Рабочая программа по внеурочной деятельности "Байкальский сундучок".
рабочая программа по биологии

Пояснительная записка

Данная программа по внеурочной деятельности обучающихся 6 классов разработана в соответствии:

 -  с Приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России)  от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);

 - Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 -  Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

 -  Письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;

 - Основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;

 -  Учебно-методическим комплектом для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» в рамках проекта «Каждая капля имеет значение»

  Курс «Байкальский сундучок»  направлен на формирование экологической культуры обучающихся среднего звена.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа по внеурочной деятельности обучающихся 6 классов разработана в соответствии:

 -  с Приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России)  от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);

 - Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 -  Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

 -  Письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;

 - Основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;

 -  Учебно-методическим комплектом для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» в рамках проекта «Каждая капля имеет значение»

  Курс «Байкальский сундучок»  направлен на формирование экологической культуры обучающихся среднего звена.

 Актуальность программы 

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. 

Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира,  которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью человека. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.

Программа «Байкальский сундучок» адресована обучающимся 6 класса.

Цель курса – привлечение учащихся к вопросам изучения и сохранения озера Байкал – уникального на планете Земля, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала.

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
  • рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
  • развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • вовлечение в посильные  природоохранные  дела.
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.                                

Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале,   взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.          Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса; составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей  предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности учащихся  способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки,  встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.                                      

 Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

На изучение курса «Байкальский сундучок» отведён 1 час в неделю, 34 учебные недели (34 часа  в учебный год). Срок реализации программы – один учебный год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

            личностные результаты:

  • создавать и  преобразовывать модели и схемы для  решения экологических  задач;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижение цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • передавать партнеру последовательно и полно информацию;                                                                                                                                    
  • вступать в диалог, ставить проблему, аргументировать её актуальность;  
  • задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером;                                                                                                                                        
  • работать в группе, осуществлять взаимный контроль;

            предметные результаты:

  • называть особенности географического положения озера Байкал; основные притоки озера; особенности климатических и погодных условий на озере; особенности пищевых отношений; возникновение и геологическое происхождение Байкала,      
  • характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды, течения;
  • кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные методы изучения озера Байкал;
  • перечислять и кратко характеризовать основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье, важнейшие природоохранные проблемы на Байкале.

                                                                                                                                           

           метапредметные результаты:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключение и выводы на основе аргументации; иметь опыт презентаций; осваивать познавательные, регулятивные, коммуникативные ключевые компетенцию
  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением с использованием возможностей интернета;                                        
  • адекватно оценивать правильность выполнения экологических  действий и вносить необходимые коррективы;
  • отображать в речи содержание совершаемых действий, анализировать свои действия в отношении природы Бурятии, Байкала.
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность:
  • выполнять наблюдения и практические исследовательские  работы, фиксировать  их результаты;
  • составлять рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы,  материалов учебника и дополнительной литературы, подобранной самостоятельно.

Тематическое планирование

Перечень разделов и тем

Количество часов

Введение. История и география озера Байкал

11

1

Введение. День рождения Байкала

1

2

Почему наше озеро зовётся Байкалом?

1

3

Байкальская горная страна

1

4

Острова, мысы Байкала

1

5

Реки, впадающие в Байкал

1

6

Погода  на Байкале

1

7

Байкальские ветры

1

8

Загадочные глубины Байкала

1

9

Маленькие озёра у большого Байкала

1

10-11

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

2

Жизнь на байкальских берегах

11

12

Биологическое  разнообразие Прибайкалья и Забайкалья

1

13

Синичкин день

1

14

Горные леса

1

15

Степь

1

16

Луга и болота

1

17

Особо охраняемые природные территории

1

18

Всемирный день китов и морских млекопитающих

1

19

Забайкальский национальный парк (ЗНП)

1

20

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

1

21

Памятники Природы на побережье Байкала.

1

22

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Жизнь в озере Байкал

8

23

Эндемизм обитателей Байкала

1

24

Международный день защиты бельков

1

25

Зоопланктон. Всемирный День Воды

1

26

Байкальские моллюски

1

27

Всемирный День Земли

1

28

Рыбы Байкала

1

29

День подснежника

1

30

Думаем, играем, экспериментируем,  творим

1

Человек на Байкале

4

31

Охрана окружающей среды. День Солнца

1

32

Влияние человека на озеро Байкал

1

33

Как мы охраняем озеро Байкал

1

34

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1

Введение. День рождения Байкала

1

Элементы лекции. Практическая работа с рисунками и картой.

Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём, картой.

2

Почему наше озеро зовётся Байкалом?

1

Путешествие - исследование с элементами лекции. Практическая работа  со словарями

Поиск информации в разной литературе. Работа со словарем.

3

Байкальская горная страна

1

Путешествие по карте  с элементами лекции. Практическая  работа с  картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

4

Острова, мысы Байкала

1

Путешествие по книге «Байкальский сундучок» Практическая  работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

5

Реки, впадающие в Байкал

1

Путешествие с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

6

Погода  на Байкале

1

Практическая  работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

7

Байкальские ветры

1

Исследование с элементами лекции. Практическая  работа с рисунками и картой

Исследовательская работа.  Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками

8

Загадочные глубины Байкала

1

Путешествие с элементами  исследования.

Исследовательская  работа. Работа со  схемами, таблицам, рисунками.

9

Маленькие озёра у большого Байкала

1

Мини-исследование. Практическая  работа с рисунками и картой

Исследовательская работа. Карты, рисунки.

10-11

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

2

Практическая  работа с  картой и тестами.

Исследовательская работа. Карты, рисунки, схемы, таблицы.

12

Биологическое  разнообразие Прибайкалья и Забайкалья

1

Практическое занятие с элементами лекции. Практическая  работа с рисунками и картой.

Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных.

Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

13

Синичкин день

1

Практическая  работа с картой.  

Физическая и контурная карты Фотоматериалы разных птиц Байкала.

14

Горные леса

1

Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций.

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных горных лесов. Контурные карты и фигурки растений и животных.

15

Степь

1

Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций.

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения степей в Прибайкалье и Забайкалье. Контурные карты и фигурки растений и животных.

16

Луга и болота

1

Практическая  работа с картой,  видеофильм

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения лугов и болот в Прибайкалье и Забайкалье.

Контурные карты, рисунки и фотографии растений и животных.

17

Особо охраняемые территории

1

Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации об охраняемых территориях.

Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.

Зарисовки, фотографии, рисунки, карта.

18

Всемирный день китов и морских млекопитающих

1

Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление  правил по охране морских животных. Зарисовки, фотографии,

рисунки, карта.

19

Забайкальский национальный парк (ЗНП)

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации о ЗНП

Составление маршрута путешествия по ЗНП. Зарисовки, фотографии, рисунки,

карта.

20

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление маршрута путешествия. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта.

21

Памятники Природы на побережье Байкала.

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление маршрута путешествия Зарисовки, карта..

22

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Игра - Конкурс между командами.

Маршруты по картам, составление программы путешествий. Карты, фотографии, рисунки.

23

Эндемизм обитателей Байкала

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с картой, рисунками, фотографиями. Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм. Сообщения  ко дню защиты морских млекопитающих.

24

Международный день защиты бельков

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с рисунками, фотографиями. Рисунки нерпы, детёнышей.

25

Зоопланктон. Всемирный День Воды

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.

26

Байкальские моллюски

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.

27

Всемирный День Земли

1

Конференция.

Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды. Рисунки, кинофрагменты.

28

Рыбы Байкала

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа.

Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале.

Рисунки рыб, снимки.

29

День подснежника

1

Киноурок.

Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.

30

Думаем, играем, экспериментируем,  творим

1

Игра - путешествие

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки.

31

Охрана окружающей среды. День Солнца

1

Поиск информации. Открытие новых знаний.

Урок изучения нового материала. Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений

32

Влияние человека на озеро Байкал

1

Конференция.

Составление карты загрязнений озера.

. Карты, рисунки, фото.

33

Как мы охраняем озеро Байкал

1

Практикум: Решение экологических задач.

Указать  на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности. Фотографии, таблицы, тексты законов.

34

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Игра  «Знатоки Байкала»

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
  3. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
  4. Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
  5. Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
  6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
  7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
  8. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
  9. Кузеванова Е. Н.  « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
  10.   Кузеванова Е.Н.  «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
  11. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»

Программа рассчитана на 144 часа в год: 2 часа - вводные занятия,22- на теоретический материал, упражнения и108 часов на постановки и  репетиции,12 часов - резервного времени. В г...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Рабочая программа проведения коррекционно-развивающих занятий "Волшебный сундучок"

Данная программа используется в работе с учащимися 4-6 классов ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта....

ПРОГРАММА КРУЖКА "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК"

ПРОГРАММА КРУЖКА "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет

По  реализации данной программы  обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...

Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"

Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"...

Рабочая программа дополнительго образования по нетрадиционной технике рисования "Сундучок".

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, л...