Война в Заполярье
план-конспект урока по биологии

Савенко Светлана Борисовна

Интегрированный урок истории и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  I и II вида

Интегрированный урок по теме:

«Война в Заполярье»  

                                                                                           

Урок подготовлен учителями

истории

  Бастраковой Мариной Леонидовной

биологии

Савенко Светланой Борисовной

Йошкар-Ола

2019 г.

Паспорт урока

Тема урока: «Война в Заполярье»

Цель: изучение истории боевых действий во время Великой Отечественной войны в условиях Севера 

Задачи:  

1) Образовательные

-  расширить знания учащихся о войне в условия Севера;

-  систематизировать знания учащихся об оказании первой медицинской помощи при различных видах ранений и травм во время боевых действий;

2) Коррекционно- развивающие

- коррекция познавательной деятельности на основе интегрирования знаний по истории и биологии;

- коррекция переключаемости внимания на основе перехода от теоретических знаний к практическим навыкам;

 - коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий, связанных с представленной темой;

 3) Воспитательные

- воспитание патриотизма;

- воспитание нравственных качеств учащихся.

Тип урока: интегрированный (история, биология) комбинированного типа

Оборудование:

Для педагога:  средства ТСО (компьютер, проектор, экран)

Для учащихся: 

Словарь:  Заполярье, природные зоны, тундра, лишайники, ягель, травмы, обморожения, контузия, кровотечения, закрутка, военные действия, ожесточённые бои, группа армий «Норвегия», Карельский фронт, моряки Краснознамённого Северного Флота, краснофлотец, артдивизион, полуостров Средний, полуостров Рыбачий, высоты Муста-Тунтури,

План урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

3. Объяснение нового материала

4. Обобщение и систематизация учебного материала

5. Итоги урока и оценка знаний

6. Задание на дом

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (3 мин)

   Ребята, сегодня мы продолжим изучать историю Великой Отечественной войны и остановимся на одном из малоосвященных событий - военных действиях  в Заполярье, систематизируем ваши знания о видах ранений и травм, об оказании первой медицинской помощи в условиях войны.

III. Объяснение нового материала (15 мин)

   Учитель биологии:

   Прежде чем говорить о военных действиях на Севере, давайте вспомним, какие существуют природные зоны. (Слайд)

   Как вы думаете, в какой природной зоне находится Заполярье? (Слайд)

   Вдоль побережья Северного Ледовитого океана расположена зона … . В … прохладное и … лето, а зима … и продолжительная. Полгода длится полярная … , полгода … день. Морозы достигают …-… градусов, зимой часто бывают снежные бури - … . В тундре произрастают … растения: … берёза и полярная … . На болотах много кустарничковых: …, …, …, мхов, лишайника - … ягеля, которым питаются олени. Почва …, вокруг много …, гор и ущелий.

   Вот в таких климатических условиях вели боевые действия наши войска в Заполярье во время Великой Отечественной войны.

   Учитель истории:

    Мы уже знаем, что фашисты напали на нашу Родину 22 июня 1941 года. Гитлер сосредоточил свои силы в трёх основных направлениях – Северном, Центральном и Южном. Вдоль всей границы шли ожесточённые бои.

   Что же происходило на Северном направлении, в Заполярье?

   Побережье Баренцева моря. Суровый северный край. Здесь, в пустынной горной тундре, под солнцем, сияющем круглые сутки, летом 1941 года развернулись ожесточённые сражения. Гитлер бросил сюда свои лучшие альпийские дивизии - группу армий «Норвегия», специально подготовленные для боёв в горах. Командование советских войск ставило боевую задачу для бойцов - не пропустить врага к порту Мурманск и Кольскому полуострову. В Заполярье  проходил Карельский фронт, где располагалась 14 армия и моряки Краснознамённого Северного Флота.

   Именно здесь воевал наш земляк, краснофлотец 51-го артдивизиона Тихоокеанского флота, Бастраков Анистифор Алексеевич. 

1.На каком острове базировалась часть краснофлотца Бастракова?

2.При каких погодных условиях происходила переброска войск на остров Рыбачий?

3.За какие высоты шли самые ожесточённые бои?

4.Почему фашисты так стремились захватить острова в Баренцевом море?

5.Какой батареей руководил А.А.Бастраков?

6.Почему в гористой местности применялся именно миномёт?

7.Какой снаряд предназначался для стрельбы из миномёта?

 IV.  Обобщение изученного материала (19 мин)

   Учитель биологии:

   В условиях сурового климата бойцы часто получали травмы кожи: ожоги и обморожения.  (Слайд) Напишите органы, наиболее часто подвергающиеся обморожению. Используя таблички, определите, какой вид помощи нужно оказывать при том или ином обморожении.

   Таблички с первой помощью (раздаточный материал):

  1. Растирание мягкой тканью
  2. Растирание снегом
  3. Укутывание ватой
  4. Укутывание шерстью
  5. Дать согревающее тепло
  6. Как можно быстрее доставить пострадавшего в тёплое помещение

   Найдите соответствия между признаками, видами ожогов и мерами оказания первой помощи. (Слайд)

   Учитель истории:

      В ходе боевых действий получил тяжёлое ранение ног и наш земляк.

      Наиболее распространёнными ранениями были – повреждения конечностей осколками снарядов. Вспомните, какие случаи рассказывал Анистифор Алексеевич об опасных случаях обращения с миномётом. (Однажды в миномёте застряла мина. Миномёт не выстрелил. Боевые действия продолжать было невозможно, а огонь прекращать было нельзя. Тогда командир орудия Бастраков А.А  приказал привести миномёт в боевую готовность чего бы это ни стоило. Мину извлекли и она чудом не взорвалась.)

       Учитель биологии:

   Ребята, но не всегда так было и всё благополучно заканчивалось. Бойцы получали ранения и контузии разной степени тяжести.

Контузия  – это общее поражение организма вследствие  воздействия воздушной, водяной или звуковой волны, удара о землю или воду, которое сопровождается потерей сознания,  утратой слуха, зрения, речи.

Рассмотрите рисунки и определите тип кровотечения. Закрасьте разноцветными фломастерами кровь при разных кровотечениях. (Слайд)

   Установите последовательность событий при оказании первой помощи при артериальном кровотечении конечностей.

  1. Конечность сгибают в определённом положении
  2. Зажимают сосуд выше места ранения в тех местах, где прощупывается пульс
  3. Подкладывают под место сгиба конечности валик из бинта и ваты
  4. Место наложения жгута обёртывают мягкой тканью
  5. Накладывают жгут или закрутку выше места ранения с указанием времени наложения
  6. Рану обрабатывают
  7. Накладывают давящую повязку

Учитель истории:

   Самые ожесточённые бои со множеством потерь в живой силе с обеих сторон продолжались до 1943 года. До этого времени высоты Муста-Тунтури занимали немцы и они могли контролировать передвижение советских войск.  В ходе боевых действий на полуострове Средний наши войска оттеснили фашистов с высот Муста –Тунтури, и наш земляк одним из первых  был награждён медалью «За отвагу». В октябре 1944 года войска Карельского фронта (14-я армия) и моряки Краснознамённого Северного Флота перешли в решительное наступление. Задачу, поставленную командованием перед войсками, бойцы выполнили с честью. Врагу так и не удалось в Заполярье продвинуться за пограничный столб № 1, расположенный на полуострове Рыбачий. Советское Заполярье было освобождено, а 63-я бригада морской пехоты в марте-апреле 1945 гола была переброшена в состав Краснознамённого Балтийского флота. Так закончил свой боевой путь в Заполярье командир миномётной батареи Бастраков Анистифор Алексеевич, награждённый за свои боевые заслуги медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и благодарностями от Верховного Главнокомандующего.

V. Итоги урока и оценка знаний. (2 мин)

   Ребята, на сегодняшнем уроке мы расширили свои знания о войне на Севере, закрепили умения оказывать первую медицинскую помощь.

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнеее задание: § 31, повторить меры оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах. (1 мин)

   Медаль

 «За оборону Советского Заполярья»

                                           

Медалью «За оборону Советского Заполярья»

было награждено более 350 тысяч человек.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экскурсия в школьный музей Бевой славы, посвящённая годовщине освобождения Заполярья от фашистских захватчиков

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Она явилась суровым испытанием для народа, величайшим экзаменом мужества, стойкости и вер...

Герои заполярья

Литературно-музыкальная композиция...

Методическая разработка игры-викторины "Город Мурманск - гордость Заполярья"

Интересная викторина в формате "Своя игра" для учащихся среднего и срашего звена школ. Материал позволяет проверить или приобрести знания в области истории города Мурманска, может использова...

Поисково – исследовательский, социальный проект «Бескрайнее небо Заполярья»

Повысить интерес в изучение истории возникновение воздушного транспорта в заполярье и ее значимости....

Партизанское движение Заполярья

Изучение партизанского движения Заполярья в период Великой отечественной войны....

Интегрированный урок "Война в Заполярье"

Урок "Война в Заполярье" проведён в 11 глухих классе после встречи с ветераном Великой Отечественной войны, участвовашем в боевых действиях в Заполярье, Бастраковым Анистифором Алексеевичем....

Война в Заполярье

Интегрированный урок истории и биологии...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интересный материал, не хватило только рефлексии, но в целом, находка замечательная, сам проводил подобные уроки.