Использование технологии развития критического мышления для познавательных универсальных учебных действий учащихся при изучении биологии
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Томских Елена Викторовна

Урок по технологии РКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx838.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МБОУ «СОШ № 9» г.Читы

Томских Е.В.

Урок:     Наследственная изменчивость. Мутации.

Урок биологии в  10 классе по технологии критического мышления

Учебник:

Технологическая  карта урока

Тема урока: 

Цели:  углубить знания о наследственной изменчивости и  мутациях.

Задачи:

—  систематизировать и углубить знания об изменчивости и ее видах;

—  раскрыть сущность наследственной изменчивости; познакомить с формами наследственной изменчивости, с видами мутаций  и факторами, способствующими их возникновению, роли мутаций в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения:

1.Предметные:

 — формулировать определения понятий «генотипическая изменчивость», «мутационная изменчивость», «мутация», «мутагенные факторы»;

— называть и характеризовать мутагенные факторы, виды мутаций по их воздействию на организм;

—  знать примеры взаимосвязей между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций;

— осознавать необходимость активного действия по предотвращению воздействия на организм человека мутагенов;

—  характеризовать источники комбинативной изменчивости.

2.Метапредметные:

Познавательные: — использовать приемы критического мышления  для обработки информации и структурирования ее в логическую схему, для  применения в учебных ситуациях и при  проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

— выявлять причинно-следственные связи (между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций).

Коммуникативные: — использовать речевые средства для изложения информации, аргументации своей точки зрения.

Регулятивные: — организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологии; осознание важности генетических знаний для сохранения здоровья человека; осознание ценности здоровья человека на основе знаний о мутагенах и возможных мутациях, связанных с их действием.

 3. Личностные:

- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;

- Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Стратегия проведения занятия:  

   Использование технологии «критического мышления» для развития познавательных УУД.  

Мотивация учащихся:

- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- поддержка индивидуального развития;

- соревнование между подростками;

- помощь в затруднительных случаях;

- ориентация на решение поставленных задач;

- одобрение коллективной работы (групповой);

- опора на личный опыт.

Планируемые результаты технологии критического мышления.

1.Углубление знаний о наследственной изменчивости.

2.Самостоятельное формулирование выводов.

3.Самостоятельное решение проблем.

4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.

7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

8.Способность брать на себя ответственность.

9.Способность участвовать в совместном принятии решения.

10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

11.Умение сотрудничать и работать в группе.

Тип  урока: 

Урок  совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой. Дополнительным материалом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.

Оборудование:

  • Наглядные пособия (картинки)
  • Компьютер и видеопроектор
  • Презентация «Наследственная изменчивость»
  • Раздаточный материал (дополнительная литература).

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Структура  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация ученика к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока

  1. Инициализация урока - 3мин.

Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Дрезденской картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА. (слайд1)

Вглядитесь в изображение, кто это?

«…Есть бытие, но именем каким

его назвать? Ни сон оно, ни бденье;

Созданье ли болезненной мечты

Иль дерзкого ума соображенья…» (Евгений Абрамович Баратынский)

А вот генетик бы сказал – это мутации.

Постановка проблемы: возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника? (слайд3)

-определите ключевое слово нашего урока  Мутации-   ИЗМЕНЧИВОСТЬ!

Тема урока: «Наследственная изменчивость. Мутации».(слайд 4)

- Давайте поставим для себя цели урока на основе имеющихся знаний.

2. Целеполагание и мотивация  - 3 мин.

   Учитель:

   -Предположим, что в природе существует только наследственность, а изменчивость отсутствует. К каким бы последствиям это привело?

   - Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас?

-Что должны выяснить на уроке?

Цель сегодня : выяснить сущность наследственной изменчивости, научится определять её формы и роль мутаций в природе и жизни человека. (слайд 5)

3. Актуализация  знаний  и  умений  - 3 мин.

(Стадия Вызова) (слайд 60

- Что такое наследственность? Изменчивость?

  •    Какие клетки осуществляют связь между поколениями ?
  • В результате какого процесса осуществляется связь между поколениями?
  • Какие структуры клетки определяют наследственность и изменчивость?
  • Что такое генотип? Фенотип?

Задание1 «Мозговой штурм» Проверь себя (слайд -7, 8 ответы 9 критерии )

Гомозигота

Сколько типов гамет?

Гетерозигорта

Сколько типов гамет?

Дигетерозигота

Сколько типов гамет?

Аа  х   Аа

АА  х  аа

АаВв   х   АаВв

АаВв   х   аавв  

АА, аа

1

Аа

2

АаВв

4

Закон расщепление

Закон единообразия

Закон независимого наследования

Анализирующее скрещивание

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют учителя и гостей

●Актуализируют имеющиеся знания.

●Рассуждают, делают

предположения.

(ученики определяют цели):

  • Более глубоко изучить наследственную изменчивость
  • Выявить типы изменчивости.
  • Выяснить, роль мутаций в природе и для человека

Гаметы

Оплодотворение

Хромосомы, ДНК, гены

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся заполняют таблицу. Проверка:

10- 5б,  9-7- 4б, 6-4 -3б,  3-2- 2б, 1-1б.

Мы готовы к новой информации

2.Этап осмысления.

●получение информации

●осмысление информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

Изучение нового материала.

I. Типы изменчивости

Задание2. Прочитать текст. Определить ключевые понятия и составить кластер.

Изменчивость наследственная  :  (слайд 10)

                           генотипическая                                         цитоплазматическая (позже)

                  Мутационная  комбинативная               пластидная        митахондриальная

Генная, хромосомная, геномная

Задание 3.

Беседа: Комбинативная изменчивость. (сайд 11-12-13)

-Что знаем? 

-Что новое?

-Что непонятно?

Подведем итог:  все понятно, так изучили в предыдущих темах.

Мутационная изменчивость. (Слайд 14)

-Что знаем?

-Что новое?

-Что непонятно?

Смотрим второй слайд

Слайл 3 где все виды мутаций

--сумеете ли вы определить тип мутации ?

Нет! Затрудняются!

Задание 4. Используем прием "Инсерт" для определения  видов мутаций. (слайд15)

   Прочитайте информацию в параграфе на стр. 304-305

Во время чтения сделайте пометки на полях:

- Поставьте "V" (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте "+" (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.

"V"

"+"

"?"

 

 

 

Определяем знания (карточки 3 цветов)

Определяем  характеристики видов мутации.

Задание 5 Определить вид изменчивости и ее значение в природе и для человека

Вопросы  (слайд 16)

1 группа-генная   задача + значение в природе и для человека (наследс забол) (слайд17-18) Приложение 1

2 группа-хромосомная  найти 3 верных ответов из 6 наследственные заболевания(слайл 19) приложение 4

3 группа-геномная в природе и для человека (наследств заболевания) (слайд 20) приложение3

4-группа-комбинативная задача на вероятность значение в природе и для человека. Приложение2

5-группа- цтитоплазматическая. !!!  НОВАЯ (слайд 22) приложение5

Данный вид изменчивости нужно внести в кластер. Определяем ее место!   (слайд 23)

Физминутка 1 мин

Вывод 1: наследственная изменчивость- изменчивость, затрагивающая наследственный материал, дает возможность приспособится к окружающей среде, но для человека могут быть опасны. (Слайд 24)

- Какие вопросы у вас возникли?

Как защитить человечество? Надо знать, что может вызвать мутации и определить меры профилактики! Слайд 25-26

Мутагены: физические( излучение), химические, биологические (вирусы)

Слайд про алкоголь.  (слайд 27)

Как назовем эти мутагены? Социально опасные или …!

Вывод 2 (Слайд 28)

Учащиеся читают текст и составляют кластер.

Проверка на экран

Анализируют слайд

Смотрят и анализируют

Обобщение результатов работы в режиме беседы (ответы обучающихся).

Читают параграф и отмечают текст.

Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-5 человек).

Полная схема кластера

Справляются каждый получает по 5 б

Эмоциональная и физическая разрядка, улучшается настроение

Мутации и человек. Как защитить себя от мутаций.

Определяют по информации на слайде

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-ная проблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

1.Прием "Верные и неверные утверждения" (слайд 29) ПРИЛОЖЕНИЕ 6

- Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Заключение.

Вернемся к художнику.

Он был фантаст, хотя в картинах есть доля реальности! Могут быть опасны.

 

Выставление оценок.

Домашнее задание: 

Напишите дома эссе на эту тему

●решают задание  и обосновывают своё мнение.

Мутации редко случаются

●Определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)

●Записывают домашнее задание

Изменчивость признаков у организмов

В процессе индивидуального развития некоторые признаки изменяются в течении жизни. При одном и том же генотипе могу формироваться разные фенотипы. Изменчивость определяется способностью организма изменяться под воздействием различных условий  среды. Различают ненаследственную или модификационную изменчивость, затрагивающих фенотип, и наследственную или генотипическую изменчивость. Примером ненаследственных изменений могут служить: выработка темного пигмента у зайца-беляка весной, и его отсутствие зимой. Такая изменчивость всегда приспособленная по отношению к условиям среды. Ненаследственная изменчивость групповая и характерна для всех особей вида.

Наследственная изменчивость передается по наследству. Она бывает мутационной и комбинативной. Мутационная изменчивость носит скачкообразный характер. Мутации индивидуальны и возникают у единичных особей. Воздействие одинаковых внешних  условий вызывает у каждого организма разные мутации.  Мутационная изменчивость непредсказуема. Так, например облучение перед посевом семян пшеницы приводит и  к высокой урожайности благодаря развитию крупных колосьев, и к отсутствию урожая. Бывает генной, хромосомной и генотипической.

        По своему влиянию на организм мутации могут быть полезными, вредными, безразличными. Однако чаще всего они снижают жизнеспособность организма.

Приложение 1        

1 группа.

Задание:

 Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ.

Определите последовательность белка, используя таблицу генетического кода. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеатида тимина на цитозин.

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Вопросы:

  1. Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
  2. К чему она приводит?
  3. Какое имеет значение в природе?
  4. Какое имеет значение в жизни человека?

Приложение 2

2 группа.

Задание:

   Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами (дигетерозиготы). В потомстве получили расщепление  6:3:2:1, причем мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Вопросы:

  1. Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
  2. К чему она приводит?
  3. Какое имеет значение в природе?
  4. Какое имеет значение в жизни человека?

Приложение 3        

3 группа.

Задание:

Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на вопросы.

Синдром Клайнфельтера.

Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона.

 Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 

Вопросы по тексту:

1. Чем вызывается синдром Клайнфельтера?

2. Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?

Вопросы к заданию:

  1. Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
  2. К чему она приводит?
  3. Какое имеет значение в природе?
  4. Какое имеет значение в жизни человека?

Приложение 4

4 группа.

Задание:

Найдите три ошибки в приведённом тексте, используя информационную таблицу. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Хромосомные мутации — это перестройки хромосом. (2)Появление хромосомных мутаций связано с делецией, дупликацией, инверсией или транслокацией в хромосомах. (3)Часто причиной хромосомных мутаций может быть случайное сочетание хромосом при оплодотворении. (4)Хромосомные мутации называют точковыми. (5)Вследствие хромосомной мутации образуются новые аллели генов. (6)Хромосомные мутации относят к генотипической изменчивости.

Вопросы:

  1. Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
  2. К чему она приводит?
  3. Какое имеет значение в природе?
  4. Какое имеет значение в жизни человека?

Приложение 5

Группа 5.

Задание:

Прочитайте информацию приложения и выполните задание.

Какие растения вырастут из семян, полученных на зеленой ветке? Почему?

Какие растения вырастут из семян, полученных на пятнистой ветке? Почему?

Вопросы:

  1. Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
  2. К чему она приводит?
  3. Какое имеет значение в природе?
  4. Какое имеет значение в жизни человека?

Приложение 6

Определить верные и неверные утверждения        

1.Наследственная изменчивость зависит от факторов среды.

2.Цитоплазматическая изменчивость не ядерная, но наследственная.

3.Комбинативная  изменчивость зависит от половых клеток.

4. В основе генной мутации лежит изменение хромосомы.

5.Мутации- это изменения  в генотипе.

6.К генным мутациям относят полиплоидию.

7.Геномные мутации изменяют ген.

8.Хромосомные мутации всегда летальные.

9.Полиплоидия-это геномная мутация.

10. Мутации материал для эволюции. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.

    Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью, выполнять разнообразные проекты, приним...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают  правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...