Воспитание экологической культуры.
статья по биологии на тему

Медведева Нина Ивановна

В последнее время  все больше назревает потребность человека в общении с природой. Но человек не умеет воспринимать природу такой, какая она есть, а пытается  использовать ее природные ресурсы в своих целях...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

                          Воспитание экологической культуры.

   «Отдавая Природе частичку нашей души — мы приобретаем Великую Силу Жизни!"

Родина….  Как одинаково красиво звучит это слово на всех языках мира. Кем бы ни был человек, где бы он не родился, его,  несомненно, влечет к своей малой Родине, к своему родному очагу, где его всегда ждет его любимые мать и отец. Нам кажется, что все неудачи, которые постигли нас на жизненном пути, легко разрешатся, когда мы окажемся на своей родной земле. Нам всегда хочется, чтобы наша малая Родина выглядела самой красивой, желанной.

           Кошки – Тенковское сельское поселение расположено на расстоянии 17-18 км от города Буинска, недалеко от трассы Казань – Ульяновск. В это поселение входит 4 населенных пункта - Кошки – Теняково, Новые Мертли, Малые Бюрганы, Татарское Пимурзино. Население небольшое – чуть более 720 человек. Все эти деревни расположены недалеко друг от друга. В трех деревнях рельеф обычный - равнинный, почвы плодородные – черноземные. А вот деревня Кошки – Теняково расположена на разновысоких берегах реки Тельца. Левый склон реки возвышается над правым берегом на 10-15м. На высоком берегу хорошо видны слои суглинков. С каждым приходом весны берег все более разрушается, увлекая за собой верхний плодородный слой почвы. Все это наносит большой вред сельскохозяйственным угодьям. Противоэрозионная работа, которая проводится ежегодно, мало помогает. К тому же границы реки приходятся больше на само село, поэтому страдают от разрушений сельские жители. Кроме реки на территории села имеются два огромных оврага, которые пересекают улицу К.В. Иванова в разных местах - один- в начале улицы, другой- в конце. Именно эти овраги и мешают сельскому населению. Весной в эти овраги с полей несется водно – грязевой поток, который смывает самый плодородный слой почвы, тем самым нанося огромный вред сельскохозяйственным угодьям. Вместе с водой смываются с полей и удобрения. Все эти потоки несутся в реку Тельца, которая через 15 километров вливается в реку Свияга, а та в свою очередь в реку Волга. Проблема заключается в том, что население, желая пересечь овраги, делает насыпи из навоза, мусора, твердого бытового отхода, строительного мусора. Чего там только не увидишь! Зимой этот мусор скрывается под снегом, но с приходом весны все это обнажается и вместо чистого свежего воздуха над улицей нависает сильный смрад из гниющей органики. Люди все хотят жить хорошо, пользоваться благами цивилизации и природы, но вместо этого люди сами себя загоняют в тупик, из которого выбраться уже практически невозможно. Люди начали потребительски относиться к природе, не задумываясь о последствиях. Необходимо с рождения прививать детям бережное отношение к природе, культуру поведения. Противоречивый характер прогресса приводит к тому, что «покорение природы» превращается в ряде случаев в насилие над ней, а это «бумерангом» ударяет по самому человечеству (экологические катастрофы, повышение уровня заболеваемости в районах, неблагополучных по качеству жизни и др.). Ухудшается качество питьевой воды, воздуха…С чего же нужно начать, чтобы предотвратить экологические катастрофы ?

       Первое, с чего необходимо начать - это:

- формирование экологической культуры общества с помощью разных форм, методов и приёмов, используемых в процессе взаимодействия общества и природы для достижения поставленных целей и задач;

-необходимо воздействие на массовое сознание через деятельность общественных организаций по защите природы;

- создание сети международных исследовательских экспертных организаций, чтобы накопить достоверную информацию о глобальном состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения, формирование нового типа личности, который бы воспринимал природные и культурные ценности в их неразрывном единстве.

   Исследования многих десятилетий показали, что экологический кризис это есть явление культуры. Научно-техническая революция по характеру может быть сравнима с аграрной революцией, в результате которой наши предки перешли от охоты и собирательства к использованию сельскохозяйственного производства.

  Культурный кризис такого масштаба ставит человечество в очень жесткие условия, потому что речь будет идти о выживании всего человечества и совершенно новых перспективах развития цивилизации. Становление экологических аспектов культуры — признак времени, попытка исследовать возможные направления будущего развития человечества на Земле. Государство, отмечал В.С.Соловьёв, будучи не в состоянии построить рай на земле, должно хотя бы не допустить превращения земли в ад. Теперь мы вправе сказать это о человечестве в целом.

  Исследования многих лет показывают, что необходимо самому человечеству научиться вести учёт внутренней мотивации, чтобы экологические мероприятия помогали становлению и развитию экологически ориентированной личности. Экологический воспитательно-образовательный процесс становится значимым для человека в том случае, если он позволяет осуществлять самопознание собственных возможностей, коррекцию жизненных планов и ориентаций с учётом экологических требований.

 Таким образом, результаты теоретического анализа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы о возможности формирования экологических аспектов культуры в условиях обостряющегося глобального экологического кризиса. Накопленный теоретический материал необходимо в дальнейшем развивать и уточнять. Дальнейшее исследование проблемы требует продолжения работы, связанной с разработкой основ экологической культуры и эффективного развития системы экологических ценностей.

Использованная литература:

1. Зиннатуллин Л.Б, Зиннатуллин А.Л «География Буинского муниципального района» Казань: «Слово»2014г 2. www.Grandars.ru » География » Природопользование »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология

В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция ...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"

    Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска.     Воспитание экологической культуры...