ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Ольга Леонидовна Сорокина

В статье автор рассказывает о наиболее эффективных приемах и методов работы по формированию интереса учащихся к будущей профессии средствами английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы с обучающимися на уроках английского языка

Сорокина Ольга Леонидовна

учитель английского языка

МБОУ «СОШ№22» г Абакан  

                                                  Аннотация

       В данной статье рассматривается вопрос профессиональной ориентации школьников на уроках английского языка. Особая значимость в средней школе отводится профессиональной направленности учебного процесса, формированию у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии. Определяются этапы профориентационной работы на уроках иностранного языка и основные принципы форсайта – современной технологии, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия. А также определяются возможности учителя английского языка решать конкретные задачи, направленные на профессиональное становление личности на своих уроках.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, реальная ситуация, владение иностранными языками, принципы форсайта, адаптация и самореализация.

  Features of career guidance work with students in English lessons                                                                                         Sorokina Olga Leonidovna

                                                     Annotation

        This article discusses the issue of professional orientation of schoolchildren in English lessons. Special importance in secondary school is given to the professional orientation of the educational process, the formation of students' communicative competencies for the use of acquired knowledge in relation to their future profession. The stages of career guidance work in foreign language lessons and the basic principles of foresight – modern technology, with which the image of the future is designed, are determined, and specific actions are determined. It also determines the ability of an English teacher to solve specific tasks aimed at the professional development of a person in their lessons.                                                                                                                             Keywords: professional orientation, real situation, foreign language proficiency, foresight principles, adaptation and self-realization.

      В наши дни мировоззрение молодежи формируется в первую очередь идеями и примерами из интернета, где успешные блогеры пропагандируют легкие заработки и беззаботную жизнь. Выпускники и их родители находится в сложной ситуации выбора, смутно представляя себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. В свою очередь, возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями стало неотъемлемой частью большинства профессий. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.                                                             В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащихся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.

      Изучение иностранного языка — это труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.

Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется по следующим этапам:

1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить тип мышления каждого учащегося (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель анализирует полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.

2. Рефлексия – современная неотъемлемая составляющая каждого учебного занятия, которое предполагает обсуждение и обратную связь, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся.

3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успеха. Здесь представляется возможность использовать современную технологию форсайт (англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.        [1, c. 66]

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
  • Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
  • Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.

         Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессиональных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами:                                                                    Во-первых, обучение иностранным языкам это в первую очередь обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Следовательно, овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.                                                                                                                      Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.                                                                                                        В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.                                                  Таким образом, учитель английского языка на своих уроках может и должен решать конкретные задачи, направленные на профессиональное становление личности:

  1. Развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;
  3. Совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
  4. Формировать у учащихся специфические коммуникативные умения: вступать в беседу и вести ее, принимать решения, необходимые в любой профессиональной деятельности;
  5. Познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;
  6. Расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;
  7. Помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся. [2]

          Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Обсуждать вопросы, актуальные для школьников, активизировать их познавательную активность, самостоятельность, включить их в деятельность исследования и проектирования.

   В основном содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе изучаются следующие темы:

                                                                                Таблица 1

Профориентационное предметное содержание речи на    уроках английского языка

Класс

Сфера общения

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

К концу года учащийся должен уметь:

3 класс

Учебно-трудовая

Школьные принадлежности

• Назвать основные виды деятельности на уроке

4 класс

Социально-бытовая

Семья и друзья

• Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга

4 класс

Учебно-трудовая

Расписание уроков

• Рассказать о своих уроках в школе

6 класс

Учебно-трудовая

Школа

• Сравнить школу в России и стране изучаемого языка

7 класс

Учебно-трудовая

Урок иностранного языка

• Рассказать об уроке иностранного языка

• Выразить свое отношение к иностранному языку

• Обосновать важность изучения иностранного языка

8 класс

Учебно-трудовая

Школьные традиции

• Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника

9 класс

Учебно-трудовая

Учеба

• Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы• Обсудить планы на будущее

• Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену

• Проанализировать свой стиль учебной деятельности

10 класс

Учебно-трудовая

Образование

• Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка

• Обсудить экзамены в системе образования своей страны и страны изучаемого языка

11 класс

Учебно-трудовая

Выбор профессии

• Рассказать и расспросить о будущей профессии

• Обосновать свой выбор профессии

• Обсудить достоинства и недостатки различных профессий

• Рассказать и расспросить о роли иностранного языка в профессиональной

деятельности человека

   [3, c. 5-8], [4, c. 7-9]

 Таким образом, учащиеся узнают современный мир профессий, возможности продолжения образования в высшей школе, проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее, языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

        Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал.

      В старших классах мы учимся рассказывать и расспрашивать о проблемах, связанных с учебой, даем советы/рекомендации для повышения эффективности учебы, обсуждаем планы на будущее и как лучше подготовиться к экзамену. Говорим об условиях работы, учимся заполнять анкету при приеме на работу, пишем письма- заявления на работу.

      В итоге выполняем мини - проекты «Моя будущая профессия», «Моя семья и мой выбор», «Ярмарка профессий», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор и как семья относится к твоему выбору. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.

       Особенность формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это возможность выхода на актуальные проблемы, с использованием форм делового, неформального общения на занятиях.

      В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.

                               Список литературы:

  1. Афанаскин Ю.А. Это модное слово «Форсайт»//Эксперт – Сибирь/

Специальный проект/ Иркутская область №34 (130), 2006

  1. Армстроег С «Now  we’ re Precticing Al», 2012 The Singularity Summit 2012, видео – конференция URL:http://library.fora.tv/2012/10/14/Stuart_Armstrong
  2. Рабочая программа для начального общего образования для 2–4 классов образовательных организаций
  3. Рабочая программа основного общего образования по английскому языку для 5 – 9 классов и 10 – 11 классов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках иностранного языка

Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в проц...

Групповая форма работы на уроке иностранного языка

В статье рассматривается определение и история изучения групповой формы работы, её классификация и особенности использование данной формы организации учащихся на уроках иностранного языка....

Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"

Предлагаемый мастер-класс знакомит с  методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандирует...

Профориентационная работа на уроках русского языка в 6 классе.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Проффесионализмы"...

Профориентационная работа на уроке русского языка в 6 классе.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Профессионализмы"...

Профориентационная работа на уроках английского языка

Профориентация по УМК "Spotlight". Полное соответствие новым ФГОС...