Рабочие программы
рабочая программа по биологии (6 класс)

Семенская Светлана Вячеславовна

рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_a.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /С.В.Семенская /

«29» сентября  2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБОУ «СОШ №3»

_____________ /О.А. Агольцова /

             «29» сентября  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
6 «А» класс

 

Составитель: учитель биологии

МБОУ «СОШ №3»

Семенская Светлана Вячеславовна

2019-2020 учебный год

                                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. С изменениями на 31 декабря 2015 г. №1577
  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ «СОШ №3»

Рабочая программа составлена по концентрическому УМК «Алгоритм успеха» (системно-структурный подход) под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.

Программа реализуется через учебно-методический комплект

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой  И.Н.

 Биология.6 класс - М: «Вентана-Граф», 2016.

Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на изучение Биологии в 6 классе предусмотрено

34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.  

  1. Результаты освоения курса биологии в 6 классе

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:

         В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и  животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием растительного организма.

  В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

По курсу биологии к концу 6 класса обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для растительных организмов;
  • осуществлять классификацию растений, на основе определения их принадлежности к

  определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений  на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Тема 1. Наука о растениях – ботаника

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника. Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав. Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система. Особенности растительной клетки. Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Тема 2. Органы растений 

Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семеня. Роль света. Сроки посева семян. Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица). Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление. Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений 

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.

Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, куль тура тканей.

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»

Тема 4. Многообразие развитие растительного мира 

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений. Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и

бесполого размножения в цикле развития. Общая  характеристика  отделов: Плауновидные,

Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды . Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений. Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой

человеком. Охрана редких и исчезающих видов.История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их

появления. Значение растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Тема 5. Природные сообщества.

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.  Ярусное строения природного сообщества

— надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние.Естественные и культурные природные со общества, их особенности и роль в биосфере.Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»

При изучении курса Биологии применяются такие формы, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Также виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, составление таблиц, схем, тестирование, составление кроссвордов, сравнение и анализ с формированием выводов, экскурсии и лабораторные занятия.

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Наука о растениях — ботаника.

4 ч

2.

Органы растений.

8 ч

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6 ч

4.

Многообразие и развитие растительного мира

10 ч

5.

Природные сообщества

5 ч

5.

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса.

Итого:

34 ч

3. Тематическое планирование

Лабораторные работы:

№ 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

№ 2 «Строение корня у проростка».

№ 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

№ 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

№ 5 «Черенкование комнатных растений».

№ 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»

  Приложение №1

к рабочей программе по биологии

на 2019-2020 уч. год

Календарно-тематическое планирование по биологии

6  «А» класса

Дата проведения

        Тема      урока

  План

  Факт

1

04.09.2019

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

2

11.09.2019

Многообразие жизненных форм растений.

3

18.09.2019

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

4

25.09.2019

Ткани растений.

5

02.10.2019

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

6

09.10.2019

Условия прорастания семян

7

16.10.2019

Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

8

23.10.2019

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

9

06.11.2019

Лист, его строение и значение.

10

13.11.2019

Стебель,его строение и значение. Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

11

20.11.2019

Цветок, его строение и значение.

12

27.11.2019

Плод. Разнообразие и значение плодов.

13

04.12.2019

Минеральное питание растений и значение воды.

14

11.12.2019

Воздушное питание растений - фотосинтез.

15

18.12.2019

Дыхание и обмен веществ у растений.

16

25.12.2019

Размножение и оплодотворение растений.

17

15.01.2020

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

18

22.01.2020

Рост и развитие растений.

19

29.01.2020

Систематика растений, ее значение для ботаники.

20

05.02.2020

Водоросли, их многообразие в природе.

21

12.02.2020

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

22

19.02.2020

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

23

26.02.2020

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

24

04.03.2020

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

25

11.03.2020

Семейства класса Двудольные.

26

18.03.2020

Семейства класса Однодольные.

27

01.04.2020

Историческое развитие растительного мира.

28

08.04.2020

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

29

15.04.2020

Понятие о природном сообществе -  биогеоценозе и экосистеме.

30

22.04.2020

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

31

29.04.2020

Смена природных сообществ и ее причины.

32

06.05.2020

Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса.

33

13.05.2020

Экскурсия

34

20.05.2020

Подведение итогов года

Итого

34 часа

Рассмотрено

На заседании методического совета

« 28» августа 2019г.

протокол №1

______________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...