Рабочая программа творческого объединения «Биология в вопросах и ответах»
рабочая программа по биологии (10 класс)

 

творческое объединения

«Биология в вопросах и ответах»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biologiya.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

                       Принято

      на заседании  педагогического    

                         совета

     Протокол № 1 от  30.08.2019 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

 № 83 от  30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

творческого объединения

«Биология в вопросах и ответах»

                                                                        Автор – составитель

                                         Учитель Людмила Александровна Пеканова

             

2019- 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобразования РФ от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»;

 - Приказа Минобразования РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 23.06.2015 №609);

- Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 №1577);

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в ред. изменения от 24.11.2015);

Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки особо требовательных экзаменаторов.
На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену.
Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии , но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Задачи:

-Поднять уровень знаний в области «Общей биологии»;

-Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

В основу курса положен материал справочника школьника и абитуриента по биологии под редакцией З.Брема и И. Мейнке.

Форма оценивания –  тестовая работа.
Система принципов в организации содержания: принципы систематичности и последовательности, научности, единства, доступности, системности, причинности, вариативности, единства живого, наглядности, вхождения в природу.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

 результат работы данного курса подготовка к экзамену по биологии за курс 10 – 11 класса, выполненные проекты пополнят методическую копилку.

Реализуя методическую тему «применение ИКТ на уроках биологии» данный спецкурс изучается с помощью ряда электронных пособий, а также осуществляется форма контроля – зачет, с применением электронных тестов по биологии.

Содержание программы

Тема 1. Клетка (7 ч.)
Строение и функция.
Клетка – элементарная живая система. Форма и размеры клеток. Прокариоты и эукариоты. Растительная клетка и клетка животных. Развитие юных клеток в дифференцированные клетки. Строение и функции важнейших составных частей клетки: биомембрана, цитоплазма, клеточные мембраны, эндоплазматическая сеть, клеточное ядро, центриоли, пластиды, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы
, лизосомы, вакуоли, включения, клеточная стенка.
От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.
Одноклеточные. Переход от одноклеточных к многоклеточным организмам. Клеточные колонии. Многоклеточные. 
Содержание веществ в клетке.
Основные химические соединения. Вода. Значение воды в клетке. Аминокислоты и белки. Классификация белков по химическому составу. Структура белков. Ферменты и механизм их действия. Углеводы. Липиды.
Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.
Типы веществ поглощаемых клеткой. Процессы поглощения: проницаемость и диффузия. Клетка как осмотическая система. Плазмолиз. Избирательный транспорт. Эндоцитоз. Накопление веществ. Выделение веществ.
Повреждение клеток. Повреждающие абиотические факторы внешней среды: экстремальные температуры, облучение, недостаток воды и питательных веществ. Повреждение клеток возбудителями болезней.
Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.
Митоз. Клеточный цикл. Мейоз. Рост клетки. Дегенеративный рост. Детерминация. Дифференциация.
Эволюция клеток и клеточные симбиозы.
Определение родства. Эволюция эуцитов. Теория эндосимбионтов.
Тема 2. Энергетический обмен и обмен веществ (5 ч.)
Основные понятия: энергетический обмен и обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция, система АДФ/АТФ, коферменты, переносящие водород. 
Ассимиляция. Автотрофные организмы. Фотосинтез. Фотосинтетические пигменты. Фотосинтез у зеленых растений. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотосинтез у бактерий. Влияние внешних факторов на фотосинтез. Значение фотосинтеза. Хемосинтез.
Диссимиляция. Дыхание. Процессы, происходящие при клеточном дыхании. Гликолиз. Цикл трикарбоновых кислот. Биологическое окисление. Кругооборот энергии. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Брожение: спиртовое и молочнокислое.
Взаимодействие реакций обмена веществ.
Взаимосвязи между ассимиляцией и диссимиляцией. Взаимосвязи в метаболизме углеводов. Кругооборот углерода. Метаболизм жиров. Метаболизм белка. Биосинтез белка. Кругооборот азота.
Транспорт, накопление и выделение веществ.
Транспорт веществ. Запасание. Выделение веществ: экскреты и секреты. Образование мочи у млекопитающих. Значение выделения веществ.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 ч.)
Основные понятия: воспроизведение, размножение, оплодотворение, онтогенез, клеточное деление. Рост.
Размножение и развитие бактерий. 
Деление клеток. Покоящиеся клетки. Обмен генетической информацией.
Бесполое размножение.
деление клеток. Образование спор. Образование дочерних шаров. Партеногенез. Искусственное размножение в культурах одиночных клеток. Бесполое размножение клеточными комплексами: выводковые теля/выводковые почки, побеги, клубни, почкование, черенки, культура тканей.
Половое размножение.
Основные понятия. Гаметогамия. Изогамия. Анизогамия. Оогамия. Конъюгация. Распределение полов. Превращение пола. Образование половых клеток. Совокупление (копуляция). Опыление (поллинация). Самоопыление. Оплодотворение.
Чередование поколений.
Смена поколений у грибов. Чередование поколений у лиственных мхов. Чередование поколений у папоротника – щитовника. Чередование поколений у покрытосеменных. Сравнение чередования поколений у разных групп растений. Чередование поколений у животных.
Индивидуальное развитие.
Индивидуальное развитие у семенных растений. Индивидуальное развитие у животных и человека.
Тема 4. Генетика (7 ч.)
Наследование и окружающий мир.
Наследование. Наследственная информация. Фенотип. Генотип. Изменчивость. Модификация. Норма реакции. Значение модификаций.
Накопление и удваивание наследственной информации.
Носители наследственной информации в клетке. Структура нуклеиновых кислот. ДНК (модель Уотсона – Крика). Удвоение ДНК (полуконсервативная репликация).
Реализация наследственной информации.
Кодирование наследственной информации. Генетический код. Генные карты. Образование признаков. Синтез полипептидов (синтез белков). Транскрипция. Трансляция. Регуляция генной активности.
 Передача наследственной информации.
Скрещивание. Аллели. Гомозиготность. Гетерозиготность. Промежуточное появление признака. Законы Г. Менделя. Группы сцепления. Значение законов Г. Менделя. Рекомбинация. Передача нехромосомной наследственной информации. Передача наследственной информации у бактерий.
Изменение наследственной информации.
Мутации и мутанты. Мутагены. Вызывание мутаций. Типы мутаций. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. Частота мутаций. Репарация повреждений ДНК. Значение мутаций.
Процессы наследования у человека.
Методы исследования. Анализ семьи. Исследование близнецов. Генотипическое определение пола. Отклонение от нормального числа хромосом. Наследование групп крови. Резус – система. Генетически обусловленные болезни. Генетическая консультация: тест на гетерозиготность, пренатальный диагноз. Генная терапия.
Применение достижений генетических исследований.
Выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Методы разведения и выращивания: селекция, основанная на отборе, скрещивание, мутационное разведение, клонирование. Генная техника (биотехнология).
Тема 5. Организм и окружающая среда (11 ч.)
Жизненное пространство и окружающая среда.
Окружающая среда. Биосфера. Биотоп. Факторы окружающей среды: абиотические, биотические, антропогенные.
Закон действия факторов внешнего мира.
Предел толерантности. Изменения физиологической и экологической толерантности. Экологическая потенция. Физиологическая толерантность. Биоиндикация (организмы – индикаторы). Экологическая ниша.
Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.
Фактор окружающей среды – свет. Фактор окружающей среды – вода. Фактор окружающей среды – температура. Фенология. Химические факторы окружающей среды: кислород и диоксид углерода, содержание солей в водной среде.
Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов. Конкуренция. Внутривидовые отношения. Межвидовые отношения. Комменсализм. Паразитизм. Хищнический паразитизм. Отношения хищник – жертва. Симбиоз. Биоценозы. Влияние биоценозов на абиотический окружающий мир.
Экологические закономерности в популяциях.
Популяция. Рост популяции. Регуляция плотности популяции. Динамика популяции. Правила Вольтера. 
Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.
Признаки экосистем. Экосистемы – как открытые системы. Структура одной экосистемы. Отношения между элементами экосистем. Пищевые цепи – пищевые сети. Потоки и кругообороты веществ. Продукция веществ в экосистемах. Поток энергии. Экологические пирамиды. Саморегуляция экологических систем. 
Воздействие человека на экосистемы.
Строительство поселков, индустриальных предприятий и путей сообщения. Монокультуры. Борьба с вредителями. Удобрение. Оводнение и осушение. 
Охрана окружающей среды.
Загрязнение ресурсов окружающей среды: вода, почвы, воздух. Меры защиты водоемов. Меры по очистке сточных вод. Меры по охране почв. Смог. Меры по сохранению чистого воздуха. Шум. Мероприятия по защите от шума. Отходы и их уничтожение. Охрана природы: заповедные территории, национальные парки, охраняемые ландшафты, биосферные резерваты, памятники природы, охраняемые растения и животные.

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Вид контроля (по необходимости0

1

Клетка

7

зачет

2

Энергетический обмен и обмен веществ

5

3

Размножение и индивидуальное развитие

6

4

Генетика

7

5

Организм и окружающая среда

11

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

Дата.

Дата корректировки (по необходимости)

Клетка

7

1

Строение и функция.

1

06.09

 

2

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

1

13.09

 

3

Содержание веществ в клетке.

1

20.09

 

4

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

1

26.09

 

5

Повреждение клеток.

1

03.10

 

6

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

1

10.10

 

7

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

1

17.10

 

Энергетический обмен и обмен веществ

5

8

Основные понятия.

1

24.10

 

9

Ассимиляция.

1

31.10

 

10

Диссимиляция.

1

14.11

 

11

Взаимодействие реакций обмена веществ.

1

21.11

 

12

Транспорт, накопление и выделение веществ.

1

28.11

 

Размножение и индивидуальное развитие

6

13

Основные понятия.

1

05.12

 

14

Размножение и развитие бактерий.

1

12.12

 

15

Бесполое размножение.

1

19.12

 

16

Половое размножение.

1

26.12

 

17

Чередование поколений.

1

09.01

 

18

Индивидуальное развитие.

1

16.01

 

Генетика

7

19

Наследование и окружающий мир.

1

23.01

 

20

Накопление и удваивание наследственной информации.

1

30.01

 

21

Реализация наследственной информации.

1

06.02

 

22

Передача наследственной информации.

1

13.02

 

23

Изменение наследственной информации.

1

20.02

 

24

Процессы наследования у человека.

1

27.02

 

25

Применение достижений генетических исследований.

1

06.03

 

Организм и окружающая среда

11

26

Жизненное пространство и окружающая среда.

1

13.03

 

27

Закон действия факторов внешнего мира.

1

20.03

 

28

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

1

27.03

 

29

Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов.

1

03.04

 

30

Экологические закономерности в популяциях.

1

10.04

 

31

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

1

17.04

 

32

Воздействие человека на экосистемы.

1

24.04

 

33

Охрана окружающей среды.

2

08.05

15.05

 

34

Защита проектов

2

22.05

29.05

 

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

Дата.

Дата корректировки (по необходимости)

Клетка

7

1

Строение и функция.

1

2

От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.

1

3

Содержание веществ в клетке.

1

4

Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.

1

5

Повреждение клеток.

1

6

Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.

1

7

Эволюция клеток и клеточные симбиозы.

1

Энергетический обмен и обмен веществ

5

8

Основные понятия.

1

9

Ассимиляция.

1

10

Диссимиляция.

1

11

Взаимодействие реакций обмена веществ.

1

12

Транспорт, накопление и выделение веществ.

1

Размножение и индивидуальное развитие

6

13

Основные понятия.

1

14

Размножение и развитие бактерий.

1

15

Бесполое размножение.

1

16

Половое размножение.

1

17

Чередование поколений.

1

18

Индивидуальное развитие.

1

Генетика

7

19

Наследование и окружающий мир.

1

20

Накопление и удваивание наследственной информации.

1

21

Реализация наследственной информации.

1

22

Передача наследственной информации.

1

23

Изменение наследственной информации.

1

24

Процессы наследования у человека.

1

25

Применение достижений генетических исследований.

1

Организм и окружающая среда

11

26

Жизненное пространство и окружающая среда.

1

27

Закон действия факторов внешнего мира.

1

28

Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.

1

29

Влияние биотических факторов окружающей среды.

1

30

Взаимоотношение организмов.

31

Экологические закономерности в популяциях.

1

32

Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.

1

33

Воздействие человека на экосистемы.

1

34

Охрана окружающей среды.

1

35-36

Защита проектов

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа элективного курса "Математика в вопросах и ответах" 8 класс

Элективный курс «Математика в вопросах и ответах» предназначен для учащихся 8-х классов, желающих повысить свой математический уровень, развить пространственное воображение, расширить мате...

Рабочая программа творческого объединения «Химия в вопросах и ответах»

творческое объединение«Химия в вопросах и ответах»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...