Технологическая карта урока биологии в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс)

Галина Юлия Петровна

Тема урока "Плесневые грибы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс  - 5

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Автор УМК - В. В. Пасечник  

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся

получат возможность научиться

П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

К: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедея-тельностью;
  • объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в жизни человека.
  • распознавать мукор, пеницилл, дрожжи.

УУД

Познавательные: научится добывать, анализировать и систематизировать информацию; получит возможность научиться применять приемы работы с информацией;

Регулятивные:  научится выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

Коммуникативные: научится аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в малых группах, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Словарь урока: плесневые грибы, , мукор, пеницилл, спорангии, дрожжи, почкование

Ресурсы урока: В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, ПК, проектор,  микропрепараты «гриб мукор», кусочки хлеба с плесенью (белой и почерневшей), мандарин с плесенью, раствор готовых дрожжей, препаровальные иглы, микроскопы, пипетки, предметные и покровные стекла

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Ориентировочно- мотивационный этап

Актуализация опорных знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса) –

10 минут

Ребята, давайте вспомним с какими организмами мы познакомились на предыдущих 2 уроках.

Вопросы для опроса

1. Что за организмы грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

2.Какие грибы называют шляпочными? Приведите примеры шляпочных грибов.

3. На основании какого признака их делят на пластинчатые и трубчатые? Назовите представителей этих групп.

4. Для чего нужны грибам споры? Где они образуются? А чем они отличаются от спор бактерий? Как распространяются споры?

5. Почему собирать подберезовики мы идем в березовую рощу, а рыжики в еловый лес за д.Уялово?

6. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

7. Ребята, какие грибы можно встретить на прилавках наших магазинов? А где же их собрали в зимнюю стужу? Какие условия необходимо создать для выращивания грибов?

Творческое задание (по выбору :рисунок гриба или памятка грибнику)

Молодцы ребята! Давайте мы оценим нашу совместную работу.

Самооценка.

Вы уже знаете, что многие грибы живут рядом с нами, в наших домах  и они  не образуют плодовых тел. Часто мы их даже не замечаем. Пока они не проявят себя слишком явно.

- Как  вы думаете, ребята о каких грибах идет речь?

- А какие грибы каждая хозяйка имеет у себя на кухне?

Все ли мы об этих грибах знаем?

Тогда что мы будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь.

.

отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

Целеполагание

Давайте  вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Что мы хотим узнать?

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Так какая цель будет у нашего урока?

Заполняют таблицу. Формулируют цель урока (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей)

Операционально-исполнительский этап

Рефлексия и оценивание

Изучение нового материала

Среди плесневых грибов мы чаще всего встречаем мукор и пеницилл.

Где они образуются?

Нами был заложен небольшой опыт- мы вырастили плесень мукор.

Для того чтобы изучить его строение вы должны выполнить Лабораторную работу № 7. «Строение плесневого гриба мукора»

Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасности и правила работы с микроскопом.

Обратите внимание на эти 2 кусочка хлеба. Чем они отличаются?

(на куске 1 – белый пушок, без спорангиев, на куске 2- плесень почернела)

Добивается того, чтобы дети сформулировали вывод.

Давайте обратим внимание на 2 гриб- пеницилл. Может быть вам знакомо это слово?

Подводит к материалу , о производстве антибиотиков из производных этих грибов, демонстрирует образец заплесневелого мандарина.  

- Дети, давайте поиграем в небольшую игру. Внимательно посмотрите на изображение мукора и пеницилла. Найдите 3 отличия.

(строение спорангия, септированность мицелия, количество ядер)

Демонстрация слайдов с изображением Р.Флеминга.

Производства сыров

Физкультминука

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Ребята, пока я подготавливаю микроскопы, ознакомьтесь пожалуйста с пунктом Дрожжи с. 79 учебника.

Вопросы

Где они живут? Чем питаются? Кем по способу питания являются?

Как используется это свойство людьми?

демонстрирует кусок хлеба(пористость)

Мы можем  познакомиться с их строением  при выполнении Лабораторной работы № 8 «Строение дрожжей»

Зарисовать клетку дрожжей- будет заданием на дом.

 Добивается от учащихся формулировки выводов, что дрожжи – одноклеточные, микроскопические грибы в форме шариков.

Хотя дрожжи и одноклеточные, чаще мы в микроскоп наблюдаем такую картину - демонстрирует слайд с изображением почкующихся дрожжей. Ребята, на что это похоже?

 Оцените свою работу на всех этапах урока по следующим критериям

Критерии оценивания: 

Знаешь материал пройденных тем(1б), выполнение творческого задания (1б), работала с микроскопом и

удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);

зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); рассмотрел(ла) дрожжи. Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)

Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?
  2. Сегодня я узнал…
  3. Было интересно…
  4. Было трудно…
  5. Данный материал пригодится мне в жизни….
  6. Я работал на уроке…

Выполняют лабораторную работу. Зарисовывают увиденное в рабочей тетради.

Отвечают.

Формулировка вывода о строении мукора

Обсуждают вопросы с учителем.

Выполняют лабораторную работу

Самостоятельная работа: по тексту,  выполнение заданий по тексту.

Обсуждают проблему.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

Домашнее задание

§15– пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. Завершить лабораторную работу №8, зарисовать клетку дрожжи и подписать.

По желанию: Творческое задание: подготовить сообщение на тему «Борьба с плесенью». Просмотреть видеоролик о плесневых сырах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....