Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-9 классов "Краеведение"
рабочая программа по биологии (8, 9 класс) на тему

Попова Марина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Краеведение" разработана для 8-9 классов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности, тематическое планирование и приложение (календарно- тематическое планирование и примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_8-9_68ch.doc500 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Разделы

Страницы

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности

7

3. Тематическое планирование.

9

4. Приложение .

4.1.Календарно-тематическое планирование.

4.2. Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов

10

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым понятием;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находкии его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

2.Содержание  курса

Тема: Введение            

Ульяновская область – красивый природный край . Творческая работа

(Презентация  «Природа моего края») (1 час)

Тема: Почвы.

Типы почв и их характеристика (1 час)

Практическая работа:

Экскурсия- практикум: характеристика основных типов почв.  Составление  почвенного профиля (1 час)

Охрана почв. Экскурсия- практикум: составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности. (1 час)

Урок – зачет: 

Урок – зачет: «Почва Ульяновской области» (1 час)

Тема: Природные комплексы.

Характеристика природных комплексов. (1 час)

Растительный мир области. Типичные представители. (1 час)

Практическая работа:

«Составление карты Растительный мир области» (1 час)

Антропогенные лесные ландшафты (1 час)

Экскурсия- практикум:

  1. Обозначение на карта - схеме лесных антропогенных ландшафтов.

      2.Составление описания лесных антропогенных ландшафтов  (1 час)

Сельскохозяйственные ландшафты (1 час)

Полевые и садовые типы сельскохозяйственных ландшафтов. (1 час)

Экскурсия- практикум:

  1. Обозначение на карте типов сельскохозяйственных ландшафтов
  2. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов(1 час)

Лугово – пастбищный тип сельскохозяйственных ландшафтов. (1 час)

Экскурсия- практикум:

Обозначение на карте лугово –пастбищных типов сельскохозяйственных ландшафтов (1 час)

Урок-зачет:«Растительный мир» (1 час)

Тема: Животный мир.

Общая характеристика, типичные представители. (1 час)

Типичные  представители лесной полосы Поволжья. (1 час)

Типичные  представители лесостепной полосы Поволжья. (1 час)

Типичные  представители  степной полосы Поволжья. (1 час)

Практическая работа:

«Составление карты Животный мир области» (1 час)

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области(1 час)

Экскурсия- практикум:

 Памятники природы.

Составление паспорта – описания памятников природы. (1 час)

Урок- зачет «Животный мир» (1 час)

Тема: Население Ульяновской области.

Численность населения  области. Проблемы демографии. Статистика своего района и поселка. (1 час)

Состав населения области:

  1. Национальный
  2. Половозрастной
  3. Религиозный
  4. Трудовые ресурсы  (1 час)

Миграция – процесс динамики состава населения области. (1 час)

Культура народов моего края (1 час)

Города и поселки городского типа Ульяновской области (1 час)

Практикум:

составление карта - схемы «Население области». Исследовательская работа – прогноз «Численность населения области» (1 час)

Урок- презентация «Народы Поволжья» (1 час)

Урок- зачет «Население Ульяновской области» (1 час)

Урок- обобщение материала «Природа. Население области» (1 час)

Итоговый зачет по теме: «Природа. Население области» (1 час)

Тема: Экономика (34 часа)

Ульяновская область – особенности экономико-географического положения . Состав, значение, проблемы и перспективы (2 час)

Тема: Межотраслевой комплекс: состав, значение, проблемы и перспективы. (1 час)

Тема: Машиностроительный комплекс области. (1 час)

Тема: Автомобилестроение области. УАЗ- центр автостроения  Поволжья. (1 час)

Тема: Ульяновск. Авиастар – авиационная столица России (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы Машиностроение Ульяновской области» (1 час)

Тема: Военно-промышленный комплекс. (1 час)

Тема:  Топливно- промышленный комплекс. Проблемы комплекса в системе экономики области (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  ТЭК Ульяновской области» (1 час)

Тема: Комплекс конструкционных материалов и химических веществ. (1 час)

Тема: Химико – лесной комплекс (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  Химико – лесной комплекс Ульяновской области» (1 час)

Тема: Индустриально- строительный комплекс (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  индустриально - строительный комплекс Ульяновской области» (1 час)

Тема: Агропромышленный комплекс: состав, значение, проблемы и перспективы (1 час)

Тема: С/Х - главное звено АПК (1 час)

Тема: Растениеводство. (1 час)

Тема: Животноводство. (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  растениеводство  и животноводство Ульяновской области» (1 час)

Тема: Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления (1 час)

Тема: Легкая промышленность (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы легкая промышленность Ульяновской области» (1 час)

Тема: Пищевая промышленность (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  пищевая промышленность Ульяновской области» (1 час)

Тема: Инфраструктурный комплекс (1 час)

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  инфраструктурный комплекс Ульяновской области» (1 час)

Экскурсия на местное предприятие (1 час)

Практическая работа:

Составление отчета о посещении местного предприятия (1 час)

Тема: Внешние экономические связи (1 час)

Урок- презентация   «Экономика  Поволжья» (1 час)

Урок- зачет «Экономика Ульяновской области» (1 час)

Резерв  (2 часа)                

 Итого: 68  часов

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение конкретной темы

п\п

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Ульяновская область – красивый природный край

Творческая работа

(Презентация  «Природа моего края»)

1

2.

Почвы.

4

3.

Природные комплексы.

11

4.

Животный мир.

8

5.

Население Ульяновской области.

10

6.

Ульяновская область – особенности экономико-географического положения

1

7.

Экономика.

Резерв

32

2

итого

68

4.Приложение

4.1.Календарно-тематическое планирование  курса на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Дата урока

Тема раздела, урока

Корректировка программы

По плану

По факту

Тема 1. Введение.   (1ч)

1

7.09

Ульяновская область – красивый природный край Творческая работа (Презентация  «Природа моего края») История Симбирского края. История села Нижняя Якушка

                                                                Тема 2. Почвы (4часа)

2

Типы почв и их характеристика

3

Практическая работа:

Экскурсия- практикум: характеристика основных типов почв.  Составление  почвенного профиля

4

Охрана почв. Экскурсия- практикум: составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности

5

Урок – зачет: «Почва Ульяновской области»

                                                               Тема 3. Природные комплексы.(2 час)

6

Характеристика природных комплексов

7

Растительный мир области. Типичные представители.

8

Практическая работа:

«Составление карты Растительный мир области»

9

Антропогенные лесные ландшафты

10

Экскурсия- практикум:

1.Обозначение на карта - схеме лесных антропогенных ландшафтов.

2.Составление описания лесных антропогенных ландшафтов  

11

Сельскохозяйственные ландшафты  

12

Полевые и садовые типы сельскохозяйственных ландшафтов.  

13

Экскурсия- практикум:

1.Обозначение на карте типов сельскохозяйственных ландшафтов

2.Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов

14

Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственных ландшафтов.  

15

Экскурсия- практикум:

Обозначение на карте лугово-пастбищных типов сельскохозяйственных ландшафтов

16

зачет:

«Растительный мир»  

                                                               Тема 4. Животный мир.(2 часа)

17

Общая характеристика, типичные представители. 

18

Типичные  представители лесной полосы Поволжья.

19

Типичные  представители лесостепной полосы Поволжья.

20

Типичные  представители  степной полосы Поволжья.

21

Практическая работа:

«Составление карты Животный мир области»

22

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области

23

Экскурсия- практикум:

 Памятники природы.

Составление паспорта – описания памятников природы.

24

зачет «Животный мир»

Тема 5. Население Ульяновской области.

 (4часа)

25

Численность населения  области. Проблемы демографии. Статистика своего района и села.

26

Состав населения области:

1.Национальный

2.Половозрастной

3.Религиозный

4. Трудовые  

   ресурсы  

27

Миграция – процесс динамики состава населения области.

28

Культура народов моего края

29

Города и поселки городского типа Ульяновской области

30

Практикум:

составление карта - схемы «Население области». Исследовательская работа – прогноз «Численность населения области»

31

Урок- презентация «Народы Поволжья»

32

Урок- зачет «Население Ульяновской области».

33

Урок- обобщение материала «Природа. Население области»

34

Итоговый зачет по теме: ««Природа. Население области»

Экономика Ульяновской области

36

Ульяновская область – особенности экономико-географического положения

37

Межотраслевой комплекс: состав, значение, проблемы и перспективы.

38

Машиностроительный комплекс области.

39

Автомобилестроение области. УАЗ- центр автостроения  Поволжья. 

40

Ульяновск. Авиастар – авиационная столица России

41

Практическая работа:

«Составление карта – схемы Машиностроение Ульяновской области»

42

Военно-промышленный комплекс.

43

Топливно- промышленный комплекс. Проблемы комплекса в системе экономики области

44

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  ТЭК Ульяновской области»

45

Комплекс конструкционных материалов и химических веществ.

46

Химико –лесной комплекс

47

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  Химико –лесной комплекс Ульяновской области»

48

Индустриально- строительный комплекс

49

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  индустриально - строительный комплекс Ульяновской области»

50

Агропромышленный комплекс: состав, значение, проблемы и перспективы

51

С/Х - главное звено АПК

52

Растениеводство.

53

Животноводство

54

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  растениеводство  и животноводство Ульяновской области»

55

Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления

56

 Легкая промышленность

57

Практическая работа:

«Составление карта – схемы легкая промышленность Ульяновской области»

58

Пищевая промышленность

59

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  пищевая промышленность Ульяновской области»

60

Инфраструктурный комплекс

61

Практическая работа:

«Составление карта – схемы  инфраструктурный комплекс Ульяновской области»

62

Экскурсия на местное предприятие

63

Практическая работа:

Составление отчета о посещении местного предприятия

64

Внешние экономические связи

65

Урок- презентация   «Экономика  Поволжья»

66

Урок- зачет «Экономика Ульяновской области»

67-68

Резерв

4.2. Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

  1. География в моей жизни.
  2. Профессии наших родителей.
  3. Человек интересной  судьбы.
  4. План микрорайона школы.
  5. История города в судьбе моей семьи.
  6. Истоки моего родства.
  7. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
  8. Семейная реликвия.
  9. История микрорайона школы в названиях улиц.
  10. Игры народов Ульяновской области.
  11. Где родился, там и пригодился.
  12. Памятник археологии  
  13. Моя  минералогическая коллекция.
  14. Живи, родник.
  15. Роль реки Черемшан в жизни жителей.
  16. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
  17. Местные признаки предсказаний погоды.
  18. Матушка природа для лечения народа.
  19. Зелёная аптека  на балконе.
  20. Мой любимый уголок города.
  21. Деревянное зодчество.
  22. Экологически чистый  город будущего.
  23. Создание туристического маршрута в микрорайоне  школы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...