конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Уникальность озера Байкал и его экологические проблемы"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Майоров Дмитрий Сергеевич

Представляю вашему вниманию один из интегрированных уроков биологии и географии с актуализированным межпредметным содержанием экологического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal.rar1.92 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc76.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Источник проблемы

Суть

проблемы

Желаемый результат

Как

решить

Ангарская ГЭС

Байкальский ЦБК

Байкальско-Амурская магистраль

Вырубка леса

Промышленное загрязнение рек, впадающих в озеро

Экологическая безграмотность туристов



Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии 9 класс

Тема урока: Уникальность озера Байкал и его экологические проблемы.

Тип: изучение нового материала.

Цель: к концу урока у учащихся должно сформироваться целостное представление о биологических и хозяйственных особенностях озера Байкала и его экологических проблемах.

Задачи:

  1. Образовательные:

расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК;

показать значение его для России.

Сформировать знания о:

  • географической и биологической уникальности озера Байкал;
  • использовании озера;
  • охране Байкала;
  • экологических проблемах озера Байкал и перспективных путях их решения.

  1. Развивающие:

Продолжить развитие:

  • умений строить причинно следственные связи;
  • умений формулировать цели и задачи.
  • работать в группе;
  • умений работать с картами атласа;
  •  умений анализа и синтеза;
  • умений решать проблемные задачи.

  1. Воспитательные:
  • Продолжить формирование ценностного отношения к живой природе;
  • Продолжить развитие патриотических чувств;
  • Продолжить формирование чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

Оборудование: ПК и соответствующее программное обеспечение (MC Power Point), таблица №2, чистые листы формата А-4.

Ход урока

Методика и методические приёмы

Содержание

Время, мин.

Время на весь этап, мин.

Приветствие. Проверка рабочих мест.

  1. Организационный момент.

1

1

  1. Актуализация и постановка цели урока.

Тема сегодняшнего урока «Уникальность озера Байкал и его экологические проблемы».

Для начала перечертите эту таблицу себе в тетрадь.

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал (а) новое

Что Вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в первую колонку таблицы №1:

 

1

3

Активизация имеющихся знаний

Беседа

Постановка цели урока

Что для каждого из вас означает озеро Байкал? Выразите своё отношение к нему в виде одного слова или простого словосочетания.

Итак, как вы уже знаете, озеро Байкал – уникальное место, жемчужина не только Сибири, но и России в целом. Не знать и не любить это озеро, значит не любить свою Родину. Сегодня мы с вами восстановим в памяти уже имеющиеся знания о Байкале и дополним новыми. Особое внимание сегодня мы будем уделять экологическим проблемам этого озера, которые грозят нам лишением нашего чуда – Байкала.

Цель нашего урока: познакомиться (или вспомнить) природные особенности озера Байкал и его основные экологические проблемы.

2

 

Беседа, опрос

  1. Изучение нового материала.

Объясните значение следующих слов и то, как они относятся к озеру Байкал:

Уникальность, 15-20 млн. лет, Ангара, прозрачность, эндемики, нерпа, Ольхон, голомянка.

4

31-36

Демонстрация презентации

А сейчас перенесёмся на берега Байкала и в его глубины. Познакомимся поближе с красотами озера.

3-4

Беседа

Какие чувства и мысли у вас возникли от созерцания этих картин? Что больше всего запомнилось, тронуло сердце?

2-3

Беседа

Есть ещё одно слово, которое мы не соотнесли с Байкалом – ТРЕВОГА. Объясните их взаимосвязь. Что вызывает тревогу на озере Байкал?

1

Работа с картами атласа, беседа

Используя экономическую карту Средней и Северо-Восточной Сибири, а также собственные знания, выскажите свои предположения о возможных экологических проблемах озера Байкал.

Планируемый результат:

  • Ангарская ГЭС
  • Байкальский ЦБК
  • Байкальско-Амурская магистраль
  • Вырубка леса
  • Промышленное загрязнение рек, впадающих в озеро
  • Экологическая безграмотность туристов

2

Беседа

Из всех названных источников загрязнения, основным является Байкальский ЦБК. Для разбавления его стоков ежесуточно используют 300 м3 байкальской воды, его влияние распространяется на площадь 35 км2. Кроме того, в окрестностях комбината находится 20 накопителей отходов, в каждом из которых по 1 млн. м3 отходов. Фильтрация вод этих накопителей сделала воду колодцев окружающих территорий непригодной для питья. Если в результате какой-либо катастрофы, например, сильного землетрясения, эти отходы попадут в Байкал, его экосистема будет разрушена.

Выскажите своё мнение по поводу ЦБК на Байкале (одним словом или словосочетанием).

Стоит ли получаемая прибыль угрозы для экосистемы Байкала?

2

Организация самостоятельной работы

Запишем их в первую графу. А теперь вам предстоит творческая индивидуальная работа – заполнить оставшиеся графы таблицы. На эту работу у вас 5 минут. По истечению этого времени вы должны передать готовые работы мне на стол. Оценки за них вы получите на следующем уроке, после того, как я их проверю.

Таблица№2

Источник проблемы

Суть

проблемы

Желаемый результат

Как

решить

Ангарская ГЭС

Байкальский ЦБК

Байкальско-Амурская магистраль

Вырубка леса

Промышленное загрязнение рек, впадающих в озеро

Экологическая безграмотность туристов

   

5-6

Сейчас вам предстоит работа в группах (3-4 по желанию или по указу учителя).

Подготовьте Ваш проект защиты озера Байкал, учитывающий все его проблемы и все возможные пути решения. Проект готовится на листах формата А-4, что лежат перед вами по следующему плану:

Цель проекта (Одна, основная)

Задачи (несколько, раскрывают подробно цель работы)

Обоснование (развёрнутый ответ на вопрос «почему эта проблема важна»)

Природоохранный манифест (правила и требования, которые помогут разрешить проблему)

10-12

Формулировка выводов

Заключительное слово учителя

Озеро Байкал – это не просто самое глубокое озеро на Земле, оно неповторимо по своей природе. Оно достояние не только России, но и всей планеты. Беречь его – наша обязанность!

Закончить наше занятие я хочу словами А. Вознесенского:

...И неужели мы будем в истории -  

"Эти, Байкал загубили которые..?"

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень...

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

"Мертвое море - священный Байкал."

  А.Вознесенский

2

Организация письменной рефлексии

  1. Рефлексия

В завершении урока подумай, что он нам дал, что мы узнали нового и чему научились. Для этого вам предстоит заполнить в тетради таблицу №1, вторую и третью графы.

3

3

Консультация по выполнению

  1. Домашнее задание

Из достоверных источников стало известно, что компания ЮКОС собирается построить в бассейне Байкала нефтепровод, перекачивающий нефть в Китай. Составьте письмо организаторам этого проекта, объяснив к каким непоправимым последствиям это может привести

1

1

Беседа

  1. Подведение итогов урока

Выставление и аргументация оценок

1

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЗЕРО БАЙКАЛ - ЧУДО ПРИРОДЫ «Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях» Л.С. Берг Средняя школа № 27 учитель первой квалификационной категории Ларичева Е.И. Нижний Новгород - 2008

Слайд 8

Вода Байкала

Слайд 10

Улыбка солнца

Слайд 11

Животный мир Байкала

Слайд 12

Омуль

Слайд 13

Амурский сазан

Слайд 14

Байкальский осетр

Слайд 15

Голомянка в толще воды

Слайд 16

Голомянка

Слайд 17

Желтокрылка

Слайд 18

Карась

Слайд 19

Красная широколобка

Слайд 20

Линь

Слайд 21

Таймень

Слайд 22

Черный байкальский хариус

Слайд 23

Широколобка

Слайд 24

Эпишура байкальская – биологический фильтр воды

Слайд 25

Байкальская нерпа

Слайд 26

Лед на Байкале

Слайд 27

Ледяные красоты

Слайд 28

Желтокрылка во льду

Слайд 29

Ледяной покров озера

Слайд 30

«….Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину.» М. Пришвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Конспект интегрированного урока (биология-география)

Тема: «Генномодифицированные организмы в условиях  развития современного мирового сельского хозяйства»....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

План-конспект интегрированного урока по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.(ФГОС)

План-конспект интегрированного урока в 5 классе по произведению Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Данный урок - коллективная работа учителей литературы, географии, ОБЖ и педагога-психолога. Урок - ...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"

В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...