Конспект урока "Мхи"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Материал позволяет ознакомить учащихся 5 класса с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, ролью в природе и жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhi.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта изучения темы

Тема

Мхи                                                                                           Тип урока: Изучение нового  материала

Цели

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить  с их ролью  в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

-  Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД: 

Планируемый результат

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение  роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

Личностные: использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний

Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное  и делать краткие записи

Основные понятия

Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов

Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Актуализация

( 10 мин)

Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Лишайники»

На прошлом уроке мы изучали тему «Лишайники».

Экспресс-опрос

1) Что за организмы лишайники?

2) Где обитают? Как питаются?

3) Какое строение имеют?Как размножаются?

4)Почему относятся к низшим споровым растениям?

5)  почему их называют пионерами раст. покрова?

6) На какие группы мы можем разделить лишайники?

7) значение лишайников?

8)Почему аквариум не ставят возле окна?

 

Регулятивные

(самоорганизация к уроку)

Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников)

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели: 

Отгадывают о чем идет речь?

Карандашом подчеркивают интересные моменты.

(На фоне спокойной музыки.)

Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».

Какой из этих способов вам больше нравится? Почему?

Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем  по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.

 Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут  и ходить нельзя. Что это?

Что там интересного?

Во- первых: из таких болот берут начало реки.  

(Слайды.)

А во –вторых…

Чтобы ответить на вопрос нам поможет рассказ Н.М.Верзилина.

Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке?

Загадка о болоте.

Потом появляется картинка болота.

Читают рассказ Николая Михайловича Верзилина

«Склад перевязочных средств на болоте».

(Познавательные УУД).

Умение выделять главное из прочитанного

 (Коммуникативные УУД).

Умение слушать

(Регулятивные УУД).

Умение слушать других

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3  мин)

Цели:

Формулируют цели урока.

Итак,  тема урока - «Мхи».

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»

Дополняет и обобщает:

  1. Строение мхов;
  2. Сравнение сфагнума и кукушкина льна
  3. Практическое применение мхов.

Как построим свою работу на уроке?

Если в процессе урока  у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист.

На рабочих листах записывают,  чтобы хотели узнать на уроке.

Потом проговаривают.

-  прочитаем текст в учебнике

- посмотрим на рисунки в учебнике

- запишем и сравним особенности строения мхов

 (Познавательные УУД).

Интерес к изучаемой теме

 (Коммуникативные УУД).

Умение слушать

(Регулятивные УУД).

Умение ставить задачи на урок

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели:

После просмотра ответят на вопрос; Есть стебель, лист, но нет корней.

1 вариант – кукушкин лен

2 вариант - сфагнум

Как продолжили фразу в тетради?

Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

Мхи однолетние или многолетние растения?

Все ли мхи имеют одинаковое строение?

  1. Смотрят электронное приложение  к УМК.   Многообразие мхов.

  1. В рабочей тетради выполнить задание  №  

№  

Мох – это высшее растение.

Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры (для размножения)

  1. Используя, учебник §20 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.

  1. Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.

Черты сравнения

Кукушкин
ен

Сфагнум

Физкультминутка

  1. Интерактивная доска ( работа всего класса)

Он снизу седоватый,

Повыше - зеленей.

 Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

  1. Какую оценку вы бы поставили автору стихотворения за знанием мхов. ( работа в группе)

  1. Записать  в рабочем листе «Как используется торф человеком»

 (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга.

 (Познавательные УУД)

Слушают информацию,  делают краткие записи в тетради

 Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

  1. Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?
  2. Какое строение имеют мхи?
  3. Как они размножаются?
  4. Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?
  5. Почему мхи способствуют заболачиванию территории ?
  6. Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски  сфагнума и кукушкина льна

 (Познавательные УУД).

 (Коммуникативные УУД).

Умение слышать и слушать других

V. Контролирующее задание (4  мин)

Цель:

- проверить умение

.

Тест с использованием системы быстрого тестирования.

  1. Кукушкин лен – это:

А) многолетнее растение

В )  двулетнее растение

С ) однолетнее растение

  1. По какому из указанных  признаков мхи относятся к высшим споровым растениям:

А) есть ризоиды

В) есть хлорофилл

С) есть стебель, листья

  1.  Сфагнум отличается от кукушкина льна :

А) отсутствием листьев

В)отсутствием стебля

С) отсутствием ризоидов

  1. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

А) фотосинтезирует

В) проводит питательные вещества

С) впитывает воду

  1. В чем заключается сходство

кукушкина льна и сфагнума?

А) есть ризоиды

В) есть листья и стебли

С) есть корни

  1. Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое:

А) бурый уголь

В) каменный уголь

С) торф

  1. В военное время сфагнум часто использовали:

А) вместо гипса

В) как перевязочный материал

С) как продукт питания

 

 (Познавательные УУД)

 (Личностные УУД).

 (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

Оцените свою работу на уроке.

Кого бы вы с одноклассников отметили за активную работу на уроке.

Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока.

 (Коммуникативные УУД).

 (Регулятивные УУД).

 (Личностные УУД). 

Итог урока.

Д\З

§  20

Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось , чтобы вы жили – так, как будто все на свете является чудом!

Тема:_______________________________________

Я хочу узнать______________________________________________                                                  

_________________________________________________________                                                           __________________________________

_________________________________________________________                                                         ___________________________________

__________________________________________________________                                                       ___________________________________

        __________________________________

Черты сравнения

1вариант

2 вариант

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Не ветвистые

ветвистые

  Листья

Узкие

Более широкие

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Ярко-зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Нет

Да

Оценка за тест:__________

Оцените свою работу на уроке

Оцените работу всего класса

 

 

Д\З:  

Вокруг — болото без границы,

Пни, камни, кочек бугорки,

И между них седой пушицы

Торчат, качаясь, колоски.

Проф. Н. А. Холодковский

В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.

«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?» — вспоминает об этом времени врач С. А. Новотельнов.

Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.

Северная деревня в начале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось еще более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум (Sphagnum).

Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро, несмотря на мороз и выпавший глубокий снег, партия санитаров и сестер отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, выдергивали мерзлые пласты мха. За два-три часа собрали триста килограммов мха, которых хватило госпиталю на всю зиму. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо натопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота.

В толще торфа нередко находят кости давно вымерших животных, старинные лодки, целые хижины, трупы заблудившихся и погибших в болоте людей. В одном болоте был найден труп рыцаря в полном вооружении. Ботаники часто находят куски стволов деревьев, которые сохранялись в торфе в течение двухсот тысяч лет. Сохранность находок обеспечивали отсутствие воздуха, кислотность болота, а также и дезинфицирующее действие сфагнола.

Теперь вы знаете, что при ранениях, когда нет йода и ваты, их может заменить белый торфяной мох — сфагнум. Только не пересушивайте его, так как при этом он крошится и не впитывает влаги. Если очень сухой сфагнум бросить в стакан с водой, он будет долго плавать, как пробка. На рану накладывают мох, слегка смоченный и отжатый, — тогда он мягок и хорошо впитывает гной.

Начинающие ботаники считают все мхи торфяными и путают сфагнум с зеленым пушистым, как елочка, кукушкиным льном, имеющим одну коробочку на ножке — спорогон, и с мягким ярко-зеленым ветвистым мхом — гипнумом, имеющим несколько спорогонов.

Сфагнум во влажном состоянии в верхней части бледно-зеленый, снизу — белый. Среди розетки листьев три небольших круглых спорогончика.

Сфагнум сплошь покрывает торфяное болото, где обычно растет клюква и морошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...