Занятие внеурочной деятельности "Здоровье за партой"
план-конспект занятия (8 класс)

Димитриева Нина Павловна

Коспект открытого урока (занятия внеурочной деятельности), представленный в виде теле-игры "Здоровье за партой" имеет валеологическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровье за партой51 КБ

Предварительный просмотр:

Теле – игра «Здоровье за партой»

для обучающихся 8 классов

Димитриева Н.П.,

учитель биологии

МБОУ «Лицей № 3»,

МО г. Братска

Цель: выявить основные причины снижения уровня здоровья у современного школьника и выработать рекомендации по его сохранению.

Задачи:

  • Сформировать представление у учащихся о «синдроме отличника»
  • Изучить проблемы нарушения зрения у школьников и ознакомить ребят с гимнастикой для глаз
  • Определить значение физической культуры на развитие опорно-двигательного аппарата школьника
  • Выявить причины нарушения осанки и выработать рекомендации по ее сохранению
  • Познакомить с методами домашней диагностики сколиоза
  • Формировать представление о рациональном питании
  • Развивать артистические способности у учащихся (умение перевоплощаться)
  • Развивать ораторские способности, умение взаимодействовать с коллективом
  • Воспитывать в учащихся культуру здорового образа жизни

Оборудование:

  • Письмо в редакцию
  • Таблицы: «Гигиена зрения», «Зрительный анализатор»
  • Объемная модель глаза
  • Таблица «Нарушение зрения и осанки на 1000 детей соответствующего возраста»
  • Таблица «Роль двигательной активности»
  • Таблица «Предупреждение искривления позвоночника»
  • Таблица «Условия, укрепляющие здоровье»
  • Плакат «Здоровье за партой. Как учиться, чтобы не лечиться»
  • Стенгазета «В здоровом теле - здоровый дух»
  • Таблица «Гигиена питания»
  • Корзина с листками советов
  • Фрукты и овощи на подносе

Ход занятия

Ведущая: Отправляя ребенка в школу, мы напутствовали его «Учись хорошо, старайся». Ругаем его за леность и плохие оценки. Записываем во всевозможные кружки, секции, а между тем здоровье ребенка ухудшается …

Сегодня в 9й студии «Фактор здоровья» на школьном канале, вместе с вами Нина Димитриева, здравствуйте! Тема телепередачи – «Здоровье за партой», или как учиться, чтобы не лечиться.

Здоровье школьников за время учёбы ухудшается в разы, как свидетельствуют медики. Особенно - состояние и опорно-двигательного аппарата. Близорукость, дальнозоркость, склероз – это далеко не полный перечень болезней, который к выпускному классу приобретает почти каждый шестой школьник.

Первоклассники в два раза реже носят очки, чем пятиклассники, и в три раза реже, чем выпускники; а нарушение осанки к концу обучения гарантировано каждому седьмому ребенку.

Почему же болеют дети?

Причин много, считают медики. Не секрет, что основная часть болезней связана с экологией (местом пребывания человека). Для школьника - это экология школы. Для некоторых учеников камнем преткновения становится даже школьная программа…

Министерство образования уже отказалось от трехлетнего обучения в начальной школе, посчитав невозможным преподавание объемного материала быстрыми темпами для младших школьников. Тем не мении при переходе из класса в класс нагрузка усложняется, в лицеях и гимназиях она еще сложнее. А факультативы, кружки и секции еще больше усложняют картину учебной программы.

Для получения «золотой» и «серебряной» медали необходимо приложить немало физических и психологических усилий. Время на отдых остаётся мало, отсюда и последствия.

К нам на программу пришло письмо от ученицы 8 класса, Марины (ведущая читает письмо вслух): «В нашем классе я отличница, посещаю дополнительно факультативы по физике и математике, кружки макраме, занимаюсь танцами и вокалом. Стараюсь все успеть, но в последнее время стала часто болеть голова, иногда по ночам мучает бессонница или плохо просыпаюсь. Временами появляется чувство необъяснимой апатии. Объясните, что со мной происходит?»

Ведущая: Дорогая, Марина. Ты просто устала. Такое состояние психологи называют «Синдром отличника» связано это с высокой учебной нагрузкой на детский организм, с длительным пребыванием ученика долгое время в закрытом пространстве без доступа свежего воздуха (в школе, в группе продленного дня, на уроках, в музыкальной школе.) Из-за нехватки кислорода может развиться малокровие, и тогда уже потребуется врачебная помощь, поэтому выход один - правильная организация текущего дня, где для учёбы и отдыха на свежем воздухе найдется время. Удачи тебе!

В рейтинге школьных недугов 1 место занимает нарушение органов зрения.

Пролить свет на эту проблему нам поможет главный офтальмолог г. Братска Наталья Андреевна Истюфеева (аплодисменты в студию входит Н.А.)

Офтальмолог (Представляется и отвечает по плану)

                                                                   План ответа:

  1. Анализ таблицы «Нарушение зрения на 1000 детей составляющего возраста»
  2. Прежде чем перейти к причинам нарушений кратко строении глаза (таблица и модель глаза)
  3. Гигиена зрения.
  4. Гимнастика для глаз (взаимодействие со зрителями) 
  5. Вопросы из студии (беседа)

«Берегите глаза - они зеркало вашей души»

Ведущая: на 2 месте по рейтингу школьных недугов стоит заболевание опорно-двигательной системы. Главный хирург г. Братска Анжелика Евгеньевна Клинг  поможет нам разобраться в этой проблеме. Здравствуйте, Анжелика Евгеньевна.

Хирург: Здравствуйте, Нина и все гости студии.

                                                                         План ответа:

  1. Анализ таблицы «нарушение осанки на 1000 детей соответствующего возраста»
  2. Развитие скелета мышц школьника. Значение физической культуры (рассказ по плану)
  3. Сколиоз- нарушение осанки, которое гарантировано каждому седьмому выпускнику. Причины и профилактика (таблица «Осанка»)
  4. Определение сколиоза в домашних условиях.

Домашняя диагностика  сколиоза. Хирург вызывает одного ученика и просит его встать на весы (одной ногой на одни весы, а другой на - вторые, если вес разный - нарушение осанки.)

5.Как вы ходите?  (просит пройтись одного ученика и комментирует его походку.)

6. Вы любите сидеть, скрестив ноги? (проходит вдоль первого ряда.)

Вопрос из студии: Почему сколиоз - детское заболевание, ведь взрослые тоже не следят за своей осанкой?

Хирург: У детей кости содержат больше органических веществ, поэтому они очень гибкие и легко деформируются. У взрослых же кость тверже за счет накопления в ней минеральных веществ. Т.о. хорошая осанка, занимает отнюдь не последнее  место в ряду факторов, сохраняющих здоровье.

Ведущая: Проблема   нарушения работы пищеварительного тракта в рейтинге школьных недугов занимает далеко не последнее место. К нам в студию пришел  мальчик, ученик восьмого класса, Дима.   Здравствуй, Дима, что тебя беспокоит?

Дима: В школе я провожу большую часть времени. Утром, быстро позавтракав, я бегу на секцию, а после нее - в школу. На большой перемене, постояв в очереди, покупаю пирожки и чай, быстро съедаю, так как боюсь опоздать на урок. Хорошо покушать я могу только вечером дома. В последнее время меня беспокоят боли в животе. Объясните, почему так происходит?

Ведущая: Для того, чтобы разобраться в этой проблеме мы пригласим главного гастроэнтеролога города Братска  Анастасию Сергеевну Волкову.

Гастроэнтеролог: Здравствуйте, Нина! Здравствуйте, ребята!  С такими проблемами сталкивается каждый третий школьник (гастроэнтеролог объясняет ребятам по плану)

План ответа:

  1. Основные причины( нерациональное питание и бактерии  Хилиобактер)
  2. Шесть заповедей правильного питания (А.С. рассказывает о каждой заповеди более подробно и указывает на определенные продукты на подносе)
  3. Суточная норма продуктов, энергетическая ценность.
  4. Режим питания (по таблице «Гигиена питания»)

Перед вами «Корзина советов». В этой корзине на листочке написаны советы. Вы по очереди вытягиваете одну бумажку и читаете советы. Если кто-то не согласен - высказывает свои возражения (беседа со студией).

  • Не ешь, если не голоден.
  • Ешь медленно и клади вилку после каждого кусочка, разговаривай во время еды. Не накладывай себе больших порций.
  • Остановись до того, как почувствовал, что сыт, так как твоему желудку потребуется  20 минут, чтобы понять, что сделал рот.
  • Откусывай пищу маленькими кусочками и прожевывай тщательней.
  • Затягивайся туже, если идешь в гости. Не приходи слишком голодным и вежливо отказывайся от добавок.
  • Когда ешь, думай о еде, наслаждайся ею, или вообще не ешь.
  • Делай спортивные упражнения не менее 2 часов в неделю. Спорт очень полезен  для общего поддержания тела в форме.
  • Не покупай жирную еду. Проси, чтобы в дом меньше покупали сладкого. Никогда не ходи на рынок на голодный желудок.

Умеренное питание еще в древности считалось одним из необходимых условий для сохранения здоровья. Будьте здоровы! (аплодисменты).

Ведущая: Уважаемые телезрители и гости студии, вот подходит к концу наша телепередача, где мы осветили лишь некоторые проблемы здоровья современного школьника. Дорогие ребята, вам как школьникам, я хочу задать домашнее задание: вот вам пустой лист, придумайте флаг планеты «Здоровье». Спасибо за внимание, искренне ваша Нина Димитриева (аплодисменты).

Тема следующей программ - «Вирусные инфекции». Поэтому готовьте свои вопросы, обращайтесь со своими проблемами, рады будем помочь.

Знаю я, что расту

Все время, каждый час,

За парту сел - и я расту,

Расту, шагая в класс

Расту сегодня я, сейчас,

      Узнав, что здоровье дороже

Непростая наука здоровым быть,

Но знать об этом надо тоже.

Не даром поговорка о здоровье гласит:

«Здоровье не купишь - его разум дарит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"

Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Конспект занятия по теме «Начало партии. Основы дебюта» в объединении «Шахматная школа»

Содержание данного занятия актуально для обучающихся первого года обучения, знакомых с правилами шахмат, умеющих ставить мат, знающих ценность фигур и знакомых с шахматной нотацией. Шахматы дисциплини...

ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 «А» КЛАССЕ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 8 «А» КЛАССЕТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

АМО - урок/занятие/образовательное событие. Занятие внеурочной деятельности в кружке "Инструментальный ансамбль" (первый год обучения)

Тема мероприятияНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Цели мероприятияЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к изучаемой теме.Формировать навыки игры на...