Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 6 классе
материал по биологии (6 класс)

Светлана Владимировна Мартынова

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации

   

Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения биологии в 6 классе на примере УМК : Линия УМК В. В. Пасечника. Биология. Для 5-9 классов

6 класс

Учебник: Владимир Пасечник: Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Издательство: Дрофа, 2018 г.

Учебно-тематический план 6 класса включает четыре главы:

  • Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
  • Глава 2. Жизнь растений.

        Темы раздела:

  • Химический состав растений.
  • Питание растений. Дыхание. Фотосинтез.
  • Способы размножения растений.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • Для методики обучения биологии особенно важно положение о том, что труд является главным в отношениях человека и природы.

ВО время прохождения темы о размножении растений можно провести практическое мероприятие. Для этого дети на подоконниках начинают выращивать картошку, лук и фасоль, горох. Фасоль/горох желательно выращивать в прозрачной емкости ближе к стенке горшка, чтобы можно было наблюдать постепенный рост ростка.

Ребята на практике смогут познакомиться с разным способом размножения растений.

• Во время уроков можно познакомить учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых биологов, их вкладом в развитие биологии и медицины. Раскрыть связь биологии, химии и медицины. Показав тем самым необходимость и важность профессии биолога.

• Рассмотреть схему «Биология – система наук» (см. рис.1) и обсудить

профессии, с которыми можно познакомить на уроках этого раздела - биолог, архитектор живых систем, биотехнолог, биохимик, биофизик, бионик , ботаник, биоэколог, гидробиолог.

• Экскурсии в ВУЗы биологического профиля.

• Целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах, стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля- эколог, биоэколог, геоэколог, экоаналитик, экоаудитор, геоэколог, гидроэколог, медицинский эколог, специалист по экологическому проектированию.

• Экскурсия на одно из предприятий города – биостанция, дендрарий.

 

  • Глава 3. Классификация растений.

Темы раздела:

  • Основы систематики.
  • Деление покрытосеменных на классы.
  • Культурные растения.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • Кейс-игра. Ребятам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

В игре ребята могут выступать в роли биологов разных специальностей - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

Пример кейс -задания по биологии 6 класс:

«Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Задания Прокомментируйте ситуацию. Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него? Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы? Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения? Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании? Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания.»

  • В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера.
  • С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта можно предложить ребятам исследовательскую работу: составить таблицу используемых у них дома лекарственных средств. «Название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение».
  • Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

 

  • Глава 4. Природные сообщества.

Темы раздела:

  • Растительные сообщества.
  • Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
  • Охрана растений.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества» можно познакомить учащихся с профессиями – лесника (техника лесного и лесопаркового хозяйства), садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), ландшафтного архитектора, агронома, эколога, ботаника. Для привлечения интереса к данным профессиям учащимся предлагаются задания по разработке моделей небольшого парка или сквера.
  • Экскурсия «Природа и влияние на нее деятельности человека» школьники знакомятся с многообразием дикорастущих растений, проявляют свои способности в роли экспертов и экологов.
  • Экскурсии в дендропарк города или в лесничество. На данной экскурсии школьники могут выступить в роли фенологовс , экологов, биологов, ботаников, лесников, и наблюдателей.
  • Экскурсии в лесотехнические ВУЗы или факультеты инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства.
  • Практическое занятие для заинтересованных ребят (кружка) - разработать план «альпийской горки», клумбы или аллеи на пришкольном участке. По возможности в весенний период осуществить посадку растений согласно плану. Ребята здесь попробуют себя в профессии ландшафтный дизайнер.
  • Кейс-игра: «Смирнов Виталий Петрович давно мечтал о небольшом дачном участке. Купив участок земли недалеко от города, ему стало ужасно интересно, какие животные и растения жили на этом участке прежде. Он обратился за советом к своему школьному товарищу – Волкову Михаилу Ивановичу – доктору биологических наук. Михаил Иванович вначале удивился необычной просьбе друга, но затем задал один уточняющий вопрос, на который Виталий Петрович не смог ответить. Тогда Михаил Иванович предложил «пытливому» землевладельцу несколько способов, позволяющих удовлетворить его любопытство».

Какой вопрос задал Михаил Иванович Виталию Петровичу?

Какие способы исследования дачного участка предложил Михаил Иванович своему школьному товарищу?»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах

Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах....

Профориентационная работа на уроках биологии 5 класс

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 7 классе

. Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучени...

Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учит...

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой...

Профориентационная работа на уроках русского языка в 6 классе.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Проффесионализмы"...

Профориентационная работа на уроке русского языка в 6 классе.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Профессионализмы"...