Профориентационная работа на уроках русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе "Проффесионализмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессионализмы»

Цели урока:

Обучающие: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; ознакомление учащихся с профессиями сферы «Журналистика».

Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Воспитательные : формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

предметные: формирование практического умения правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;

метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной речи; мышления, памяти, внимания, воображения.

личностные: развитие интереса к предмету, привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, формирование творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитание культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе; формирование сознательного отношения к профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ведущие методы: проблемно-поисковый с элементами игры, практический; выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ. Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point,

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя: Ребята, я предлагаю начать наш урок с умственной разминки, которая является частью каждодневной работы профессионалов, которые называются КОРРЕКТОРЫ.

Слайд. Орфографическая задача: Если вы исправите все ошибки, то ответите на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Л

Выб? ру Во?зал Ко?ьба Расст?лаю К

Р?сточек Л

Крыж?вник Мя?кий Ц?фра

Я

Ответ: Лексикология

  1. Вступительное слово учителя.

Периодическая печать, радио и телевидение давно стали атрибутами современного человека. Миллионы людей в разных уголках нашей планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости или просто отдыхают, включив свои радиоприемники ,телевизоры или просто развернув газеты. Таким образом, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.

  1. Словарно-семантическая работа.

Сегодня мы продолжим знакомство с интересным и увлекательным миром лексики русского языка, а также познакомимся с профессиями мира журналистики и обратимся к журнально-газетной лексике.

-Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать?

(Ответ:        Журналист,        журналистика,        рубрика,        корреспондент,        репортаж, репортер, хроника, хроникер).

-А знаете ли вы значение этого слова? (показать табличку        со словом « Интервью»)

Ответы уч-ся:

Учитель: Семантика слова «интервью» такова: Интервью́ (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Учитель:

-Ребята, а какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое?

Ответ

(Репортер- понятие более узкое ,т.к. он занимается конкретной работой)

  1. Изучение новой темы. Фронтальная беседа с классом :

-Догадались ли вы, ребята, что то задание, которое вы выполняли дома (брали интервью у своих родителей относительно их речи в профессиональной деятельности ) и есть наша новая тема. Как мы запишем ее в тетради?

Ответ: «Профессионализмы».

-К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области. Сегодня на уроке мы будем использовать материалы ваших интервью с родителями. Есть ли среди них те, кто работает в сфере IT? (ответ ученика). Пожалуйста, прочитай нам, какие же слова тебе удалось узнать у своего родителя?

Возможный ответ ученика:

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows

фать, материнка - материнская плата

чайник - начинающий пользователь

глюк - некорректная работа оборудования

пентюх - Pentium

квак - игра Quake(Куэйк)

лазарь - лазерный принтер.

Задание: «Угадай профессию».

А сейчас, ребята, мы попробуем по подготовленным вами материалам, содержащим профессионализмы, догадаться о профессии ваших родителей.( Один ученик зачитывает профессиональные слова из интервью с родителями, а остальные догадываются о профессии).

Пример:

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение        - (альпинист).
  • Репортаж,        шапка,        микрофон,        редактирование,        фотокамера        - (корреспондент).
  • Ресепшен,        компьютер,        приём        заявок,        заказов,        телефон        - (администратор).
  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
  • Фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, (шофер);
  • Локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина — (машинист) ;
  • Каюта, якорь, корма, иллюминатор — ( моряк) ;
  • Трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура— (строитель) .

Игровое упражнение (физкультпауза) «Кто есть кто?

Учитель: я буду называть вам профессии, а вы по моему хлопку будете указывать на того учащегося, кому эта профессия подходит более всего (учитель, журналист, врач, руководитель, строитель, ветеринар).

Многим из вас понравилось брать интервью. А много ли вы знаете о профессии журналиста?

Слайд презентации

  • Слово «журналистика» ввёл в русский язык Н.А.Полевой, создавший рубрику с таким же названием в журнале «Московский телеграф» (это было во 2 половине 1820 года.)
  • Первым в России профессиональным редактором был Н.М.Карамзин, руководящий изданием журнала «Вестник Европы» в 1802-1803 гг. (его жалованье составляло три тысячи рублей в год).
  • Журналистской деятельностью плодотворно занимались Пётр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А.Крылов, А. С. Пушкин, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и многие другие известные в то время люди и т.д.
  • Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей.

  1. Закрепление материала.

Прочитать теоретический материал на странице 60, 62. Выполнить упражнения 111, 112. Организовать взаимопроверку.

Работа с текстом. Слайд презентации.

Прочитайте отрывок из повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», где капитан Врунгель рассуждает о профессиональной лексике моряков. Определите значение слов трап, банка и камбуз по тексту. При необходимости обратитесь к словарю. Покажите жестом значение слова перпендикулярно.

По сей день выстрел для меня — не громкий звук огнестрельного оружия, а мачтовое дерево, поставленное перпендикулярно к борту; беседка — не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении, хотя и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы и мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.

Работа с презентацией. На слайдах представлены предложения, содержащие профессионализмы. Необходимо найти их и выписать в тетрадь.

Сегодня поддержка силовиков обходится казне примерно в треть. На дедовых «копейках» полстраны училось водить.

Счёт обнулился после того, как компанию уступили банковской структуре.

Поверхность        изделия        следует        подготовить        —        тщательно        выровнять        и зачистить шкуркой.

Работа в группах

Назовите        качества,        которыми,        на        ваш        взгляд        должен        обладать профессиональный журналист. (Ребята получают карточки с заданиями).

  1. Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать профессиональный журналист.
  • Объективность - говорить только правду.
  • Беспристрастность – необходимо констатировать факт и, только исходя из него, давать оценку происходящему. Личное отношение журналиста к факту не должно открыто выражаться.
  • Принципиальность – вы имеете право на свою точку зрения, отстаивайте её. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него.
  • Толерантность – надо уметь прислушиваться к разным мнениям. Вы не последняя инстанция. Кто может думать по-другому и быть правым.
  • Коммуникабельность – это умение устанавливать контакты и связи. Умение общаться. Умение выслушать собеседника.
  • Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. Умение оперативно передать важную информацию.
  • Физическая выносливость, крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами.
  1. Выберите специализации сферы «Журналистика»:
  • Репортер
  • Аналитик
  • Очеркист
  • Аквалангист
  • Редактор
  • Корректор
  • Тренер
  • Фоторепортер

  1. Отгадайте,        какое        профессиональное        слово        должно        стоять        вместо пропусков? Люди каких профессий чаще всего употребляют его?
  • А скажи, пожалуйста, Клёпка, почему ты носишь коротенькие штанишки? Разве у тебя длинных нет?
  • В коротких прохладнее, — отвечал Клёпка.

  • Зачем же ты надел шапку с наушниками? В ней ведь жарко.

  • Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а ... . Снаружи у этого ... защитный крепкий каркас, а внутри мягкая прокладка. Если случится авария и я хлопнусь о мостовую в ... , то голове ничего не будет; а если хлопнусь без ... , то плохи мои дела.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку

  1. Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
  2. Все слова в языке называются …

  1. Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
  2. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
  3. Словарный запас человека - это…

  1. То, что обозначает слово называется….

  1. слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
  2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
  3. Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

Диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

Профессионализмами

5

Лексикон

6

Лексическим значением

7

Антонимами

8

Омонимами

9

Синонимами

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Вариативность д/з

  • Написать        рассказ        о        профессиях        своих        родителей,        используя        в        нем профессионализмы.

-взять        интервью        у        старших        родственников        о        словах-диалектизмах        из словарного запаса вашей семьи

-написать статью, открытое письмо «Обращение к сверстнику» в школьную газету:

по отказу от вредных привычек;

в защиту экологической ситуации;

по пропаганде здорового образа жизни и т. д.

Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

Слайд. Закончите предложения

Мне было… Было интересно…

Я понял, что… Теперь я могу… Мне захотелось… Я приобрел…

Я почувствовал, что… Я научился…

Я выполнял задание… Меня удивило…

У меня получилось… Я смог…

Я попробую…

Использованные материалы:

  1. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-professionalizmi-klass-508154.html

  1. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/28/metodicheskaya- razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-v-6
  2. https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-zhurnalistike-klass-1046777.html

  1. ttp://edufuture.biz/index.php?title


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"

Предлагаемый мастер-класс знакомит с  методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандирует...

Профориентационная работа на уроке русского языка в 6 классе.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Профессионализмы"...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье автор рассказывает о наиболее эффективных приемах и методов работы по формированию интереса учащихся к будущей профессии средствами английского языка....

Профориентационная работа на уроках английского языка

Профориентация по УМК "Spotlight". Полное соответствие новым ФГОС...