Урок по теме "Мхи"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Шаронова Светлана Владимировна

Урок биологии 5 класс по теме "Мхи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc61 КБ
Файл mhi.pptx2.12 МБ
Microsoft Office document icon zapolnit_tablitsu.doc32 КБ
Microsoft Office document icon zakreplenie_materiala.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мхи.

Регулятивные УУД:  умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных систематических групп), умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты Предметные:

Знать:  Значение в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность мхов,

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, уметь ее оформлять в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: воспитывать чувство гордости, соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

 Метапредметные:  Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Основные понятия:  Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Межпредметные связи: Экология. Окружающий мир.ОБЖ, География, Химия.

Основные ресурсы:   УМК В.В. Пасечник

Дополнительные: мультимедийное пособие к УМК В.В. Пасечник

Формы организации учебной деятельности:  Фронтальная, индивидуально-групповая

Технология: Деятельностный подход. Технология проблемного диалога. Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, географическая карта, гербарий.

Раздаточный материал: гербарий (кукушкин лен, сфагнум на каждого ученика)

I Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.

- Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим пение птиц. Нам хорошо и радостно.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

С хорошим и радостным настроением мы  переходим к изучению следующего отдела Царства Растения.

Формулирование проблемы

- С незапамятных времен его использовали в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут его в колыбели ….(мох), меняют утром и вечером, благодаря чему ребенок остается в замечательной сухости, удобстве и тепле». 

- В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови и других жидкостей. Причем, его использовали не только во время войны, но и сейчас врачи все чаще и чаще прибегают к этому средству.

О чем идет речь?

Тема урока: Мхи.

Цель урока: Формируется учащимися с помощью учителя - изучить отдел Мохообразные, их среду обитания, питание, размножение, значение;

- познакомить с особенностями строения;

При необходимости дополнить цели и записать на доске

Изучить роль мхов в природе и жизни человека, строение, жизнедеятельность, распространение и их представителей.

- Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от  3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. (Жизненный опыт)

Проблемный вопрос? Растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему?

Гипотеза: Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), (возможны другие гипотезы)

У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода.

II Актуализация прежних знаний:

Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи -  к низшим или высшим растения? (к высшим)

Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

Фронтальный опрос:

- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым?

- Почему низшие споровые так названы?

- Какие признаки характеризуют низшие споровые?

- Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? = = Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов.  Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.  

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.

 - Ого, у нас в лаборатории есть и гербарные экземпляры этих мхов. Отлично!

 Давайте их хорошо рассмотрим и запомним, как они выглядят.  

  Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему. На доске и в тетрадях

                                (Классификация мхов)

                                            МХИ                                                                                      

                         Печеночные        Листостебельные

Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночные и Листостебельные мхи.                                                                            

       

Лабораторная работа. Строение мха (стр 69 В.В. Пасечник «Биология»)  с гербарными экземплярами мха:

Одна группа работает с цифровым микроскопом, выводит изображение на экран. Вопросы:

  1. Какие органы есть у мхов?
  2. Для чего нужен каждый орган?
  3. Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?
  4. Используя гербарии, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.
  5. Особенности размножения мхов

 

- В больших количествах сфагновый мох заготавливали во время первой мировой войны. Его рассылали по всей России, и вместе с ним губернские врачи получали анкеты, в которых должны были оценить достоинства мха. (Практически все врачи высоко оценивали сфагнум: его рыхлость, высокую впитываемость,)

- Почему сфагнум имеет высокую  впитываемость?                                                                                            

Рассказать, о клеточном строение мха.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Бактерицидные свойства сфагнума можно использовать не только при порезах, а также при ожогах и обморожениях

Многие знают, что нужно сделать в случае перелома, допустим, конечности. Необходимо наложить шину и транспортировать больного в медицинское учреждение. Но немногие знают о том, что шину нельзя класть непосредственно на тело. Необходима какая-то смягчающая прокладка и в этом случае идеально подойдет сфагнум. Помимо того, что он смягчит возможные удары и трение между шиной и кожей, он еще и подействует как обеззараживающее средство, если есть какие-то поверхностные повреждения.
- Существует свидетельство о том, что сфагнум в качестве перевязочного средства использовался с 11 века, а возможно даже и ранее. Но и в нашем 21 веке современная медицина приходит к выводу, что сфагнум является более эффективным средством, чем, например, вата и возобновляется производство сфагново-марлевых тампонов. Для этого сфагнум дополнительно стерилизуется и пропитывается раствором борной кислоты, что еще больше усиливает его антибактериальные свойства.  

Места обитания: Работа с текстом учебника стр. 106, обсуждение. В какой природной зоне не бывает мхов? (В пустынях) Почему? (Они любят воду, а корней у них нет)

 

- Кукушкин лен. Что это за мох? Почему он так называется? (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую на ветке кукушку).

Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум.

Нам помогут гербарии, плакаты и учебник (самостоятельная работа парами).

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

- Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.

На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).

Так какой же мох больше значений имеет для человека? Почему?

Сфагнум. Этот мох поселяется на почве и, столетиями накапливая влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.

Физминутка (1 минута)

- У нас в лабораторных коллекциях есть экземпляры торфа, рассмотрите их. Какую связь имеет торф и сфагнум? Как получается торф? Какое значение имеет торф для человека.

Предполагаемый ответ: Торф  -  топливо – удобрение

ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ

                                            ТОРФА

                              Топливо                                                                  древесный спирт

                                              Удобрение          сырье для      промышленности

Дополнение к ответу: Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.

Применение мха и торфа. Демонстрация горения торфа. Во время демонстрации беседую о пожарах.

- Я видела  летом сюжет в «Новостях», как горели торфяники. Кто и что об этом слышал? От чего могли загореться залежи торфа? Почему-то сказали, что такие пожары страшнее, чем пожары в степи. Почему?

III. Закрепление.

Итак, пора подвести итог нашей работы.

- С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились?

- Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание п. 20 учебника. Ответить на вопросы

Творческие задания:

  1. Как думают твои родители и или ты думаешь сам.

Что будет если осушить болото?

  1. Найти информацию об интересных находках в торфяных болотах
  2. Применение мха сфагнума в строительстве, в садоводстве, в пчеловодстве и животноводстве.

 Спасибо всем за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Мхи

Слайд 2

Цель урока: - изучить отдел Моховидные, - их среду обитания, - питание, размножение, значение; - познакомить с особенностями строения мхов.

Слайд 3

Кукушкин лён

Слайд 4

Бриология. Сфагнум Бриология. Сфагнум

Слайд 5

Отдел Моховидные Класс Печеночники Класс Листостебельные Зеленые мхи Сфагновые мхи

Слайд 6

Печеночные мхи 1. Тело состоит из слоевища 2. Нет ризоидов, но при высыхании водоемов может их образовывать 3. Встречается в сырых лесах, на болотах, водоемах Риччия

Слайд 7

Листостебельные мхи Кукушкин лен Сфагнум

Слайд 8

Мох сфагнум Кукушкин лен Мужское растение Женское растение Стебель мха ризоиды Листья мха

Слайд 9

Клетки с хлоропласта-ми Мертвые клетки Отверстия

Слайд 11

Черты сравнения Кукушкин лен Сфагнум Стебли Листья Наличие ризоидов Коробочка Наличие воздушных клеток Окраска растения Количество накапливаемой влаги Где растет Образует ли торф

Слайд 13

Значение мхов в природе и жизни человека Самостоятельное изучение материала , работа с текстом учебника , страница 111. Прочитать статью «Значение мхов в природе и жизни человека» ответить на 5 вопрос после параграфа 20.

Слайд 14

Рефлексия 1.На уроке я работал... 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… 7.Домашнее задание мне кажется… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно



Предварительный просмотр:

Заполнить таблицу:

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Заполнить таблицу:

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да



Предварительный просмотр:

Заполнить таблицу:

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

Листья

Наличие ризоидов

Коробочка

Образует ли торф

Закрепление материала

1.       Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды; 
б) Листья; 
в) Корни; 
г) Стебель.

2.       Как происходит размножение мхов?
а) Семенами; 
б) С помощью спор; 
в) Корневищем.

3.       Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура; 
в) Низкое атмосферное давление.

4       Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох; 
б) Кукушкин лен; 
в) Риччия.

5.       При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги; 
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света.

Заполнить таблицу:

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие воздушных клеток

Окраска растения

Количество накапливаемой влаги

Где растет

Образует ли торф

Закрепление материала

1.       Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды; 
б) Листья; 
в) Корни; 
г) Стебель.

2.       Как происходит размножение мхов?
а) Семенами; 
б) С помощью спор; 
в) Корневищем.

3.       Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура; 
в) Низкое атмосферное давление.

4       Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох; 
б) Кукушкин лен; 
в) Риччия.

5.       При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги; 
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...