План-конспект урока
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Лизун Наталья Владимировна

«Путешествие в мир клетки» 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_kletka.docx52.63 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока биологии по теме

«Путешествие в мир клетки», проведенном в 10 классе.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Задачи:                                                                                                    

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

- проследить межпредметные связи биологии с историей, физикой, химией;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь, творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

- пропагандировать здоровый образ жизни, профориентационную направленность;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Ход урока:

Слайд 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель: «В этой шкатулке, присланной нам из Англии, находятся предметы (лупа, чёрная пластинка, пробка), с помощью которых было сделано великое открытие. Вопрос: когда, кем и что было открыто с помощью этих предметов?» Идёт обсуждение вопроса.

Учитель: «Давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». А помогут нам в этом, ребята из творческой группы.»

Слайд 2. Ученик:        XVII век – век застоя и открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.

Учитель:        XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске – работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.

В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?

Слайд 3. Ученик:        1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление.

Ученик:        Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп», помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет. Мы, микроскописты нашего времени стоим на пороге великих дел и великих открытий. Я много работал, много парировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клети, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Слайд 4. Ученик:        1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

Ученик:        Исследования многих микроскопистов в мире принимают довольно интересный оборот, мои открытия, думаю, тоже к чему-то приведут. Эта капелька застоявшейся воды, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? (Без энтузиазма склоняется над микроскопом). О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да, и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только одним им танце.

Слайд 5, 6, 7. Ученик. Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Роберт Броун, немцы Шлейден и Шванн и Рудольф Вирхов внесли свой вклад в историю изучения клетки. Учитель: Вот так идёт история развития общества, от побед к поражениям, от провала к восхождениям. Сложна эта история, тернист путь познания науки. Но миг открытия всегда прекрасен.

Слайд 8. Сравнение растительной и животной клетки в стихах.

Слайд 9, 10.  Учитель: Каждая наука имеет свои термины (понятийный устный диктант).

1. Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличительное изображение мелких предметов.

2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки.

3. Органоид, служащий местом сборки белков.

4. Вирус бактерий.

5. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ.

6. Пластиды зеленого цвета.

7. Органоид, принимающий участие в делении клетки содержащий в своем составе центриоли.

8. Бесцветные пластиды шарообразной формы.

9. Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды.

10. Органоид клетки, где хранится наследственная информация.

11. Органоид растительной клетки, представляющий собой прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

12. Самое распространенное вещество клетки.

13. Органоид, в котором образуется и накапливается энергия.

14. Составная часть ядра; их может быть несколько.

15. Неклеточная форма жизни.

16. Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами.

Ученики зачитывают ответы домашнего задания по составлению синквейна.

Слайд 11. Учитель: В клетке есть всё, что нужно и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы.

Звучит экологическая ролевая сказка «Государство-клетка» в исполнении учащихся.

Слайды 12-16. Идёт обсуждение органоидов клетки: их строение и выполняемая функция.

Слайд 17, 18. Задание классу. Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам и частям клетки можно присвоить перечисленные названия.

Работа с интерактивной доской. (Подготовка к проверочной работе).

Идёт обсуждение проблемы о применении знаний по цитологии (медицина, генетика, размножение, клонирование, искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

Слайд 19. Стадия рефлексии Буквенный диктант 

При чтении букв от последней к первой получается " Я Молодец!"

1.Ею заполнена клетка : (цитоплазма)

2.Наименьшая структурная единица живого: (клетка) третья буква слова

3.Жгутики, ложноножки, это - органоиды: (движения)

4.Они расположены в цитоплазме клетки(органоиды)

5.Основная функция этих органоидов переваривание: (лизосомы)

6.Органоид растительной клетки, имеющий защитную функцию (оболочка)

7.Органоид, в котором глюкоза расщепляется до АТФ(митохондрия)

8.Органоид, содержащий хромосомы (ядро)

Слайд 20. Домашнее задание. Составить мини-проект «Клетка – город”, представление клетки как административно – хозяйственной единицы.

  • Транспортная сеть
  • Электростанция
  • Фабрика по изготовлению стройматериалов
  • Завод по утилизации отходов
  • Архив
  • Склад
  • Городская администрация
  • Крепостная стена
  • Ворота в крепостной стене
  • Солнечные батареи

        http://festival.1september.ru/articles/509470/img4.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...