Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)

Календарно-тематическое планирование по биологии в  6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Биология»

 (базовый уровень)

6 класс

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Данное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» для 6 класса составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей  программы по биологии В.В.Пасечника 5 класс (Сборник программ «Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие –сост. Г.М. Пальдяева.- 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.»), и с учётом методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 учебном году». 

Календарным учебным графиком МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» в 6 классе установлено 34 учебные недели.

Учебный план МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год отводит для изучения биологии обучающихся 6 класса 34 учебных часа, 1 час в учебную неделю.

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование  УМК В.В. Пасечника:

- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.

 2015г.

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; взаимосвязью строения и функций органов и их систем. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Календарно-тематическое планирование предусматривает некоторые изменения:

в связи с праздничными днями, установленными постановлением правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2016 году» (27.08.2015) и «О переносе выходных дней в 2017 году» (27.08.2016) в соответствии с расписанием уроков школы на 2016-2017 учебный год объединены уроки: №31 по теме «Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе»  и урок №32 по теме «Развитие и смена растительных сообществ.Экскурсия Природное сообщество и человек.»; №33по теме « Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» и № 34 «Контрольно-обобщающий урок по курсу биологии 6 класса».

В результате программный материал учебного предмета «Биология» авторов предметной линии учебников Пасечник В.В. для 6 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.

                     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

п/п

№ в теме

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата

план

Дата факт

Реализация электронного обучения и / или  дистанционного обучения

1

1

Строение семян двудольных растений Лабораторная работа№1

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле»        . Отрабатывают умения, необходимые

для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

2

2

Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа№2

Изучение строения семян однодольных растений

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

3

3

Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа№3

 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

4

4

Строение корней. Лабораторная работа№4

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

5

5

Условия произрастания и видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

6

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа №5

 Строение почек. Расположение почек на стебле

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

7

7

Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №6

 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

8

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы№7, №8

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

9

9

Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №9

Внутреннее строение ветки дерева

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 

10

10

Видоизменение побегов.

Лабораторная работа №10 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия        «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

11

11

Цветок и его строение. Лабораторная работа №11 Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

12

12

Соцветия. Лабораторная работа №12 Ознакомление с различными видами соцветий

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

13

13

Плоды и их классификация Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №13

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

14

14

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Жизнь растений 10 часов

15

1

Минеральное питание растений

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

16

2

Фотосинтез

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

17

3

Дыхание растений

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

18

4

Испарение воды растениями. Листопад

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

19

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №14

Передвижение веществ по побегу растения

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

20

6

Прорастание семян. Практическая работа №1 Определение всхожести семян растений и их посев

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

21

7

Способы размножения растений

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

22

8

Размножение споровых растений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

23

9

Размножение семенных растений

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

24

10

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа №2 Вегетативное размножение комнатных растений

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».         Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Классификация растений 6 часов

25

1

Систематика растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

26

2

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

27

3

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные. Лабораторная работа №15 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

28

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

29

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

30

6

Контрольно-обобщающий урок по  теме «Классификация растений»

Природные сообщества 3 часа

31

1

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

32

2

Развитие и смена растительных сообществ.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

33

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

34

Контрольно-обобщающий урок по курсу биологии 6 класса

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплекс для учащихся:

«Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Пасечник В.В. 14-е изд. - М.: 2015. - 304 с

Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс". С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС М: Дрофа, 2015

Учебно-методический комплекс для учителя:

  • Программа курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», авторы: В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2015
  • Методическое пособие к учебнику «Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс. Пасечник В.В.  М: Дрофа, 2015

Дополнительная литература

  1. Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по

    учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

  1. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.
  2. Козлова Т. А., Кучменко В. С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.

4. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.

4. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

6. Лернер Г. И.  ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс-  М.: Эксимо, 2011. - 240с

7. Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Полезные интернет-ресурсы

Федеральный портал «Российское образование» 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам 

Энциклопедии, электронные книги, электронные учебники

http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=368&id_cat=1492- электронные таблицы

http://www.ebio.ru/

http://www.biology.ru/- открытая биология

http://kpdbio.ru/course/view.php?id=123- подготовка к олимпиадам

http://314159.ru/ebio.htm- учебник

http://bioslogos.ru/

http://biologiya.net/

http://www.biology4kids.com

http://plant.geoman.ru/- жизнь растений

http://rus.gflora.com/-энциклопедия комнатных растений

http://www.floranimal.com/- растения и животные мира

http://www.youngbotany.spb.ru/site/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0- лаборатория ботаники

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BIOLOGIYA.html- энциклопедия Кругосвет

Оборудование и приборы: кабинет биологии укомплектован полностью, имеется набор необходимых учебных приборов и оборудования, обеспечивающих как демонстрации опытов и биологических объектов, так и для непосредственного проведения лабораторных и практических работ (обеспеченность комплектом лабораторного оборудования на каждую парту), проектор, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...