Урок "Кровь и круги кровообращения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Каменева Светлана Александровна

Урок игра закрепление темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_i_krovoobrashchenie_1.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Кровь и кровообращение.

Цели и задачи:

  • обобщение знаний и умений по теме урока;
  • повторение основных понятий и процессов в игровой, занимательной форме;
  • развитие творческого потенциала личности ребенка и коллективного мышления микрогруппы.

Ход урока (этапы)

1. Вводный этап.

Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Сегодня я покажу фрагмент урока закрепления знаний по теме «Кровь и органы кровообращения.» Данный урок подготовка к контрольной работе.  Я поделила класс на три разноуровневые группы. Которые будут выполнять соответствующие задания и получать баллы. Для удобства я назвала 1 группу -лейкоциты, 2 -эритроциты, 3- тромбоциты. У каждой группы лежат игровые карточки в которых указаны очередность заданий и баллы. В конце вам необходимо будет посчитать общее количество баллов.

2. Разминка  «Викторина»

Задание: я зачитываю вопросы, а команды поочереди отвечают. Оцениваются быстрота и правильность ответов в результате каждая команда может получить по 4 балла.

1.Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).

2.Кровь, богатая углекислым газом (венозная).

3.Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).

4.Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).

5.Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).

6.Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг кровообращения).

7.Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).

8.Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).

9. Вспышка массового заболевания (эпидемия).

10. Артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу (коронарные или венечные).

11.От какой камеры сердца отходит аорта (от левого желудочка).

12. Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).

Каждая команда в игровую карточку ставит себе по 4 балла.

А сейчас команда Лейкоцитов и Эритроцитов выполняют следующие задания, которые у них указаны в игровой карточке. А с эритроцитами мы работаем.

 «Конкурс барона Мюнхгаузена» (Слайды 6-15)

На экране мультимедийного проектора 4 утверждения, одно из которых – неверно. Каждый участник читает и дает правильный ответ

Задание №1.

  • Эритроциты содержат гемоглобин.
  • Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.
  • Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.
  • Эритроциты имеют форму диска и округлое ядро.

Задание №2.

  • У людей различаются 4 группы крови.
  • Люди с IV группой крови называются универсальными донорами.
  • Кровь I группы можно переливать всем людям.
  • Резус-фактор – это особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.

Задание №3.

  • Лейкоциты активны, они могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов.
  • И.И.Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета.
  • Во время прививки вводят готовые антитела.
  • Воспаление – защитная реакция организма от инфекции.

Задание №4.

  • В 1 мм3 крови содержится 5,5 миллионов эритроцитов.
  • Адреналин замедляет и ослабляет сердечную деятельность.
  • Тромбоциты участвуют в свертываемости крови.
  • Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами.
  • Максимальное количество «баллов»-4

Поставьте себе 4 балла и выполняйте следующее задание.

А мы слушаем группу Тромбоциты

Конкурс «Гадание на картах» 

Максимальное количество «баллов»-6

Поставьте себе в игровую карточку 6 баллов.

А сейчас мы послушаем группу Лейкоциты

«В некотором царстве…» (Слайды 3-5)

Прочитайте иносказательную сказку и определите действующих лиц и исполнителей. (Приложение 2).

В некотором царстве…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно было только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой-то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.

Жители одной из провинции были отличными воинами и неустанно несли службу по защите государства от врагов. Воинов отличал большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.

Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были «мудрыми химиками», другие – беспощадными убийцами, а третьи – ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретом приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и обезвреживало их.

Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивали.

И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить родному государству.

Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков.

Действующие лица и исполнители:

  • Царство-государство – … (организм человека)
  • Граждане – … (клетки)
  • Провинции – … (ткани)
  • Войны – … (лейкоциты: большие размеры, белый цвет, способность двигаться)
  • Мудрые химики – … (В-лимфоциты - образуют особые вещества – антитела, которые соединяются с бактериями)
  • Беспощадные убийцы – … (Т-лимфоциты - выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов)
  • Ненасытные обжоры – … (фагоциты)
  • Химическое оружие – … (антитела)
  • Чужеземные захватчики – … (бактерии, вирусы, чужеродные тела).

Максимальное количество «баллов»-9

Поставьте себе в игровую карточку 9 баллов.

Конкурс  « С ТОЧНОСТЬЮ ДО…» 

что означают следующие цифры и числа.

    Задание:

1.     90 % ( количество воды в крови ).

2.     300 г ( масса сердца ).

3.     60-80 раз в мин. ( количество сердечных сокращений ).

4.     120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).

5.     0,8 с  (длительность сердечного цикла ).

6.     0,9 % ( количество NaCI в крови ).

7.    5 млн/мм3      ( количество эритроцитов).

8.    0,5 - 1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах).

9.    120/80 мм рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови ).

10.   6-9 тыс./мм( количество лейкоцитов ).

11.    30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).

Максимальное количество «баллов»-11

Поставьте себе в игровую карточку 11 баллов.

Отвечает команда Тромбоциты. (Сл.  

Задания для обучающихся с ОВЗ Тромбоциты

«Загадочный диктант» (Слайды 20-21)

Группы записывают свои варианты ответов к загадкам, которые читает учитель. Ассистенты проверяют варианты ответов, затем следует общая проверка. (Приложение 5).

  1. По замкнутой системе 
    Стремительно бегу.
    А в чем моя задача?
    Я кислород несу.
    (Кровь)
  2. Подхватили кислород
    И скорей, скорей вперед.
    А то клеткам в организме
    Его, ох, не достает.
    (Эритроциты, гемоглобин)
  3. По упругим нашим стенкам
    Можешь пульс ты посчитать.
    Кровь несем мы с кислородом,
    Как нас нужно называть?
    (Артерии)
  4. Ритмично колеблются стенки артерий,

По этому ритму мы сердце проверим:

Он может быть в норме и аритмичный,

Быть слабо наполненным, тахикардичным,

Он – пионер диагностики всей,

Подумай и дай мне ответ поскорей.

(Пульс)

  1. Левый желудочек, дальше аорта,

Кровь кислород несет к органам ловко,

     Органы дышат, 0 – два заберут,

Крови взамен це – о-два отдают,

Верхняя, нижняя полые вены,

Кровь в правом предсердии будет мгновенно.

(Большой круг кровообращения)

Максимальное количество «баллов» – 5.

Поставьте себе в игровую карточку 5 баллов.

А сейчас Лейкоциты выполнив тест-онлайн скажут свой результат.

Поставьте себе в игровую карточку … баллов. И выполняйте следующее задание.

 Я думаю, что эритроциты справились с четвертым заданием и мы им предоставляем слово.

Поставьте себе в игровую карточку 5 баллов.

Сейчас отвечают Тромбоциты

 Конкурс «Оцени ситуацию» (Слайды 22-23)

Ребятам необходимо прочитать предложенные ситуации и определить вид кровотечения. (Приложение 6).

  1. При мытье 3-хлитровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения. (венозное)
  2. Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена – в заборе торчала окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. (артериальное)
  3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. (капилярное)

Максимальное количество «баллов» – 3.

Поставьте себе в игровую карточку 3 балла.

И последнее задание у Лейкоцитов.

Конкурс  «Гигиенический»

Задание: Составить гигиенические требования сердечно – сосудистой системы. Требования представляются на ватмане в виде мини – проекта с защитой. На выполнение 4 минуты. Защита. Оценивание жюри.

Максимальное количество «баллов»-5

Поставьте себе в игровую карточку 5  баллов.

А сейчас все посчитай общее количество набранных баллов и посмотрите шкалу оценивания и поставьте себе оценки. Затем сдайте мне игровые карточки. Вы сегодня все хорошо поработали. Повторили весь материал. Я надеюсь, что контрольную работу выполните хорошо. На этом наше занятие закончено. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги кровообращения

Урок по биологии на тему  "Круги кровообращения" Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения...

Круги кровообращения

1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...

GIF - анимации по темам "Фотосинтез" и "Круги кровообращения"

GIF - анимации наглядно иллюстрируют последовательность процессов фотосинтеза и движения крови....

Тест -цифровой диктант биология 8 класс Два круга кровообращения.

Биология 8 класс Тест -цифровой диктант. "Два круга кровообращения. Органы дыхания"...

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Урок по теме "Круги кровообращения", 8 класс

Урок с использованием модульной технологии по учебнику "Биология. Человек. 8 класс", авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев....