Открытый урок для 5 класса. "Тип Членистоногие."
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 5 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_tip_chlenistonogie.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тип Членистоногие.

1 урок- 40минут

Учитель: Марышева Екатерина Александровна(1 квалификационная категория, стаж 10  лет)

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 5

Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).

 Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 5 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  история (история открытия микроскопа).

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ внешнего строения Ракообразных), использование полученного практического опыта.

Методы:
- наглядный
- словесный
- репродуктивный

- практический
- частично-поисковый

- проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
- индивидуальная
- фронтальная

Конспект урока:

Цели урока:

 Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о биологической систематике

                                 2. Формирование умения классифицировать представителей животного мира, выделять основные признаки таксонов.

                            3. Приобретение знаний о  разнообразии представителей соответствующих классов, их роли в природе и жизни человека.

Развивающие:  Создать у школьников условия развития:

  1. Исследовательской культуры:  умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный  анализ )
  2.  логического мышления ( на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
  3.  элементов творческой деятельности

     Воспитательные:    Создать условия воспитания у школьников

  1. Желания и умения преодолевать трудности.
  2. Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Объективной самооценки

Планируемые результаты: (предметные)

1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности

2. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности  

3. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования

4. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира

Личностные

  1. Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
  2. Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем  и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта  общения)
  3. Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
  4. Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки и общественной практики

УУД: регулятивные УУД

  1. Совершенствование  умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  2. Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных  задач

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем; Формулировать , аргументировать  и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  3. Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.

Познавательные УУД

  1. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения,  устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
  2. Формирование  и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
  3. Развитие навыка смыслового чтения
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Постановка темы и цели урока.Здравствуйте, меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу урок биологии в вашем классе.

2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир животных. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. (5 мин)

На какие царства ученые делят живую природу?  

бактерии, животные, растения, грибы, вирусы

Какие из них относятся к одноклеточным? И почему?

бактерии, животные, растения, грибы ; состоят из одной клетки;

Бактерии: кишечная палочка                                            Животные: амеба, инфузория   Растения: хламидомонада, хлорелла

  Грибы: дрожжи

Какие царства относят к многоклеточным? И почему?

растения, животные, грибы Имеют сложное строение, делятся на органы и системы органов

Чем отличаются царства растений от других многоклеточных организмов?

прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, способны производить органические в-ва

На какие группы делят растения?

одноклеточные, многоклеточные, водоросли, хвощи, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные

Какое царство живых организмов самое многочисленное?

животных, распространены повсеместно

Какие группы животных выделяют учёные и почему?

  1. Беспозвоночные: кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие (насекомые, ракообр., паукообр.
  2. Позвоночные: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, пресмыкающиеся

наличие или отсутствие позвоночника

А теперь давайте выполним задание 1 и 2 на маршрутном листе

4. Актуализация учебного материала

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить, о каком животном идет речь и таким образом мы определим тему нашего сегодняшнего занятия.

Нашёл укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит.

Заметив муху на листке,

К ней восемь ног бежит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк; то там, то тут –

На мух идет охота!        (паук)

Произносят название типа Членистоногие

5. Изучение нового материала

Пауки относятся к типу Членистоногих. На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению данной группы животных!

Как вы считаете, почему данная группа животных называется членистоногие?

ноги имеют членистое строение

А знаете ли вы, какие животные относятся к этой группе?

приводят примеры

Может вы что-то знаете о этой группе животных?

высказывают своё мнение

Кто же входит в тип членистоногие?

Это самая многочисленная группа животных на земле. Более 1 млн видов это 2/3 всех живущих на планете существ.

Эти организмы освоили все среды жизни.

Предками членистоногих были древние морские кольчатые черви.

Для всех членистоногих характерно сегментированное тело, покрытое кутикулой.

Как вы думаете, а что значит сегментировано?

наружный защитный покров

В основу покрова входит особое органическое веществово – хитин. Это углевод. При росте животных этот покров приходится сбрасывать, менять. Этот процесс называется линькой.

Тело Членистоногих  делится на 3 отдела: голова, грудь, брюшко.

Членистоногие:

  1. Ракообразные (головогрудь, брюшко, 5 пар ног, наличие антенн на голове) мокрицы, раки крабы
  2. Паукообразные(головогрудь, брюшко, 4 пар ног) клещи скорпионы пауки
  3. Насекомые (голова, грудь, брюшко, 3 пар ног) москиты, малярийный комар, блохи , пчела медоносная, садовый муравей, оса

Работа в маршрутных листках

6.Физкультминутка

А теперь ребята встали, Быстро руки все подняли,

В стороны , вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело

7. Лабораторная работа. «Изучение внешнего строения Членистоногих на примере класса Ракообразные»

Цель: Изучить особенности строения класса Ракообразных  на примере креветки.

Оборудование: креветки, фильтровальная бумага, лупа, препаровальные иглы

Работа с приложением 2

1.Рассмотреть с помощью лупы креветку. Отметить цвет организма.

2.Рассмотреть конечностей. Наличие усиков. Отметить место прикрепления конечностей (головогрудь)

3. На рисунке креветки отметить головогрудь, брюшко, глаза, усики, конечности

Работа с раздаточным материалом. Заполнение маршрутных листов

8. Закрепление

Ребята. На доске появились названия классов, изучаемых сегодня организмов. На столах у вас имеются конверты с животными. Распределите  животных по изучаемым сегодня классам Ракообразных, Паукообразных, насекомых

Работа с конвертами и доской

9. Рефлексия.

Глухой телефончик.

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

10. Домашнее задание (2 мин)

Для всех Параграф 18. Закрепить знания о Членистоногих

Записывают задание в дневник.

Фамилия __________________ Имя ________________Класс______

Членистоногие

Задание 1.

№1. Определите принадлежность следующих организмов к определённому царству: Кишечная палочка, подосиновик, ель, водоросль, лиса, кальмар, карась, паук, молочнокислые бактерии, плесневые грибы, берёза.

№2. Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Белка, голубь, улитка, пчела, дельфин, осьминог, акула, дождевой червь. По каким признакам их делят на эти две группы?

Задание 2.                                    Членистоногие

________________                                          _____________________

                                 _____________________          

Задание 3. Заполните таблицу.

Название класса

Представители

Покров тела

Количество пар конечностей

1.

2.

3.

Задание 4. Практическая работа.

Цель: Изучить особенности строения класса Ракообразных  на примере креветки.

Оборудование: креветки, фильтровальная бумага, лупа, препаровальные иглы.

                                             

  ПЛАН РАБОТЫ:

1.Рассмотреть с помощью лупы креветку. Отметить цвет организма.

2.Рассмотреть конечностей. Наличие усиков. Отметить место прикрепления конечностей (головогрудь)

3. На рисунке креветки отметить головогрудь, брюшко, глаза, усики, конечности

F:\103.GIF

Признак

Креветка

Размеры тела

Части тела

Количество ходильных ног

Количество глаз

Количество усов

Образ жизни

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения креветки.

Вывод.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....