УРОК-ИГРА В 6 КЛАССЕ «ПРОЩАНИЕ С БОТАНИКОЙ».
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок проводится в 6-классе по окончанию изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_v_6_klasse_proshchanie_s_botanikoy.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Г. МОСКВЫ

УРОК-ИГРА В 6 КЛАССЕ «ПРОЩАНИЕ С БОТАНИКОЙ».

подготовил

учитель биологии

Клестов Александр Алексеевич

УРОК-ИГРА В 6 КЛАССЕ «ПРОЩАНИЕ С БОТАНИКОЙ».

Урок проводится в 6-классе по окончанию изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. За неделю до урока выбираются 3 учащихся – аналитика, работа которых заключается в фиксировании правильных ответов, вынесение результатов на монитор, анализе работы групп, сам класс делится на 4 группы, учащимся предлагаются темы для повторения. 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении курса ботаники; развитие мышления, речи, творческих способностей; формирование научного мировоззрения.

Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук (или компьютер), презентация урока, таблицы растений разных семейств, портреты ученых, секундомер, карточки для каждой группы по типу светофора: красная, желтая, зеленая, распечатки заданий.

Ход урока

  1. Вступление.

Учитель поздравляет учащихся с окончанием изучения курса ботаники и предлагает проверить, насколько ребята эрудированны, наблюдательны и любознательны.

  1. Конкурс-разминка

Задание: Найдите в тексте биологические неточности (каждая неточность 1 балл)

В одном из старинных романов можно прочитать:

«…Летние месяцы поручик А.М. Чебурков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир растений с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь.… А вот и буроватые побеги подъельника распустили свои цветки. «Это растение лишено хлорофилла, видимо, паразитирует на корнях ели»,- подумал поручик. Навеявшее воспоминание о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя, к лесной поляне, Чебурков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветками крапива. «Пора собирать на щи», - подумал он…»

Правильные ответы:

  1. Печеночница и кислица цветут весной (апрель-май, кислица – до начала июня), поэтому в июле трудно любоваться их цветками;
  2. Околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый;
  3. Подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает органические вещества, а мицелий этих грибов, в свою очередь, получает питание от корней деревьев. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом.
  4. Маршанция – не лишайник, а печеночный мох; лишайники растут довольно медленно, поэтому за один год они не могут покрыть кострище;
  5. Собрал «несколько цветков ромашек», это соцветие, состоящее из многих цветков;
  6. Белыми цветками цветет не настоящая крапива, а совсем другое растение – «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

Задание: Расположите таксоны в порядке убывания

(каждый правильный ответ  1 балл)

I группа

Царство

Вид

Класс

Отдел

Род

Семейство

II группа

Отдел

Семейство

Класс

Царство

Вид

Род

III группа

Царство

Отдел

Семейство

Класс

Род

Вид

IV группа

Вид

Семейство

Род

Царство

Класс

Отдел

Правильные ответы

I группа

Царство

1

Вид

6

Класс

3

Отдел

2

Род

5

Семейство

4

II группа

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Царство

1

Вид

6

Род

5

III группа

Царство

1

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Род

5

Вид

6

IV группа

Вид

6

Семейство

4

Род

5

Царство

1

Класс

3

Отдел

2

Аналитики подводят итоги конкурса разминки, данные выносятся на экран.

  1. Конкурс Дальше, дальше, дальше

(в течение 1минуты дать как можно больше правильных ответов, каждый правильный ответ 1- балл)

  1. Сложноцветные или …

(АСТРОВЫЕ)

  1. Все ли тополя пушат?

(НЕТ)

  1. Это растение кормит, лечит, одевает, наказывает.

(КРАПИВА)

  1. Абрикос, сушеный целиком без косточек.

(КАЙСА)

  1. Бобовые или….

(МОТЫЛЬКОВЫЕ)

  1. Кукуруза или ….

(МОИС)

  1. Касторовое масло получают из…

(КЛЕЩЕВИНЫ)

  1. Царский желудь.

(ГРЕЦКИЙ ОРЕХ)

  1. Плод огурца.

(ТЫКВИНА)

  1. Человек-корень

(ЖЕНЬШЕНЬ)

  1. Символ Канады.

(КЛЕН)

  1. Европейская маслина или …

(ОЛИВА)

  1. Северный шелк.

(ЛЕН)

  1. Как правильно резать перец – вдоль или поперек?

(ВДОЛЬ)

  1. Кактус, употребляемый в пищу?

(ОПУНЦИЯ)

  1. Какой гриб ели викинги для храбрости?

(МУХОМОР)

  1. Красные водоросли или …

(БАГРЯНКИ)

  1. Дерево, излечивающее от малярии.

(ХИННОЕ)

  1. Из какого растения получают имбирь?

(ИЗ КОРНЕВИЩА ИМБИРЯ)

  1. Самый быстро растущий злак

(БАМБУК)

  1. Семейство крестоцветных или …

(КАПУСТНЫХ)

  1. Гриб – паразит – источник наркотического вещества.

(СПОРЫНЬЯ)

  1. Водяная чума или…

(ЭЛОДЕЯ)

  1. Гриб, который раньше использовали для получения чернил.

(НАВОЗНИК)

  1. Самые долгоживущие растения.

(ЛИШАЙНИКИ)

  1. Анютины глазки или …

(ВИОЛА)

  1. Какой металл помогают разыскивать бурые водоросли.

(ЗОЛОТО)

  1. Водное растение с огромными листьями.

(ВИКТОРИЯ)

  1. Пеларгония зональная или …

(ГЕРАНЬ)

  1. Символ Ливана.

(ЛИВАНСКИЙ КЕДР)

  1. Образование на поверхности железа и гриб-паразит.

(РЖАВЧИНА)

  1. Второй хлеб человечества.

(РИС)

  1. У какого растения самые тяжелые семена.

(СЕЙШЕЛЬСКАЯ ВЕЕРНАЯ ПАЛЬМА-ДО 25 КГ)

  1. Самое длинное растение.

(РОТАНГОВАЯ ПАЛЬМА-300-400 М)

  1. Птица и бобовое растение.

(ЧЕЧЕВИЦА)

  1. Культурная лещина.

(ФУНДУК)

  1. Наука о грибах

(МИКОЛОГИЯ)

  1. Абрикос сушеный с косточками

(УРЮК)

  1. Самое многочисленное семейство двудольных

(СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)

  1. Злаки или …

(МЯТЛИКОВЫЕ)

  1. Символ Коста - Рики.

(ОРХИДЕЯ)

  1. Сушеный виноград без косточек.

(КИШМИШ)

  1. Обезьянье хлебное дерево.

(БАОБАБ)

  1. Символ плодородия у египтян.

(ГРАНАТ)

  1. Земляной орех.

(АРАХИС)

  1. Самый калорийный фрукт.

(АВОКАДО)

  1. Символ России.

(БЕРЕЗА)

  1. Медовое дерево.

(ЛИПА)

  1. Чертово яблоко.

(КАРТОФЕЛЬ)

  1. Дынное дерево.

(ПАПАЙЯ)

  1. Дерево изображенное на флаге ООН.

(ОЛИВА)

  1. Культурные злаки из бывших сорняков.

(ОВЕС, РОЖЬ)

  1. Детская конфета и растение.

(ИРИС, БАРБАРИС)

  1. Какие грибы помогают искать свиньи?

(ТРЮФЕЛИ)

  1. Самое высокое дерево.

(ЭВКАЛИПТ ЦАРСТВЕННЫЙ)

  1. Мамонтовое дерево или …

(СЕКВОЙЯ)

  1. Растение, у которого самые длинные листья.

(ПАЛЬМА РАФИЯ, 19,8М)

  1. Банан – это дерево?

(НЕТ, ТРАВА)

  1. Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

  1. Символ Японии.

(ХРИЗАНТЕМА)

  1. Самые южные цветы

(ПОДСНЕЖНИКИ ОСТРОВА ЛЕННОС, РАСПОЛОЖЕННОГО НЕПОДАЛЕКУ ОТ ОСТРОВА ГОРН, ЮЖНЕЕ ЭТОГО ОСТРОВА ЛЕЖАТ ТОЛЬКО ЛЬДЫ АНТАРКТИДЫ)

  1. Процесс, протекающий в зеленых листьях растения на свету

(ФОТОСИНТЕЗ)

  1. Симбиоз гриба и водоросли

(ЛИШАЙНИК)

  1. Перечислите известные Вам способы опыления растений встречающиеся в природе.

(НАСЕКОМЫМИ, ВЕТРОМ, САМООПЫЛЕНИЕ)

  1. Самые мелкие цветы…

(У РЯСКИ)

  1. Самые крупные цветы…

(У РАФФЛЕЗИИ)

  1. Растения-индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

  1. Назовите мох, который использовали во время войны как лекарственное средство

(СФАГНУМ)

  1. Назовите родину чая

 (КИТАЙ)

  1. В Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей.

(КАРТОФЕЛЬ)

  1. Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

  1. Кто впервые предложил использовать бинарную номенклатуру в систематике?

(КАРЛ ЛИННЕЙ)

  1. Индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

  1. Когда цветет сирень?

(ВЕСНОЙ)

  1. Каким концом падает шишка пихты?

(ПРИ СОЗРЕВАНИИ ОНА РАССЫПАЕТСЯ НА ДЕРЕВЕ)

  1. Название, какой систематической единицы состоит из двух слов?

(ВИД)

  1. Какие растения хвойные или лиственные более газоустойчивы?

(ЛИСТВЕННЫЕ, так как ежегодно меняют листву)

  1. Для чего цветкам яркая окраска?

(ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАСЕКОМЫХ)

Аналитики подводят итоги конкурса, данные выносятся на экран.

  1. Конкурс эрудитов

(каждая группа получает свой вопрос и через 1-2 минуты должна дать обоснованный ответ, оценивают ответ все учащиеся, так как на столах у ребят лежат красная, желтая и зеленая карточки; работа осуществляется ребятами  по типу светофора, если полностью согласны с ответом группы, то поднимают зеленую карточку, если есть не точности в ответе, или у группы есть свое мнение на поставленный вопрос – желтая карточка, если категорически не согласны с ответом – красная карточка, мнение учителя здесь так же учитывается; каждый правильный ответ- 5 баллов)

На доске

I группа

II группа

III группа

IV группа

Итог

Задания группам:

  1. 300 лет назад в Австрии опытный крестьянин – земледелец, сначала сеял на поле клевер, а затем, уже после клевера, пшеницу и другие злаки – и получал богатый урожай хлеба. Чем можно объяснить большие урожаи?

Ответ: Клевер-это бобовое растение, на корнях которого в симбиозе живут азотфиксирующие бактерии, которые обогащают почву азотсодержащими веществами.

  1. Описан новый способ получения высокого урожая кормовых трав.
            Из мелководного озерца спускают воду. Обнаженное илистое дно покрывается травой уже на следующий сезон. При этом урожай травы существенно превосходит получаемый на обычном поле соответствующей площади. Дайте объяснения эффекту. Почему дно озера заселяется вначале именно травами? Дайте оценку этому эффекту. В чем плюсы и минусы этого способа выращивания кормовой травы?

Ответ: Все происходит в соответствии с законом смены растительных сообществ – сукцессией. Озеро заболачивается: болото зарастает травой – возникает луг; луг зарастает лесом, и т.д. Человек в данном случае просто ускоряет естественный цикл.

Болото----Луг----Лиственный лес (светолюбивые породы)-----Хвойный лес (теневыносливые породы)

  1. К.А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,- он решит, что  вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений. Объясните суть высказывания ученого.

Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза.

  1. В старые времена при изготовлении икон, в частности их деревянной основы, возникала такая проблема. Дерево сильнее других материалов подвержено гниению, его также поедают насекомые. Как предохранить деревянные части икон от скорого разрушения?

Ответ: Вместо антисептиков раньше использовали целебные травы. В краску для икон добавляли траву чабрец, обладающую антисептическим действием; это препятствовало гниению деревянной основы икон.

Аналитики подводят итоги конкурса эрудитов, данные выносятся на экран.

  1. Творческий конкурс

(оценивается в 5 баллов, неординарность исполнения, узнаваемость, творческий подход)

Представители групп вытягивают творческое задание, которое они должны обдумать и изобразить в виде пантомимы.

Задание: изобразить

  • Процесс испарения у растений
  • Явление листопада
  • Процесс опыления
  • Процесс деления клетки

Аналитики подводят итоги конкурса и сообщают общий итог игры, данные выносятся на экран.

  1. Подведение итогов урока

Награждение команд по номинациям:

-  за I место по итогам игры «Прощание с ботаникой», 

- за  проявленные творческие способности  в игре «Прощание с ботаникой»,  - за проявленную эрудицию в игре «Прощание с ботаникой»,

- за стремление к победе в игре «Прощание с ботаникой»,

- вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...