Рабочие программы
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Очаева Татьяна Михайловна

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Изучение предмета «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующей

цели: формирование системы научных знаний о живой природе, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.

и задач:

-систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях  

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, о взаимосвязи живой и неживой природы, овладение понятийным аппаратом биологии;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

На изучение предмета «Биология» в учебном плане для 5 класса выделен 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание учебного предмета

Живые организмы (34 часа)

      Биология- наука о живых организмах. Многообразие организмов (3 часа)

Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Система научных знаний о живой природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Методы изучения живых организмов.  Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Охрана биологических объектов

Разнообразие организмов. Основные царства живой природы. Классификация организмов.  Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм.  Одноклеточные и многоклеточные организмы. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Взаимосвязь живого и неживого в биосфере.  

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

       Среды жизни (3 часа)

Среда обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края. Факторы среды обитания.

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений.

Практическая работа №1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы.

       Клеточное строение организмов. Микроскопическое строение растений. (11 часов)

Устройство увеличительных приборов. Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), деление рост, развитие. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Пластиды.  Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Растительная клетка. Животная клетка. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Ткани организмов. Бактериальная клетка.

Лабораторные работы №1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними», №2. Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы», №3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата), №4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи. №5. Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи, №6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают ткани под микроскопом, описывают и схематически изображают их

       Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка. Роль бактерий в природе, жизни человека. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Многообразие бактерий. Бактерии-возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

     Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Отличительные особенности грибов. Грибная клетка. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека.  Шляпочные грибы.  Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи.  Грибы-паразиты. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №7.Изучение строения плесневых грибов.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

      Царство растения. Многообразие растений (10 часов)

Ботаника — наука о растениях. Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Классификация растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Жизненные формы растений.

Высшие споровые растения: мхи, отличительные особенности многообразие. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности многообразие.

Строение, питание и размножение лишайников.

Высшие споровые растения:  папоротники, хвощи, плауны,  отличительные особенности, и многообразие. Распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними в летний период.

Лабораторные работы №8. Изучение строения водорослей. (Строение зеленых одноклеточных водорослей), №9 Изучение внешнего строения мхов (на местных видах), №10. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща), №11. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль одноклеточных  водорослей в природе и жизни человека.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение водорослей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Выделяют существенные признаки многоклеточных  водорослей, объясняют роль многоклеточных водорослей в природе и жизни человека.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов  в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль  папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Планируемые результаты

Предметные

В результате изучения курса биологии в 5 классе:

Учащийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления.

Учащийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Учащийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними в летний период.

Учащийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

В курсе изучения раздела «Живые организмы»

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Личностные

  • Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной).
  • Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом,).

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Учебная литература

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб./ В.В. Пасечник– М.: Дрофа, 2015.

Календарно- тематическое планирование

Разделы, темы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

 По  плану

Фактически

Живые организмы

34

Биология- наука о живых организмах. Многообразие организмов

3

1.

Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Система научных знаний о живой природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.

1

2.

Методы изучения живых организмов.  Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Охрана биологических объектов

1

3.

Разнообразие организмов. Основные царства живой природы. Классификация организмов.  Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм.  Одноклеточные и многоклеточные организмы. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Взаимосвязь живого и неживого в биосфере.  Входная  контрольная работа.

1

Среды жизни

3

     4.

Работа над ошибками. Среда обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

1

5.

Факторы среды обитания. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений. Практическая работа № 1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

6.

Контрольная работа (тест) за 1 четверть.

1

Клеточное строение организмов. Микроскопическое строение растений.

11

7.

Работа над ошибками. Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. Лабораторная работа №2. Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы.

1

8.

Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Растительная клетка. Животная клетка. Разнообразие растительных  клеток. Бактериальная клетка.

1

9.

Лабораторная работа №3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)

1

10.

Пластиды.  Лабораторная работа №4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи.

1

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1

12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа №5. Рассматривание под  микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

1

13.

Жизнедеятельность клетки: деление рост, развитие.

1

14.

Ткани организмов. Ткани растений.

1

15.

Контрольная работа (тест) за 2 четверть.

1

16.

Работа над ошибками. Лабораторная работа №6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

1

17.

Систематизация и обобщение понятий. Контроль знаний и умений работать с микроскопом.

1

Царство Бактерии

2

18.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

1

19.

Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии-возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

1

Царство Грибы

5

20.

Грибы. Отличительные особенности грибов. Грибная клетка. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека.

1

21.

Шляпочные грибы.  Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

1

22.

Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи.  Лабораторная работа №7. Изучение строения плесневых грибов.

1

23.

Грибы-паразиты. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

1

24.

Контрольная работа (тест) за 3 четверть.

1

Царство растения. Многообразие растений.

10

25.

Работа над ошибками. Ботаника — наука о растениях. Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Классификация растений.

Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Жизненные формы растений.

1

26.

Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Одноклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №8. Изучение строения водорослей. (Строение зеленых одноклеточных водорослей).

1

27.

Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1

28.

Строение, питание и размножение лишайников.

1

29.

Высшие споровые растения: мхи, отличительные особенности многообразие. Распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа №9.

Изучение внешнего строение мхов (на местных видах).

1

30.

Высшие споровые растения:  папоротники, хвощи, плауны,  отличительные особенности, и многообразие. Распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работы №10.

Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

1

31.

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа №11.Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

1

32.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

1

33.

Промежуточная аттестационная работа (тест).

1

34.

Работа над ошибками. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними в летний период.

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Изучение предмета «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующей

цели: формирование знаний о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, их изменении под влиянием деятельности человека.

задач:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о растительном мире, об основных биологических процессах, явлениях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

На изучение предмета «Биология» в учебном плане для 6 класса выделен 1 часа в неделю (34  часа в год)

Содержание учебного предмета

Живые организмы (34 часа)

Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений. Царство Растения. (14 часов)

Семя. Вегетативные и генеративные органы. Строение семени. Корень. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Зоны корня. Корневой волосок. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Микроскопическое строение стебля. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Микроскопическое строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

Лабораторные работы

№1. Изучение органов цветкового растения. Изучение строения семян однодольных и  двудольных растений.

№2. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

№3. Корневой чехлик и корневые волоски.

№4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

№6. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

№6. Строение кожицы листа.

№7. Клеточное строение листа.

№8. Внутреннее строение ветки дерева.

№9. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

№10. Изучение строения цветка.

№11. Ознакомление с различными видами соцветий.

№12. Ознакомление с сухими и сочными плодами

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле», «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование».

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе.

Жизнедеятельность цветковых растений (10 часов)

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное (минеральное) питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Космическая роль зеленых растений. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Экскурсия. Зимние явления в жизни растений. 

Лабораторные работы

№13. Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.

№14. Определение всхожести семян растений и их посев.

№15. Вегетативное размножение комнатных растений.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Многообразие растений. Многообразие организмов. (6 часов).

Классификация организмов. Принципы классификации. Многообразие цветковых растений. Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классы Однодольные и Двудольные. Морфологическая характеристика 3—4 семейств класса двудольные (с учетом местных условий). Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Лабораторные работы

№16. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств.

№17. Определение признаков класса в строении растений, признаков семейства по внешнему строению растений.

Формы организации учебных занятий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные.  Определяют растения по карточкам

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними в летний период.

Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. 

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные виды учебной деятельности на уроке

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Определяют понятие «смена растительных сообществ».

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

Планируемые результаты

Предметные

В результате изучения курса биологии в 6 классе:

Учащийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления.

Учащийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Учащийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Учащийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

В курсе изучения раздела «Живые организмы»

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Личностные

  • Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной).
  • Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Формирование и развитие экологического мышления.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Учебная литература

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб./ В.В. Пасечник– М.: Дрофа, 2016.

Календарно- тематическое планирование

Разделы, темы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

 По  плану

Фактически

Живые организмы

34

Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений. Царство Растений.

13

1.

Семя. Вегетативные и генеративные органы. Строение семени. Лабораторная работа №1 Изучение органов цветкового растения. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

1

2.

Корень. Строение корней.  Виды корней.  Корневые системы. Значение корня. Лабораторная работа №2. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

1

3.

Зоны корня.  Ткани растений. Микроскопическое  строение корня. Корневой волосок.

Входная контрольная работа.

1

4

Условия произрастания корней. Видоизменения корней. Лабораторная работа №3

Корневой чехлик и корневые волоски

1

    5

Побег.  Строение побега. Генеративные и вегетативные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Разнообразие и значение побегов. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа № 4.

Строение почек. Расположение почек на стебле

1

6

Контрольная работа (тест)  за 1 четверть.

1

7

Работа над ошибками. Строение листа.  Листорасположение. Жилкование листа.  Лабораторная работа №5.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

1

8

Микроскопическое строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Лабораторные работы № 6,7.

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

1

9

Стебель. Строение и значение стебля. Многообразие стеблей. Микроскопическое строение стебля. Лабораторная работа №8.

Внутреннее строение ветки дерева

1

10

Видоизмененные побеги.

Лабораторная работа №9.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

1

11

Строение и значение цветка. Лабораторная работа №10.

Изучение строения цветка

1

12

Соцветия. Опыление. Виды опыления.

Лабораторная работа №11.

Ознакомление с различными видами соцветий

1

13

Строение и значение плода. Многообразие плодов. Плоды и их классификация.

Лабораторная работа №12.

Ознакомление с сухими и сочными плодами

1

14

Распространение плодов и семян

1

15

Контрольная работа (тест) за 2 четверть.

Жизнедеятельность цветковых растений

10

16

Работа над ошибками. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание.

1

17

Обмен веществ и превращение энергии: воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений.

1

18

Обмен веществ и превращение энергии: дыхание.

1

19.

Обмен веществ и превращение энергии: удаление конечных продуктов обмена веществ. Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия. Зимние явления в жизни растений.

1

20.

Транспорт веществ. Лабораторная работа №13.Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.

2

21

Прорастание семян. Рост и развитие. Движения. Лабораторная работа №14. Определение всхожести семян растений и их посев.

1

22

Размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у  цветковых растений.

1

23

Размножение споровых растений

1

24

Размножение семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений. Опыление. Виды опыления.

1

25

Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Лабораторная работа №15. Вегетативное размножение комнатных растений. Приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

1

26

Контрольная работа (тест)  за 3 четверть.

1

Многообразие растений. Многообразие организмов.

6

27

Работа над ошибками. Систематика растений.  Многообразие цветковых растений. Классификация организмов. Принципы классификации. Классификация растений.

1

28

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1

29

Семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. Лабораторная работа №16. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств.

11

30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Лабораторная работа №17. Определение признаков класса в строении растений, признаков семейства по внешнему строению растений.

1

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1

Природные сообщества

2

32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

1

33

Промежуточная аттестационная работа (тест)

34

Работа над ошибками. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. Освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними в летний период.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...