Конспект урока биологии "Обобщение темы "Почва"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Сек Людмила Сергеевна

Тема урока: Обобщение темы «Почва»

Цели: «Закрепление знаний о почве, её образовании и составе. Познакомить с причинами разрушения почв и видами работ по её защите от разрушений».

Задачи:

Образовательные: закрепить представление учащихся о почве – как о важнейшей части экосистемы; закрепить знания о составе почвы, её главном свойстве.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, умение анализировать, связную устную речь; коррекция и развитие памяти.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к предмету; воспитывать самостоятельность на уроке; воспитывать умение слушать одноклассников; прививать бережное отношение к почве как к объекту природы.

Оборудование:

Карточки с тестом;

Картинки с изображением опытов;

Карточка с дополнительным текстом;

Схема для доски;

Учебник

Материал для рассматривания (веточки сосны, мох)

Педагогические технологии: коммуникативные технологии; традиционные технологии; здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_biologiya_pochva_5b.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

По предмету: биология в 6б классе

Тема: Обобщение темы «Почва»

Автор-составитель:

Сек Людмила Сергеевна

2018 год

Тема урока: Обобщение темы «Почва»

Цели: «Закрепление знаний о почве, её образовании и составе. Познакомить с причинами разрушения почв и видами работ по её защите от разрушений».

Задачи:

Образовательные: закрепить представление учащихся о почве – как о важнейшей части экосистемы; закрепить знания о составе почвы, её главном свойстве.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, умение анализировать, связную устную речь; коррекция и развитие памяти.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к предмету; воспитывать самостоятельность на уроке; воспитывать умение слушать одноклассников; прививать бережное отношение к почве как к объекту природы.

Оборудование:

Карточки с тестом;

Картинки с изображением опытов;

Карточка с дополнительным текстом;

Схема для доски;

Учебник

Материал для рассматривания (веточки сосны, мох)

Педагогические технологии: коммуникативные технологии; традиционные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

I.Орг.момент

Здравствуйте дети, садитесь. Сейчас у нас с вами урок окружающего мира. У вас на партах должны стоять подставки, учебник, пенал. В правом углу стола лежат дополнительные материалы для сегодняшнего урока, ими мы будет пользоваться по мере необходимости для выполнения заданий учителя. Вы готовы работать? Трудиться? Стараться? Получать оценки? Тогда садитесь все ровно, поставьте ровно ноги, выпрямите спины, глазки на меня. Начнем наше интересное путешествие.

II.Актуализация знаний.

1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с почвой и её составом.

Так что же такое почва? – Почва – это верхний плодородный слой земли.

А что такое плодородие? Плодородие – это главное свойство почвы. Это – наличие в почве полезных веществ необходимых для питания растений. А какой главный компонент обеспечивает плодородие почвы? – Перегной.

2. Вам понравились опыты, которые мы проводили на прошлом уроке? Сейчас мы будем смотреть на картинки, и вспоминать их.

   У вас на партах в правом верхнем углу лежат листы бумаги. Возьмите их. (Вешаю картинку на доске). Посмотрите на картинку на доске и под цифрой один запишите, что показал нам этот опыт? Что мы узнали о почве? О её составе? Давайте проверим. Если ваш ответ правильный поставьте напротив него плюс, если ответ не верный, исправьте и поставьте минус.

  1. Этот опыт показал нам, что в почве есть вода.

Вешаю картинку под номером два. Посмотрите на картинку под номером два. Что показал нам этот опыт? Запишите ответ под цифрой два на листочке.

  1. Этот опыт показал нам, что в почве есть песок и глина. (Прокалённую почву, где весь перегной уже сгорел, мы насыпали в стакан с водой и размешали. Через некоторое время на дно стакана осел песок, а поверх песка глина). Если ваш ответ правильный поставьте напротив плюс.

Вешаю картинку под номером три. Посмотрите на картинку под номером 3.  Что показал нам этот опыт?

  1. Этот опыт показал нам, что в состав почвы входят соли (минеральные соли). (Мы фильтровали воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель мы поместили на стекло, подержали его над огнём. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли, которые могут растворяться в воде). А что такое соли – это питательные вещества. Без которых растения не могут жить.

Вешаю картинку под номером 4. Что показал нам этот опыт?

  1. Этот опыт показал нам, что в состав почвы входит перегной. (Мы нагревали почву, потом увидели дым и почувствовали неприятный запах. Это сгорал перегной.)

Вешаю картинку под номером пять. Что показал нам этот опыт?

  1. Этот опыт показал нам, что в почве есть воздух.

Ребята, поднимите руки у кого все правильно, и есть все пять плюсов? (Молодцы).

На доске висит перевернутая схема. Что же мы сейчас с вами повторили? Состав почвы! Прошу одного из учеников озвучить состав почвы, поэтапно переворачивая схему на доске. Посмотрите на доску, какая схема у нас получилась.

3. А что растения получают из почвы? – Воду, воздух, растворённые соли.

III. Формирование новых знаний.

Откройте учебник на странице 66. Внизу изображена схема, давайте рассмотрим её.

Что растения получают из почвы? Воздух и воду. А как образуются растворённые соли? Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Соль растворяется в воде и вместе с водой питает корни растений.

Давайте попробуем изменить нашу схему.  Что нужно добавить, а что убрать?

Убираем – песок и глину. Добавляем растение, растворённые соли и микробы.

Молодцы, теперь мы знаем, как почва питает растение.

Так какой должна быть почва, что бы растения могли расти?

-Влажная (но поливать нужно в меру, а то почва не сможет дышать)

-Удобренная/иметь минеральные вещества (растворенные соли)

IV. Проверка знаний по теме почва и её состав. Подготовка к изучению нового материала.

1. Самостоятельная работа.

Закройте учебники. Сейчас я раздам вам тест. Возьмите ручку, подпишите тест. И самостоятельно выполните задания.

Тест 1.

Давайте вместе проверим. Возьмите карандаши, если ответ правильный ставьте плюс, если ответ неверный – исправляйте и ставьте минус.

Вопрос А1 - ответ  3.          В1-3

вопрос А2 – ответ 4.           В2-3

вопрос А3 – ответ 4.           В3-2,3,4

вопрос А4– ответ 2.

Поднимите руки, кто сделал тест без ошибок. Молодцы. Оцените сами себя. Поставьте себе оценку карандашом и сдайте мне свои тесты, а я позже посмотрю и подумаю согласиться с вами или нет.

2. Давайте вернемся к вопросу В1. Как вы ответили на него? Одним пунктом домашнего задания на сегодня было по желанию прочитать страничку для любознательных. Кто прочитал ее? Молодцы. Так кто же создал науку почвоведение? – Василий Васильевич Докучаев.

Откройте страницу учебника 67. Страничка для любознательных. Один ученик читает абзац вслух. Дома, если вы прочитаете этот текст до конца, то узнаете, как правильно обрабатывать почву и сможете помочь родителям на даче ухаживать за огородом или дома за цветами.

V. Физкультминутка.

Устали ребята? Вставайте.

Что мы сделаем с землей?

А давайте мы её перекопаем.

Разрыхлим. Теперь польем.

В землю зернышко посадим. И еще разок польём.

А теперь представь, что ты зерно.

И в земле сидит оно.

Из зерна растет росток. Время шло и он - цветок.

Раскрывается цветок.

Садимся на свои места. Спинки выпрямили, ноги стоят ровно.

VI. Работа по теме урока.

1. Беседа.

Ребята, уточните, а кто живет в почве? Личинка жука, жуки, лесная мышь, сверчок, крот, жаба, дождевой червь.

А что вы знаете о дождевых червях? Как вы к ним относитесь? Хорошо или плохо? Почему так относитесь?

Когда чаще всего мы встречаемся с дождевыми червями? – После дождя.

А почему они появляются после дождя? – Дождевая вода выгоняет их оттуда.

2. Работа с текстом.

Сейчас я раздам каждому из вас текст. Прочитайте его и в каждом абзаце карандашом подчеркните главную мысль, которую хотел донести до читателей автор.

Самостоятельное чтение текста.

Какие главные мысли вы подчеркнули в абзацах?

  1. Как червь живет ночью.
  2. Чем питается червь.
  3. Черви делают почву более плодородной, в их ходах «запасается» воздух, необходимый для дыхания корней растений.
  4. Как надо относиться к дождевому червю? Лучше помочь дождевому червю…
  5. Как дети относились к червям? Почему они так относились? Они считали червей вредными, думали, что они поедают корни растений.

Последний абзац один ученик читает громко и выразительно.

  1. Червь-живое существо, заслуживает уважительного отношения. И особую благодарность за то, что так неустанно трудится.

7. Беседа.

Так дождевые черви полезные или вредны? Чем они полезны? Как нужно относиться к дождевому червю?

VII. Изучение нового материала.

1. Разрушение почв.

Знаете ли вы от чего почва разрушается?

- Загрязнение.

- Вырубка лесов.

- Неправильная распашка почвы. Образование оврагов, песчаные бури.

- Использование тяжелой техники.

- Засоление.

- Эрозия. (Процесс размыва почв водой)

2. Загрязнение почв.

Знаете ли вы источники загрязнения почв?

- Захоронение бытовых и промышленных отходов.

- Минеральные и органические удобрения (в большом количестве).

- Попадание на её поверхность химических веществ (выбросы промышленного предприятия и автотранспорта).

- Загрязнение воды и воздуха.

3. А как вы считаете, что нужно делать людям, чтобы беречь почву?

- Не выбрасывать мусор.

- Следить за чистотой воды и воздуха.

- Строить очистительные сооружения.

- Высаживать деревья.

4. Подведение итогов.

А как вы можете помогать почве на даче, за городом?

- Не выбрасывать мусор.

- Умеренно удобрять.

- Перекапывать.

- Сажать растения.

А какие растения можно посадить? – Деревья, кустарники, травы, цветы…

VIII. Дополнительный материал. Подготовительная работа к следующей теме «Разнообразие растений».

Ребята, посадить мы можем невероятное количество растений разных видов. Потому что царство растений очень разнообразно. Откроем учебник на странице 69. Рассмотрите картинку внизу страницы. Какие растения вы видите?

-Ели, сосны, ивы, березы, одуванчики, колокольчики, клевер, разнообразные цветы. Согласитесь ли вы со мной, что растения очень разнообразны?

А знаете ли вы как называется наука изучающая растения?

- Наука изучающая растения называется – ботаникой. Это один разделов биологии.

А знаете ли вы, что учёные ботаники делят царство растений на несколько групп? (Знают \ не знают). Называют группы. Проговариваю только те группы, которые назвали правильно.

Сейчас я положу каждому из вас растения, относящиеся к той или иной группе. Давайте внимательно рассмотрим эти растения под лупой.

Сосновая ветка.

Мох.

Как называется это растение? Какое оно на ощупь. Как оно растет?

IX. Домашнее задание. Вашим домашним заданием будет прочитать страницы учебника с 69 по73. Подумать к какой группе растений относятся растения (мох и сосна), которые мы сегодня с вами рассмотрели.

X. Мотивирующая оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...