Проекты учащихся
проект

Кузнецова Любовь Степановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА №4»

грани

        

                                                                ФЕСТИВАЛЬ

                                                             УЧЕНИЧЕСКИХ

                                                                  ПРОЕКТОВ


АГРЕССИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

                                                                                     Автор: Глухарев В.

                                                                                     Руководитель проекта:

                                                                                            Кузнецова Л.С.

Нефтеюганск

2018                 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

Основная часть……………………………………………………………………

Цель исследования………………………………………………………………..

Задачи работы……………………………………………………………………..

Методы исследования…………………………………………………………….

ГЛАВА I. Понятие агрессии……………………………………………………..

1.1. Характеристика агрессии и враждебности ………………………………..

1.2. Виды агрессии ……………………………………………………………….

ГЛАВА II. Агрессия в жизни подростков

2.1. Особенности подросткового возраста……………………………………..

2.2. Причины агрессивного поведения у подростков…………………………

ГЛАВА III. Исследование особенности агрессии подростков………………

2.1.  Результаты анкетирования подростков и их родителей……………………

2.2.  Способы предупреждения агрессии. Рекомендации для подростков и их родителей  …….........................................................................................................

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………….

Приложения………………………………………………………………………..

Введение

На сегодняшний день проблема подростковой агрессии чрезвычайно актуальна. Нестабильное экономическое состояние в стране, социальные кризисные процессы, все это влияет на психологию людей: возрастает тревожность, напряженность, озлобленность, прогрессирует жестокость и насилие. Статистика свидетельствует об увеличении уровня распространенности и многообразии форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди различных социальных групп населения. Особенно трудно в это время приходится подросткам. Ведь подростковый возраст - это период становления характера, именно в этот период окружающая среда оказывает влияние с огромной силой.

Подростковая агрессия заслуживает особого внимания. Являясь продуктом фрустрационных переживаний, агрессия может проявляться в различных формах, и последствия от её проявления могут быть различными. Это и рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). И демонстративное вызывающее по отношению к взрослым поведение и т.д. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла  преступность среди подростков и молодёжи.

Переходный возраст - переломный момент в развитии ребенка, как сформировавшейся личности, и подростковый максимализм, связанный с этим моментом в жизни подростка - еще не взрослого, но уже не ребенка, - в ребенке просыпается желание к самостоятельности, своенравности, самовыражению. Но, редко когда желания подростка совпадают с мнениями окружающих его взрослых - отсюда также проявление агрессии.

Важность данной темы определяется, во-первых, уязвимостью подростка в силу особенностей его характера; во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Все вышеперечисленное является основными причинами столь мощного проявления агрессии у подростков современности. Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Именно поэтому   проблема агрессии подростков была выбрана для написания данной работы.

Только в XX веке проблема агрессии стала предметом систематического научного исследования, поэтому не удивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с данной проблемой, имеются ответы.

Таким образом, выбранная проблема является в настоящее время достаточно актуальной, но мало разработанной.

Исследование  можно разделить на три этапа:

  1. Начальный (аналитико-организационный) этап. 

На этом этапе нами была изучена литература по теме агрессии и агрессивного поведения подростков, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.

  1. Практический (накопительный) этап.

На этом этапе нами проведена опытно-поисковая работа по теме исследования, подготовлены и проведены диагностические процедуры. Суть данного этапа - доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу о

агрессивном поведении  подростков как следствии кризисного состояния возраста.

Был сделан вывод: если у подростков наблюдаются неблагоприятные факторы и условия личностного развития, то кризисное состояние возраста приводит к агрессивному поведению.

Практико-обобщающий этап.

На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской  работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов, составление рекомендаций для учащихся подросткового возраста и их родителей, оформление работы и подготовка презентации исследования.

Основная часть.

Цель исследования - изучение особенности агрессии подростков и выявление  причин и факторов агрессивного поведения путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования.

Гипотеза: если в подростковом возрасте  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование, то уровень проявления агрессии у подростков высок, и в повседневной жизни наблюдается много случаев агрессивного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Получить теоретические знания по выбранной теме, изучив литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать основные особенности подросткового возраста и их влияние на проявление агрессивного поведения.

3. Определить тип агрессии у подростков.

4. Исследовать причины возникновения агрессии у подростков и подобрать методы профилактики агрессивного поведения. 

5. Предложить рекомендации для учащихся подросткового возраста и их родителей.

Объект исследования – подростковая агрессия.

Предмет исследования – причины и факторы агрессивного поведения подростков.

Во время работы над проектом использовались следующие методы:

  • поисковый (сбор информации);
  • систематизация;
  • сравнительный анализ;
  • обобщение материала.

В исследовании принимали участие: 23  учащихся, 23 родителей.

Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в исследовании,  (ведь каждому человеку необходимо знать особенности возрастных периодов развития), так и классному руководителю, а также родителям учащихся подросткового возраста. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы для информационного просвещения учащихся,  их родителей, а также при планировании классных часов и родительских собраний.

ГЛАВА I. Понятие агрессии.

1.1. Характеристика агрессии и враждебности

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение».

В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что впоследствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема.

Так же не стоит путать ещё два понятия: агрессивность и враждебность. Главное отличие одного от другого состоит в том, что враждебность складывается из аффективного опыта (эмоций, чувств) и аффективно-когнитивной ориентации, тогда как агрессия состоит из действий, направленных на причинение вреда.

Враждебность – это комплексная аффективно-когнитивная черта, или ориентация личности. Враждебность складывается из различных эмоций, драйвов и аффективно-когнитивных структур, взаимодействующих друг с другом. Из эмоций в комплексе враждебности самое важное место занимают эмоции гнева, отвращения и презрения.

1.2 Виды  агрессии                                                                                              Взгляды психологов на  значение агрессии в жизни людей неоднозначны. Но большинство специалистов сходятся во мнении о том, что агрессия бывает двух типов:

Инструментальная агрессия проявляется тогда, когда человек, достигая поставленной цели, сталкивается с какими-либо препятствиями. Препятствиями для получения желаемого очень часто выступают другие люди. Примером  данного типа агрессии может являться борьба за вакантное место, разворачивающаяся в состоянии полнейшего хладнокровия.

Целевая агрессия - это заранее спланированное действие, цель которого нанесение вреда  другому человеку. В этом случае причиной агрессивных действий являются негативные чувства к конкретной личности (зависть, обида, ненависть).

Агрессия по отношению к другим людям может проявляться по-разному:

- физическая агрессия заключается в нанесении человеку телесных повреждений или порче его имуществ;

- косвенная агрессия - это плетение за спиной человека интриг, распускание о нем сплетен;

- вербальная агрессия проявляется в речи. Это крики, оскорбления, обвинения, проклятья;

- негативизм - это молчаливый или открытый отказ человека от выполнения

просьб и распоряжений. Но, негативные чувства к другим людям человек может не показывать, а держать и копить в себе. Скрытая агрессия может проявляться в полной пассивности, страхах, скуке, депрессии, эгоцентризме, гордыне. Более того, невыраженная агрессия ведет ко многим соматическим заболеваниям: язва желудка, мигрень, гипертония и т.д.

В животном мире агрессия помогает выжить, а в цивилизованном обществе приступы агрессии порождают многочисленные хронические заболевания работников офисов, которым, как правило, некуда выплеснуть свою накопившуюся неудовлетворенность руководством или авторитетами.

В зависимости от того, какой стимул имеет агрессор, и какую реакцию он ожидает от жертвы, выделяют восемь видов агрессии:

  1. Спровоцированная — атакующего человека спровоцировали на такое поведение;
  2. Неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего;
  3. Наступательная — человек первым причинил насилие, а не оборонялся;
  4. Защитная — ответные на насилие действия;
  5. Ответная — отмщение за нанесенные повреждения;
  6. Агрессия, вызванная раздражением, — действия, которые помогают снять раздражение;
  7. Побудительная — причиной таких действий является желание получить стимул для чего-то;
  8. Санкционированная — поддерживает социальные нормы общества.

Большое влияние на человека оказывает так называемая вербальная агрессия: жертву могут подтолкнуть к суицидальным мыслям, в том числе и с помощью интернета. Она выражается в криках, оскорблениях, сплетнях, клевете. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди.

В значительных масштабах действует социальная агрессия. Ее примером может быть давление государства на своих граждан, а ответом на нее будут негативизм, обида, подозрительность, встречная агрессивность.

ГЛАВА II. Агрессия в жизни подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2 года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия.

Почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии.

Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые.

Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции». Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими.

Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.

2.2. Причины агрессивного поведения у подростков.

Причины агрессии у подростков можно подразделить на:

·  семейные;

·  личные;

·  ситуативные;

·  социально-биологические.

Рассмотрим более подробно основные из них.

Семейные причины агрессии. Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессии проявляются у нежеланных детей. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним, бывает так, что взрослые срывают свое плохое настроение на близких и закатывают истерики в присутствии детей, некоторые родители считают ребенка виноватым в своих бедах. Можно ли винить такого ребенка? Вряд ли, если самые близкие люди, у которых дети обычно ищут защиты, не могут обеспечить ему уверенность в безопасности.

Разрушение эмоциональных связей в семье

Повышенная агрессия у ребенка может быть вызвана разрушением положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил, ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть под горячую руку. В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его (гипопека)

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. В данном случае, детская агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах и, как следствие, рождается агрессия у детей.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Некоторые родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все в семье готовы служить. Только он проснулся - вот тебе тапочки, чтобы ножки не замерзли, только за игрушкой потянулся - держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии. «Не купили мне игрушку, - я на пол упаду и буду орать назло вам, не дали мне нож для игры, я вам ножницами шторы порежу». 

Прямо противоположная детская агрессия - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть поругает, чем не заметит". "Взрослое" восприятие мира очень отличается от «детского». То, что кажется пустяком для взрослого, может показаться ребенку катастрофой. Нередко случается, что взрослые не обращают внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придают огромное значение тому, что для них неважно. В результате у ребенка может сложиться ощущение, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять - значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат - неадекватные, агрессивные реакции.

Отказ в праве на личную свободу

Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить ему персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Агрессия у ребенка будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. Ведь посягнули на главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход. Не следует принимать поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения.

Личные причины агрессии. Подсознательное ожидание опасности

Немотивированная агрессия бывает вызвана тем, что чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека. Повышенная агрессия у ребенка может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом. Когда ребенок напуган, он иногда перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.

Неуверенность в собственной безопасности

Когда родители заняты только собой, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения.

Личный отрицательный опыт

Агрессия у детей может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

Недовольство собой

Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Повышенная раздражительность

Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности. Дети с подобной личностной характеристикой во всех случайных происшествиях склонны видеть намеренное причинение вреда себе, а во всех негативных поступках, в том числе своих собственных, обвинять кого угодно и что угодно, но только не себя. Такой ребенок никогда ни в чем не виноват. Кто угодно, только не он.

Чувство вины

Как ни странно, повышенная агрессия у детей может быть вызвана чрезмерным комплексом вины, который уводит их в страх и депрессию. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, таким детям понадобится время, и родительская помощь и поддержка. А главное – пример родителей. Если дети будут видеть, что родители в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Социально-биологические причины агрессии

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям. 
Подростковая агрессия направлена на "чужаков". Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью. Стремление подростка к самостоятельности, к признанию взрослости нередко вступает в скрытый конфликт или в открытое противодействие с представлениями взрослых о нем и его ровесниках. Возникает некий психологический барьер: подросток ощущает себя как будто за какой-то стеной, через которую ему необходимо до нас докричаться. Агрессия подростков - это, как правило, не нападение, а защита неприкосновенности и целостности своего "я", или ответная реакция на разрушительные воздействия, направленные на него (как внешние, так и внутренние). 
         Многие родители сталкиваются с проявлениями столь раздражающей их пассивной, но с точки зрения психолога, нормальной агрессии "растущей личности". У многих подростков снижается успеваемость, они начинают прогуливать уроки, выкуривают первые сигареты, с наслаждением предаются безделью, в их комнатах воцаряется беспорядок и шум, а их внешний вид время от времени заставляет нас содрогаться. Они не желают выслушивать доводы взрослых, а любая попытка дать им совет воспринимается в штыки или приводит к диаметрально противоположным результатам. Подростковая агрессия во многом зависит от родителей, других взрослых, а также от круга общения - друзей, одноклассников. Стремление подростка к самостоятельности, к признанию взрослости нередко вступает в скрытый конфликт или в открытое противодействие с представлениями взрослых о нем и его ровесниках. Возникает некий психологический барьер: подросток ощущает себя как будто за какой-то стеной, через которую ему необходимо докричаться. Агрессия подростков - это, как правило, не нападение, а защита неприкосновенности и целостности своего "я", или ответная реакция на разрушительные воздействия. 
      Здоровая агрессия подростков помогает научиться быть инициативными, отстаивать себя. Прежде чем научиться ходить, ребенок довольно долго бегает на четвереньках. А над освоением "летящей походки" и вовсе приходится упорно работать годами. Подростковая ситуативная агрессия необходима для эмоционально-волевой сферы упражнениями, которые подготавливают ребенка к тому, что во взрослой жизни ему не раз придется отстаивать право быть собой. Но научиться делать это без ошибок не менее трудно, чем научиться ходить не спотыкаясь.

ГЛАВА III. Исследование особенности агрессии подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком.      

             Наиболее остро агрессивное поведение проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние  –  в подростковом возрасте.  

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между подростками, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между подростками и неконструктивным способом их разрешения.

        Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы подростка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена: взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти реакции характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.  

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении  (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму

(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины (аутоагрессия) - выражает степень убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций (ИА – обобщенный показатель агрессии), а обида и подозрительность – индекс враждебности (ИВ – обобщенный показатель враждебности).

Опросник Басса-Дарки  включён практически во все руководства по психодиагностике. В большинстве изданий обработка результатов завершается подсчётом «сырых» баллов и далее нет никаких указаний на то, как их интерпретировать – какой уровень считать низким, средним, высоким.

Учитывая всё вышеизложенное, для проведения качественного исследования среди подростков мы обратились к  опыту стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова, 2008 г.). Данная методика вполне доступна и проста в обработке, её результаты можно использовать для коррекции агрессивных форм поведения.

3.1. Результаты тестирования подростков

Чтобы рассмотреть действительно ли агрессивное поведение  подростков является следствием кризисного состояния возраста,  было решено провести тестирование среди подростков и их родителей. В исследовании принимали участие 23 учащихся  7 класса и их родители.  Были использованы:  для родителей анкета «Признаки агрессивности» (Приложение 1),   Опросник Басса-Дарки для учащихся (Приложение 2).

Цель диагностики: выявить уровень и формы агрессивных и враждебных реакций.

В исследовании участвовали подростки в возрасте 13 лет общеобразовательной школы № 4 г. Нефтеюганска в количестве 23 человека.  9 девочек и 14 мальчиков.

Используя  тест Басса-Дарки  мы провели диагностику состояния агрессии у подростков (Приложение 3.Таблица 1).

Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (57%),  раздражение (57%), негативизм (72%) (Приложение 3. Диаграмма 1). В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (50%), вербальной агрессии (62,5%) и угрызений совести (62,5%).

Исследование  подтвердило исходную   гипотезу  о  том,  что  на  протяжении  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования (Приложение 3. Диаграмма 2).

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих.
Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной.

Когда подросток справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.

Всего высокий уровень определили  20%, средний – 54% и низкий - 26% подростков. Это подтверждается и результатами анкетирования родителей. Данные  отражены на диаграмме 3 (Приложение 3).

О тех, кто показал высокий уровень - можно сказать, что она излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Эти люди надеяться добраться до "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому их не удивляет неприязнь окружающих, но при малейшей возможности они стараются их за это наказать.

Средний уровень агрессивности - умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

Низкий уровень агрессивности – такие люди чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что они как травинка гнутся под любым ветерком. И все же больше решительности не помешает.

В  настоящее   время  агрессивное   поведение  подростков  является проблемой,  которая волнует  и родителей  и учителей.  Психологическая  атмосфера   в  детском   коллективе  зачастую  зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Однако  нельзя  рассматривать  агрессивность  только  как          негативное явление.  Следует помнить  о  том,  что  показатели  могут закономерно возрастать  на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

При интерпретации данных необходимо помнить, что каждый человек должен обладать определённой степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, неумению отстаивать свои интересы и т. п.  Чрезмерное же развитие данной черты начинает определять весь облик личности, влиять на мотивацию, способность к самоконтролю и  возможность дальнейшего развития.

        В связи с вышесказанным мы подобрали рекомендации по выявлению симптомов неблагополучия и по общению с агрессивными детьми.

3.2.  Способы предупреждения агрессии. Рекомендации для подростков и их родителей.

К сожалению, диагностика состояния агрессии у подростков не всегда возможна в семейном кругу. Но и отвести к психологу резко изменившегося ребенка тоже будет проблематично. Поэтому заметив начальные проявления агрессии, стоит прибегнуть к некоторым правилам ее подавления:

Рекомендации родителям

  1. Не отвечайте агрессией на агрессию. Даже если поведение ребенка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Также не стоит ругаться при ребенке, так как он может копировать такое поведение.
  2. Главная задача - постараться найти общий язык с ребенком, исключая навязчивость и контроль. Важно показать подростку лучшие качества его личности - лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего и др. Мотивировать на развитие положительных черт характера.
  3. Старайтесь направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей прекрасно подойдут различные кружки, секции, возможно помощь по дому и др.
  4. Всем своим поведением дайте возможность ребенку ощутить себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают. Подросток должен чувствовать себя нужным и понятым.
  5. Уважайте взгляды подростка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое  мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.

6. Ограничите просмотр телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.

7. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.

8. Старайтесь переориентировать ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) которые помогут избавиться от пагубного влияния СМИ  на психику подростка.

Рекомендации подросткам:

1. Важно правильно оценивать своё состояние, вовремя остановить себя. Поэтому необходимо научиться понимать, что происходит с тобой, управлять своим поведением.

Для этого сначала надо постараться описать, какое на данный момент у тебя состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются».

Если научиться улавливать то, что говорит тело, значит, ты сможешь вовремя остановиться. Важно научиться расслабляться и контролировать свои чувства.

2. Расширьте свой поведенческий репертуар. Найдите ещё приемлемые способы, которыми можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд.  Любая физическая работа хорошо помогает.

7. Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

8. Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо найти разные способы как можно выяснить отношения, не задев чувства, не оскорбляя и не критикуя. Наблюдайте вокруг, снимайте лучшие примеры, как надо вести себя в подобных ситуациях.

Заключение

Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.

Кроме  того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Агрессивность   имеет   качественную   и   количественную характеристики. Как  и всякое  свойство, она  имеет  различную степень  выраженности:  от  почти  полного  отсутствия  до  ее предельного  развития.   Каждая   личность   должна   обладать определенной степенью  агрессивности. Отсутствие  ее  ведет  к пассивности,  ведомости,   конформности  и   т.д.   Чрезмерное развитие ее  начинает определять  весь облик личности, которая может   стать    конфликтной,   неспособной   к   сознательной кооперации, и  т.д.  Сама  по  себе  агрессивность  не  делает субъекта  сознательно  опасным,  так  как,  с  одной  стороны, существующая  связь   между  агрессивностью   и  агрессией  не является жесткой,  а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать  сознательно  опасные  и  неодобряемые  формы.  

В житейском   сознании    агрессивность    является    синонимом "злонамеренной активности".  Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью"  не обладает,  таковой его делает мотив деятельности,  те ценности,  ради достижения и обладания которыми  активность   разворачивается.  Внешние  практические действия могут  быть сходны,  но их  мотивационные  компоненты прямо противоположны.

В ходе исследования, проанализировав результаты анкетирования родителей и учащихся, считаем, что поставленная цель нами достигнута. Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что агрессивность как относительно  устойчивое  личностное  образование в подростковом возрасте способствует высокому уровню проявления агрессии у подростков в повседневной жизни.

Мы считаем, что необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умению находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и психологов.

        Результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, педагогами на классных и родительских собраниях.  

Литература

  1. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.  
  2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.:  2000,  № 6.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций, Омега-Л, 2005.

5. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999.

6. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.

7.Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике.  - М.: 2000.

9. Фурманов, агрессивность: психодиагностика и коррекция / – Мн.: , 1996.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей «Выявление агрессивности у подростка»

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

Ребенок

Часто

Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми.

2. Теряет контроль над собой

3. Винит других в своих ошибках.

4. Завистлив, мстителен.

5. Сердится и отказывается что-либо сделать.

6. Специально раздражает людей.

7. Отказывается подчиняться правилам.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Сосчитайте количество ответов «Часто». Если 4 из 8 высказываний часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

№п/п

Утверждения

Да

Нет

1

Временами кажется, что в него (нее) вселился злой дух.

2

Он (а) не может промолчать, когда чем -  то не доволен (на)

3

Когда кто – то причиняет ему (ей) зло, он (а) обязательно старается отплатить тем же.

4

Иногда ему (ей) без  всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он (а) с удовольствием ломает игрушки, что - то разбивает, потрошит.

6

Иногда он (а) так настаивает на чем – то, что окружающие теряют терпение.

7

Он (а) не прочь подразнить животных.

8

Переспорить его (ее) трудно.

9

Очень сердится, когда ему (ей) кажется, что кто-то над ним (ней) подшучивает.

10

Иногда у него (нее) вспыхивает желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих.

11

В ответ на обычное распоряжение стремится сделать все наоборот.

12

Часто не по возрасту ворчлив (а).

13

Любит быть первым (вой), командовать, подчинять себе других.

14

Неудачи вызывают у него (нее) сильное раздражение, желание найти виноватых.

15

Легко ссорится, может вступать в драку.

16

У него (нее) не редки приступы мрачной раздражительности.

17

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

18

Уверен (а) ,что любое задание выполнит лучше всех.

Обработка результатов:

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в один балл. Отрицательный – ноль. Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности вашего подростка.

Высокая степень агрессивности: 15 – 20 баллов

Средняя степень агрессивности: 7 – 14 баллов

Низкая степень агрессивности: 1 -7 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОПРОСНИК АГРЕССИВНОСТИ БАССА — ДАРКИ

Инструкция. Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Вопросы.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться

1. благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос. -

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» - № 9,17,41.

2. Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42, 56, 63; «нет» - № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «да» - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» - № 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» -№ 44.

6. Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» - № 65,70.

7. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73; «нет» - № 39, 74, 75.

8. Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1.

Диагностика состояния агрессии у подростков

Шкала агрессии

Кол-во подростков

Девочки 9 человек

Мальчики 14 человек

в %

в %

23 человека

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая агрессия

50%

37,5%

12,5%

14%

29%

57%

Косвенная

37,5%

12,5%

50%

29%

57%

14%

Раздражение

37,5%

50%

12,5%

14%

29%

57%

Негативизм

37,5%

12,5%

50%

14%

14%

72%

Обида

50%

37,5%

12,5%

28,5%

28,5%

43%

Подозрительность

12,5%

37,5%

50%

28,5%

28,5%

43%

Вербальная агрессия

12,5%

25%

62,5%

43%

28,5%

28,5%

Чувство вины

25%

12,5%

62,5%

28,5%

28,5%

43%

Диаграмма 1

Уровни агрессии у девочек и мальчиков

Диаграмма 2

Уровни агрессии у мальчиков и девочек

Диаграмма 3

Общие данные по респондентам

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловой русский язык и информационное развитие личности,проект учащихся

В ходе выполнения  проекта учащиеся рассматривают следующие вопросы:- Как коммуникативная компетенция способствует успеху в деловой карьере?- Является ли умение грамотно оформлять документы показ...

Исследовательская работа «Мой любимый вид спорта – гиревой спорт» (Групповой проект учащихся 8 класса)

Гиревой спорт в нашей школе - любимый вид спорта. На протяжении многих летмои воспитанники добиваются отличных результатов на школьных и муниципальных соревнованиях по этому виду. Данная работа - иссл...

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса

Учащиеся включаются  в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...