Главные вкладки

    Мастер-класс «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся через технологию проблемного диалога»
    методическая разработка по биологии

    Старцева  Светлана Васильевна

          Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

         Мышление начинается с вопроса, требующего разрешения. Поэтому, чтобы ученик начал, активно мыслить, перед ним следует поставить познавательную задачу. Причём она должна быть осознана как действительно требующая выяснения. Этот процесс выяснения нового должен представлять для него личный интерес. Проблемное обучение как раз и предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые они усваивают новые знания.  Технология проблемного диалога  представляет собой современную образовательную технологию деятельностного подхода и позволяет реализовать требования ФГОС. Она весьма эффективна на уроках изучения нового. 

    В данном мастер-классе на конкретных примерах рассмотрены приемы создания и разрешения проблемных ситуаций на уроках химии и биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx35.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      МКОУ «Каширская СОШ»

                        Методическая разработка мастер-класса

                               на РМО учителей химии и биологии

    на тему: «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся  через технологию проблемного диалога»

             

    Подготовила: Старцева С.В.

    учитель химии и биологии

    Каширское  2019-03-29

    1. Вступление.

     Добрый день коллеги. Сегодня мы проведем с вами  мастер-класс по практическому освоению активных методов работы на уроках химии и биологии и в частности,  технологии проблемно-диалогического обучения.  

    На этапе подготовки участники мастер-класса заполняют таблицу

    Что я знаю о технологии проблемно-диалогического обучения?

    Что хочу узнать о

    Что я узнал

    2. Немного теории.

          Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

         Мышление начинается с вопроса, требующего разрешения. Поэтому, чтобы ученик начал, активно мыслить, перед ним следует поставить познавательную задачу. Причём она должна быть осознана как действительно требующая выяснения. Этот процесс выяснения нового должен представлять для него личный интерес. Проблемное обучение как раз и предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Внутренняя мотивация- залог успеха  образовательного процесса.

     Технология проблемного диалога  представляет собой современную образовательную технологию деятельностного подхода и позволяет реализовать требования ФГОС. Она весьма эффективна на уроках изучения нового. На таком уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания по предмету. Для технологии ПДО ключевым является понятие творчество.

    Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения.  

         Структура проблемного урока.

    В ходе работы с методической литературой я поняла, что суть проблемного урока – творческое усвоение знаний и развитие мыслительных способностей школьников. Существуют 2 варианта структуры проблемного урока, разработанных М. Махмутовым и Е.Мельниковой. Остановлюсь на  структуре урока, предложенной  Е.Л. Мельниковой.

    Этапы урока с применением  технологии ПДО

    1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
    2. Выдвижение версий решения проблемы.
    3. Актуализация имеющихся знаний.
    4. Составление плана решения проблемы.
    5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
    6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

       Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

    Типы проблемных ситуаций: 

    с удивлением                                                с затруднением

    учебная ситуация приводит к вопросу                                 учебная ситуация приводит к вопросу

    Почему так вышло?  Чего мы не знаем?                  Смогли выполнить задание? Почему не смогли?  

                                                                                                               Какие трудности испытали?

    Осуществление  проблемного   обучения  возможно при следующих условиях:

    – наличие  проблемной  ситуации;

    – готовность ученика к поиску решения;

    – возможность неоднозначного пути решения.

    Использование проблемных ситуаций на уроках химии и биологии позволяет так организовать процесс усвоения основных понятий, законов, что эти знания становятся в дальнейшем инструментом познания, а не набором сложных непонятных слов.

        Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.   На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути:   тропа догадок и  дорога логического вывода. Педагог может выбирать между двумя видами диалога. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и  подводящий к теме диалог

        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.  

    Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой», что возможно и без проблемы. У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Учебная проблема существует в двух формах и побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?»  или «Какой возникает вопрос?»

    3. Практическая часть.

    3.1.Рассмотрим приемы создания проблемных ситуаций на конкретных темах.

        Прием 1: столкновение мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на

                         новый материал       Вопрос был один? А мнений сколько?  Задание было одно? А выполнили его как?  Почему так получилось? Чего мы не знаем? 

    Пример: Амфотерные соединения

    Прием 2 : яркое пятно. Создание ПС с помощью занимательных заданий.

    Пример Роберт Бойль. фиалки. Однажды, когда он проводил очередное исследование, зашел садовник. Он принес фиалки. Бойль любил цветы, но ему  необходимо было проводить эксперимент. Он  оставил цветы на столе. Когда ученый закончил свой опыт , то случайно посмотрел на цветы, они дымились.  Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса - фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Бойль заинтересовался и проводил опыты с растворами. Ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане.

    Прием 3. Создание ПС через решение задач, связанных с жизнью (актуальность!)

    Тема :  Строение и работа сердца  

     За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз,

     перекачивая более 7 тыс. л. крови,

    затрачивает энергии это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.

    За год делает 40 млн. ударов.

    За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз.

    Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.

    Масса – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела.

    Что вас удивило? Что необычного? (вопросы учителя)

    Ответы детей: Почему у сердца такая высокая работоспособность?

    Биологическая задача с актуальным содержанием.

    Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?

     Прием 4: создание ПС через выполнение небольшого исследования.

    Практически разберем прием4 на примере изучения темы «Гидролиз»

    Работать будем группами по 4 человека. Выполняем эксперимент. Отвечаем на вопросы

     (см. приложение).

    Прием 5: одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

    Пример: Тема «Испарение воды листьями»  Научный факт: Для того, чтобы вырастить кочан капусты 2 кг, необходимо около 200 л воды.

               -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

      Прием 6: с противоречием между житейским и научным фактом

    -Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?

    В сосуд с семенами добавили необходимое количество воды. На следующий день семена не проросли. Учащийся, проводивший этот опыт, сформулировал следующий вывод: «Вода препятствует прорастанию семян». Можно ли согласиться с этим выводом? Почему? Помогите юному исследователю правильно спланировать и провести опыт по изучению влияния воды на прорастание семян.

    Прием 7: с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

                   -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

                           Чем это задание не похоже на предыдущее?

    3.2. Обобщение и закрепление материала.

    1) Работая в группах, педагогам предлагается самим составить проблемную ситуацию на любую тему из курса химии или биологии.

    Работают в малых группах 5-7 минут. Затем зачитывают свои ситуации для всей аудитории.

    2)Преимущества использования технологии ПДО

    1. Проблемный диалог является мощным  источником мотивации познавательной  деятельности учащихся.

    2. Проблемный диалог реализуется на любой   ступени обучения.

    3. Проблемный диалог дает учителю широкие   возможности выбора методов, форм и средств   обучения.

    4. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

    5. Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

    4. Рефлексия.

    Просьба высказать свое мнение об актуальности и доступности данной информации, о своих  впечатлениях.

    Заполните пожалуйста таблицу, которую вы получили в начале мероприятия.

    5. Заключение. Благодарность за активное участие в работе мастер-класса. Вручение сертификатов или буклетов.

    Рабочий лист    по теме  _____________________                        группа № 1

    Состав группы: ________________________________________________

                                ________________________________________________

    Ответьте на вопросы

    Какую среду имеют растворы кислот, оснований, вода?  

    ____________________________________________________________

    Как можно определить реакцию среды раствора?__________________

    Предположите, какую среду будут иметь водные растворы солей?

    __________________________________________________________

    Проведите эксперимент: к предложенным вам растворам солей прилейте несколько капель индикатора лакмуса. Занесите данные в таблицу.

    реактив  /    соль

    хлорид натрия

    хлорид цинка

    карбонат натрия

      лакмус

       реакция среды

    Что выяснили в результате опыта?___________________________________

    Почему индикатор изменяет цвет?___________________________________ _______________________________________________________________

    Как называется этот процесс? _____________________________________

    _______________________________________________________________

    (прочитайте в учебнике определение и запишите  тему урока )

    Чем образованы выданные вам соли?

    1. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    2. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    3. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    4. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой в водном растворе  _______________________________________________

    Рабочий лист    по теме  _____________________                        группа № 2

    Состав группы: ________________________________________________

                                ________________________________________________

    Ответьте на вопросы

    Какую среду имеют растворы кислот, оснований, вода?  

    ____________________________________________________________

    Как можно определить реакцию среды раствора?__________________

    Предположите, какую среду будут иметь водные растворы солей?

    __________________________________________________________

    Проведите эксперимент: к предложенным вам растворам солей прилейте несколько капель индикатора лакмуса. Занесите данные в таблицу.

    реактив  /    соль

    сульфат натрия

    хлорид алюминия

    силикат натрия

      лакмус

       реакция среды

    Что выяснили в результате опыта?___________________________________

    Почему индикатор изменяет цвет?___________________________________ _______________________________________________________________

    Как называется этот процесс? _____________________________________

    _______________________________________________________________

    (прочитайте в учебнике определение и запишите  тему урока )

    Чем образованы выданные вам соли?

    1. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    2. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    3. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой при растворении в воде имеет ____________  реакцию, то есть ___________

    ______________________________________________________________

    4. Соль образованная_________________основанием и ___________ кислотой в водном растворе  _______________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ

    Выступление на методическом объединении на тему: «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ»...

    Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

    Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

    Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

    Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

    Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

    Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

    «Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

    Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

    Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

    quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...