Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Усова Татьяна Николаевна

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наюлюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска

Технологическая карта интегрированного урока

 Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи

                                                Подготовили:

                                                                  Усова Т.Н., учитель      русского языка и литературы,

                                               Коротченков Д.Г., учитель изобразительного искусства

Смоленск

2015



Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, их памяти, логического мышления, словарного запаса; способствовать развитию умений работать с искусствоведческим текстом и осуществлять его языковой анализ, составлять план будущего сочинения, опираясь на композицию описания

Тип урока

Интегрированный урок (русский язык, изобразительное искусство)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь создавать текст заданного стиля, редактировать

Текст, расписывать матрёшку на основе полученных знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию

целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русской культуры, интерес к национальной русской культуре; уважительное

отношение к национальным ценностям; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

Оборудование

ПК, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, выставка матрёшек, записи русских  народных  песен, наглядные пособия с элементами росписи разных техник; у детей – трафареты матрёшек, фломастеры.

Основные понятия и термины

описание, композиция, художественно-изобразительные средства (эпитет, метафора и т.п.)

Цели и задачи урока

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки.
  2. Способствовать развитию умений

- описывать предмет;

- составлять план сочинения;

- работать с текстом;

- самостоятельно собирать материал по теме.

  1. Формировать навыки художественной росписи.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.
  3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации работы

Формируемые УУД

Формы контроля результатов учебной деятельности

        1.Мотивация к

Учебной деятель-

ности

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; создает

Эмоциональный настрой на работу

на уроке; приветствует учеников.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку

фронтальная

Личностные: положительно

относятся к учению, познавательной деятельности,

желают приобретать новые

знания, умения, совершенствовать  имеющиеся.

Познавательные: осознают

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в

сотрудничестве с учителем и

одноклассниками,  самостоятельно) необходимые

действия, операции.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Диалог с учащимися

2.Актуализация и постановка цели

Организует актуализацию знаний учащихся через подводящий диалог.

Создает учебную проблему, организует работу по формулированию темы, целей урока.

Вы уже увидели, как оформлен кабинет, и чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница. (1 слайд)

Правильно, мы сегодня будем говорить о матрёшке. Вы узнаете ответы на многие вопросы. Когда и где появилась первая матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует это уникальное произведение народного творчества? (Слайд №2 и №3) Также мы будем готовиться к сочинению-описанию матрёшки, и вы даже попробуете сами расписать её. Итак, тема нашего урока «Матрёшка-красавица».

Отвечают на вопросы

учителя, высказывают

свое мнение.

Слушают, вспоминают,

Отвечают.

Подготовленный ученик

читает воспоминания

художника.

фронтальная

Л. Формировать адекватную

самооценку. Формировать

учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу.

П. Систематизировать знания по

теме «Жанры живописи».

Строить логические рассуждения. Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

К. Выражать свои мысли, слушать собеседника, формулировать ответы на вопросы.

Р. Определять цель урока

Диалог с учащимися

3.  Первичное усвоение новых знаний

Установливает преемственность связей прежних и новых знаний и помогает примененить их в новых ситуациях.

По ходу рассказа учитель литературы записывает на доске, а дети в тетрадях новые слова: Абрамцево, 90 годы 19 века, мудрец Фукурума, Сергей Малютин, Владимир Звёздочкин, Сергиев Посад.

Учитель изо рассказывает об особенностях росписи матрёшек разными мастерами. Демонстрируются слайды, записывается новая лексика.

Даётся информация о семёновской, посадской и полховской матрёшках.

Один ученик рассказывает историю появления матрёшки (по домашнему заданию).

Другой ученик рассказывает историю названия игрушки.

Остальные делают записи основных положений ответа в тетрадях.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: проявляют интерес к работе, приобретают

новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: выполняют

учебно-познавательные действия в материализованной

и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации, устанавливают

причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают

на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы,

вопросы для уточнения информации

4.Систематизация знаний. Собирание материалов к сочинению.

Учитель русского языка ставит задачу по работе с текстом, показывает слайды, иллюстрирующие процесс изготовления матрёшки, организует словарную работу (Объясните значение слов «сувенир», «орнамент»). Помогает составить план сочинения.

Работают с текстом о процессе создания матрёшки.

Объясняют значения слов.

Составляют и записывают план будущего сочинения.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Личностные: формируют ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение, презентация), осуществляют анализ и синтез информации.

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу. Осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают

на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Сотрудничают в совместном решении проблемы.

Устные ответы,

вопросы для уточнения информации, составление плана.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа (роспись матрёшки)

 Учитель ИЗО создает атмосферу

творчества, эмоционального восприятия произведений народного искусства, ставит задачу и помогает в её выполнении.

Роспись собственной матрёшки – дело трудное, кропотливое, но благодарное. Даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё. Сейчас вы попробуете самостоятельно расписать матрёшку. Ваша матрёшка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи. (Руководит учитель изо.) Из раскрашенных матрёшек сделать выставку. Кто не успел, доделает дома.

Расписывают собственную матрёшку, используя полученные знания.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные:  приобретают умение использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки; анализируют выбор действия для достижения планируемого результата.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают, сотрудничают в совместном решении задачи.

Оценивание выполнения самостоятельной работы по росписи игрушки

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ставит задачу, объясняет, как её решить.

Написать сочинение о матрёшке по составленному плану. Доделать рисунки.

Слушают, записывают

Фронтальная

Контроль записи домашнего задания в дневники

7.Рефлексия

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

-Дайте оценку своей искусствоведческой работе: зеленая

карточка – готовность писать сочинение, красная карточка – неуверенность в своих силах.

Напутственные слова перед работой с сочинением.

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: приобретают

мотивацию к процессу образования.

Познавательные:

устанавливают взаимосвязь

между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных действий.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и причины затруднений.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и

аргументируют свою позицию.

Оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ком так говорят? В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей темница.

Слайд 3

Матрёшка-красавица

Слайд 4

Как появилась матрёшка? Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Слайд 5

Первая русская матрёшка, расписанная художником Сергеем Малютиным Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов - от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Слайд 6

Матрёшки из Сергиева Посада Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

Слайд 7

Матрёшка семёновская

Слайд 8

Матрёшки из Полховского Майдана А я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными.

Слайд 9

Авторская матрёшка

Слайд 10

Матрёшки с изображением политических деятелей

Слайд 11

Матрёшки по мотивам сказок

Слайд 12

Как расписывают матрёшку

Слайд 13

Шлифовка заготовки

Слайд 14

Обводка контура узора

Слайд 15

Прорисовывание фона

Слайд 16

Прорисовывание деталей

Слайд 17

Окончательная обводка

Слайд 18

Лакировка

Слайд 19

Наборы для творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики

Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...

Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история

Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет".  Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....