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5-6 классовна. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии ООП ООО школы на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, с изменениями от 31.12.2015г. №1577).

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2016-2017 учебный год /Приказ от 31 марта 2014 г. №253 в редакции от 26.01.2016г./;              

   4. Учебный план  на 2018-2019 учебный год.

       Согласно учебному плану школы на 2018-2019 учебный год  на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год (на 34 учебных недели).

        


II.  Планируемые результаты освоения биологии в 8-х классах.

По окончании изучения курса обучающийся научится:

-пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

- владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки;

- общим приемам:  правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами, приобретет навыки использования научно -популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

-  сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопо-пулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  

Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

  • изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  •  ориентироваться в системе познавательных ценностей воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников

III. Содержание учебного предмета Биология  

      Биология – наука о живых организмах. Условия необходимые для живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы. Воние клетки да как среда жизни организмов. Наземно-воздушная среда жизни. Почва как среда жизни. Роль растений и животных .. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность , обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость ) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Человек и его здоровье

Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, и змерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организ ма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

      Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус -фактор. Перели вание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строен ие сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно -сосудистой системы. Профилактика сердечно -сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дых ания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Гло тание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения . Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авит аминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделите льной системы и меры их предупреждения.

 Размножение и развитие

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Н арушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. Павлова, А.А. Ухтомского         и П.К.Анохина.          Безусловные и         условные         рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание,стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда.

Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

IV.Тематическое планирование

№ п/п

Количество часов на изучение раздела

Количество часов на изучение раздела

1.

Введение.

2

2.

Наследственность. Среда и образ жизни – факторы здоровья.

7

3.

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности.

7

4.

Опорно – двигательная система и здоровье.

7

5.

Системы жизнеобеспечения Формирование культуры здоровья.

28

6.

.Репродуктивная система и здоровье.

3

7

Системы регуляции жизнедетельности и здоровье.

7

8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы.

6

                       График     практических и лабораторных работ

№ п/п

Работа, тема

Плановые

сроки

Скорректиро-ванные сроки

1.

 Практическая работа №1 «Состав домашней аптечки»

24-29.09

2.

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»

01-06.10

3.

 Лабораторная работа № 2 «Строение крови лягушки и человека».

15-20.10

4.

Лабораторная работа № 3»Химический состав костей»

 .

05-10.11

5

Лабораторная работа №4 «Утомление мышц».

12-17.11

       6

Лабораторная работа №5. «Саморегуляция сердечной деятельности».

03-08.12

7

Практическая работа №2 «Приемы остановки артериального кровотечения.».

10-15.12

8

Л/р №6   « Строение головного мозга».

15-20.04

9.

Л/р №7 «Значение органов осзания».

13-18.05

        

IV.Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8-х классах

урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Введение(2часа)

1

Науки об организме человека

03-08.09

2

, Культура здоровья – основа полноценной жизни Самонаблюдения

«Определение оптимального веса»,

«Исследование ногтей».

03-08.09

 Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 часов)

1\3

Клетка –структурная единица организма

10-15.09

2/4

Соматические и половые клетки. Деление клеток

10-15.09

3/5

 Наследственность и здоровье.

17-22.09

4/6

 Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

17-22.09

5/7

Факторы окружающей среды и здоровье

ПР 1.  Состав домашней аптечки

24-29.09

6/8

Наследственная и ненаследственная изменчивость Видоизменения надземных побегов.

24-29.09

7/9

 Образ жизни и здоровье.

01-06.10

.Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов).

1/10

О Компоненты организма человека

ЛР 1. Ткани организма человека.

01-06.10

2/11.

 Строение и принципы работы нервной системы.

08-13.10

3/12

 Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

08-13.10

4/13

 Внутренняя среда организма. Состав крови.

15-20.10

5/14

Форменные элементы крови. Кроветворение

ЛР 2. Строение крови лягушки и человека

15-20.10

6/15

 Иммунитет.

22-27.10

7/16

Иммунология и здоровье.

22-27.10

1/17

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей..

05-10.11

2/18

Общее строение скелета. Осевой скелет

Самонаблюдение 3.

Определение гибкости позвоночника 

05-10.11

3/19

 Добавочный скелет. Соединение костей

12-17.11

4/20

 Мышечная система. Строение и функции мышц

ЛР 4. Утомление мышц

12-17.11

5/21

 Основные группы скелетных мышц

19-24.11

6/22

Т Осанка. Первая помощь при травмах скелета

С/н 7. Выявление плоскостопия.

19-24.11

7/23

 Обобщающий урок.

26.11-01.12

1/24

 Строение сердечнососудистой системы.

26.11-01.12

2/25

 Работа сердца

Лр 5. Саморегуляция сердечной деятельности.

03-08.12

3/26

 Движение крови по сосудам

С/н 8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа.

03-08.12

4/27

 Регуляция кровообращения

10-15.12

5/28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях

ПР 2. Приемы остановки артериального кровотечения.

10-15.12

6/29

 Лимфатическая система.

17-22.12

7/30

 Строение и функции органов дыхания.

17-22.12

8/31

Этапы дыхания. Легочные объемы.

24-29.12

9/32

Регуляция дыхания

24-29.12

10/33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания

14-19.01

11/34

Обобщающий урок по темам «Сердечнососудистая система» и «Органы дыхания»

14-19.01

12/35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение

21-26.01

13/36

Органы пищеварительной системы

21-26.01

14/37

Пищеварение в ротовой полости

28.01-02.02

15/38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

28.01-02.02

16/39

Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени

04-09.02

17/40

Регуляция пищеварения

04-09.02

18/41

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен

11-16.02

19/42

Витамины и их значение для организма

11-16.02

20/43

Особенности питания детей и подростков

СР . Составление суточного пищевого рациона

18-23.02

21/44

Пищевые отравления и их предупреждение

18-23.02

22/45

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»

25.02-02.03

23/46

Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек

25.02-02.03

24/47

Мочеобразование и его регуляция

04-09.03

25/48

Строение и функции кожи

04-09.03

26/49

Культура ухода за кожей. Болезни кожи

11-16.03

27/50

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

11-16.03

28/51

Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы»

18-23.03

Репродуктивная система и здоровье (3 часа)

1/52

Строение и функции репродуктивной системы

18-23.03

2/53

Развитие ребенка. Рождение

01-06.04

3/54

Репродуктивное здоровье

01-06.04

Системы регуляции жизнедеятельности (7 часов)

1/55

Центральная нервная система. Спинной мозг

08-13.04

2/56

Головной мозг: задний и средний мозг

08-13.04

3/57

Промежуточный мозг. Конечный мозг

ЛР 6. Строение головного мозга

15-20.04

4/58

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

15-20.04

5/59

Эндокринная система. Гуморальная регуляция

22-27.04

6/60

Строение и функции желез внутренней секреции

22-27.04

7/61

Обобщающий урок

29.04-04.05

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 часов)

1/62

Органы чувств. Анализаторы

29.04-04.05

2/63

Зрительный анализатор

С/н 11, 12 Выявление слепого пятна на сетчатке глаза,

 Работа хрусталика

06-11.05

3/64

Слуховой и вестибулярный анализаторы

06-11.05

4/65

 Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы ЛР 7. Значение органов осязания

13-18.05

5/66

Гигиена органов чувств

13-18.05

6/67

Учетно-проверочный

20-25.05

7/68

Итоговый урок

20-25.05

РАССМОТРЕНО:

на заседания ШМО

учителей естественнонаучного цикла

протокол №1  от  «         » августа  2018 г.

_______________/Водолазская Л.В./

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УМР

__________________ /Шилина Д.Ю./

«    » августа  2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...