Исследовательская работа
материал по биологии (9 класс)

Балагтдинова Регина Радиковна

Исследовательская работа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_aksakovademicheva.docx64.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

III ВСЕРОССИЙСКАЯ (X РЕГИОНАЛЬНАЯ) НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ




Исследовательская работа

по биологии на тему 

«Изучение основ правильного питания школьников и влияния на организм пищевых добавок.»


Выполнили: учащиеся 9 класса Б

МАОУ «СОШ №17»

Аксакова Полина Альбертовна и

Дёмичева Ирина Сергеевна.

Руководитель работы: учитель биологии и химии

Балагтдинова Регина Радиковна.

г. Набережные Челны,

2016 год.

                                           Содержание

Введение ……………………………………………………...…….. .3

1.Теоритическая часть….………………………………………... ....5

2. Практическая часть……………….………………………… ……7

2.1.Анкетирование ........................................................................ ….7

2.2.Анализ состава популярных продуктов среди подростков. ….9

2.3.Анализ медицинских карт…………………………………….. 11

Заключение ……………………………………………………....... 12

Список использованной литературы ………………................. ….13

Введение

Влияние пищевых добавок на организм школьника.

Пищевые добавки - это разрешенные Министерством здравоохранения РФ химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент, но преднамеренно добавляемые в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения свойств. До 20-го века основными пищевыми добавками были исключительно натуральные продукты, такие как перец, соль, мед, горчица, корица и разнообразные специи. За последние десятилетия качество пищи изменилось настолько быстро, что простой человек, не связанный с наукой, плохо представляет, чем ему это может грозить. Многие люди сегодня боятся лишних калорий в своём рационе, боятся загрязнения пищи и воды вредными веществами, радиоактивными элементами; боятся овощей и фруктов, выращенных на удобрениях. Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества.

Классификация пищевых добавок.

Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации, действующая с 1953 года. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E».

Назначение пищевых красителей состоит в том, чтобы придать прошедшим обработку продуктам более привлекательный вид. Само слово «краситель» происхождением своим обязано Александру Евгеньевичу Порай-Кошицу. Отличительная особенность красителя - это способность пропитывать окрашиваемый материал и давать цвет по всему его объёму. 

Актуальность: Актуальность исследования объясняется тем, что на данный момент показатели количества молодого здорового населения России не утешительны. Теоритическая значимость исследования состоит в том, что в ней определяется понятие пищевых добавок и их роль в производстве продуктов питания. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при составлении рационального меню школьников; на уроках, посвященных здоровому образу жизни, на классных часах и родительских собраниях.

            Цель исследования: доказать необходимость рационального питания для школьников и определить правила здорового питания.

 Гипотеза нашего исследования основана на предположении: чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Объектом исследования стал образ жизни школьника, его режим питания.

Предмет исследования: правильно подобранные полезные продукты питания, режим дня школьников и образ жизни в целом.

Задачи:

1.Изучить литературу, и охарактеризовать пищевые добавки, их классификацию и влияние на организм.

2.Провести анкетирование среди школьников МАОУ «СОШ№17» на частоту употребления продуктов, в которых содержатся пищевые добавки.

3. Проанализировать медицинские карты учащихся на заболевания ЖКТ.

4. Проанализировать состав пищевых добавок, входящих в состав популярных продуктов среди подростков.

База исследования: учащиеся МАОУ СОШ №17 г. Набережные Челны.

  1. Теоретическая часть

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение В.Вересаева: «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает значительное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кровотечения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.

Красители делятся на натуральные и синтетические красители:

Натуральные красители обычно выделяют из природных источников в виде смеси различных по своей химической природе соединений, состав которой зависит от источника и технологии получения, в связи с чем обеспечить его постоянство часто бывает трудно. Среди натуральных красителей необходимо отметить каротиноиды, антоцианы, флавоноиды, хлорофиллы. Они, как правило, не обладают токсичностью, но для некоторых из них установлены допустимые суточные дозы. Некоторые натуральные пищевые красители или их смеси и композиции обладают биологической активностью, повышают пищевую ценность окрашиваемого продукта. Сырьем для получения натуральных пищевых красителей являются различные части дикорастущих и культурных растений, отходы их переработки на винодельческих, сокодобывающих и консервных заводах, кроме этого, некоторые из них получают химическим или микробиологическим синтезом. Природные красители, в том числе и модифицированные, чувствительны к действию кислорода воздуха (например, каротиноиды), кислот и щелочей (например, антоцианы), температуры, могут подвергаться микробиологической порче.(Е 100 – Е182)

Некоторые природные красители применяют при изготовлении фиточаёв (травяной чай), например: синий природный краситель можно получить из ежевики,черники,а желтый из цветков календулы и шелухи лука.

Синтетические красители представляют собой соединения, которые используются для окраски разнообразных изделий, материалов, а также пищевых продуктов. В отличие от натуральных, синтетические красители - это вещества, которые не встречаются в природе, а синтезируются человеком. Использование синтетических красителей - наилучшее решение, когда требуется придать пищевому продукту необычный или очень насыщенный цвет. Синтетические красители на сегодняшний день используются чаще, чем красители натуральные, а область их применения чрезвычайно широка. На рынке насчитываются тысячи разновидностей синтетических красителей, что позволяет добиться требуемого цвета без усилий. .(Е 100 – Е182)

Консерванты — пищевые добавки.

В качестве пищевых добавок используются консерванты Е200-Е299, однако в некоторых странах применение тех или иных веществ из этого списка может быть ограничено законодательством или указаниями министерства здравоохранения. В качестве консервантов могут быть использованы и вещества, имеющие другую классификацию (эмульгаторы). С целью длительного хранения пищевых продуктов в пищевой промышленности также используют асептическую упаковку.

Эмульга́торы (от лат. emulgeo — «дою, выдаиваю») — вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей.

Натуральные эмульгаторы традиционно использовали в качестве компонентов пищевых продуктов. К числу старейших можно отнести желток и белок жидкого яйца, сапонины (например, отвар мыльного корня).

Наиболее распространёнными являются моно- и диглицериды жирных кислот (Е471), эфиры глицерина, жирных и органических кислот (Е472), лецитиныфосфатиды (Е322), аммонийные соли фосфатидиловой кислоты (Е442), полисорбаты и производные (Е432Е436), эфиры сорбитанаспэны (Е491…Е496), эфиры полиглицерина и взаимоэтерифицированных рициноловых кислот (Е473).

Ароматизаторы — вещества, которые используют для придания продуктам или изделиям определённых запахов, создания или улучшения аромата.

  • Ароматизаторами называют специальные изделия, предназначенные для придания определенного аромата воздуху в помещениях (напр. автомобильные ароматизаторы).
  • Ароматизаторами также называют добавки, которые вводят в некоторые бытовые изделия (например, в изделия из пластмассы, резины для одорации или дезодорации, ароматизации синтетической кожи под натуральную и т. д.).
  • Пищевые ароматизаторы добавляют к пищевым продуктам, кормам для животных, лекарственным средствам, средствам личной гигиены (например, зубной пасте) для придания им вкуса и запаха или для коррекции имеющегося вкуса и запаха.

А̀нтиоксида́нты или противоокислители (также антиокислители, консерванты) — вещества, которые ингибируют окисление; любое из многочисленных химических веществ, в том числе естественные продукты деятельности организма и питательные вещества, поступающие с пищей, которые могут устранить окислительное действие свободных радикалов и других веществ[1]. Рассматриваются преимущественно в контексте окисления органических соединений.

                                   2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы и как они в целом относятся к своему здоровью мы провели анкетирование среди учащихся 9 классов МАОУ СОШ № 17. Было опрошено 32 человек.

В результате анализа ответов школьников на вопросы анкеты были сделаны выводы, которые отражены в диаграмме на рис. 1.

Рисунок 1

Анализируя данные рис. 1, можно сделать вывод о том, что питание 40% школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Большинство учащихся 9 классов должны изменить свой режим дня и прислушаться к рекомендациям по правильному питанию, чтобы  пополнить свой рацион другими нужными для организма веществами. Так же следует отметить, что  34,5% учащихся нужно как можно быстрее изменить и режим, и рацион питания.  Только 28% школьников 9 классов полноценно питаются и сознательно относятся к собственному здоровью.

В суточный рацион школьника  необходимо включать достаточное количество жиров. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г. в сутки, 30% суточного рациона.        

          Для пополнения энергетических запасов организма также необходимы и углеводы. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г., из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.

Учеными установлено, что в суточном рационе учащихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5. Так, например, если ребенок 15 лет получает 75 граммов белка, то для нормального усвоения пищи он должен получить 75 граммов жира и 300—375 граммов углеводов.

        По результатам анкетирования мы сделали вывод, что в 9 классе ребята несознательно относятся к собственному здоровью. Многим из них нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию.

    В заключение проведенного анкетирования нами были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания:

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения

2.Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

5. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

2.2. Анализ состава популярных продуктов среди подростков.

Также мы исследовали состав продуктов, которые наиболее популярны среди подростков:

Жевательные резинки.

• Е420 (Сорбит, сорбитол, сорбитовый сироп) — подсластитель, используется как замена сахара в жвачке. В США считается опасной добавкой. Может вызывать расстройство желудка (в случае употрбления более одной пачки жвачки в сутки).

• Е953 (Изомальт) — подсластитель, сахарозаменитель, обеспечивает жвачке глазурь. Вызывает прилив сил, обладает слабительным эффектом. Значительное употребление может вызвать расстройство желудка.

• E967 (Ксилит) — сахарозаменитель. В лабораторных условиях вызвал каменно-почечную болезнь у животных.

• Е321 (Бутилгидрокситолуол) — антиоксидант. Может вести к росту уровня холестерина в крови. Сильный аллерген.

Помимо большого количества пищевых добавок жвачки опасны тем, что развивают слабоумие. Например, жвачки запрещены для больных фенилкетонурией (нарушение умственного развития на генном уровне).

Картофель – фри.

• E459 (Мальтодекстрин, циклодекстрин) — стабилизатор вкуса. Является генетически модифицированной пищевой добавкой.

• Е576 (Глюконат Натрия, Натрий глюконат) — усилитель вкуса.

Мороженое.

• Е102 (Тартразин) — краситель. Запрещен для применения в ЕС. Вызывает мигрень, зуд, нарушения зрения, раздражительность, чрезмерную активность, нарушения сна. Очень сильный аллерген.

• Е133 (Синий блестящий FCF) — синтетический краситель. Канцероген. Запрещен в США, ЕС.

Газированные напитки.

• E950 (Ацесульфам калия) — сахарозаменитель. Ухудшает работу сердца. Включает в состав аспарогеновую кислоту (вызывает привыкание).

• E951 (Аспартам) — при сильных дозах вызывает самые различные заболевания.

• E338 (ортофосфорная кислота) — ослабление костей.

Сухарики.

• Е621 (Глутамат натрия) — аллерген, опасен для детей привыканием.

• Е627 (Гуанилат натрия двузамещенный) — нарушает артериальное давление, ведет к расстройствам желудка.

• Е631 (Инозинат натрия двузамещенный) — нарушает нормальное артериальное давление. Опасен для детей.

Чипсы.

Известные Lays включают в себя опасный Аспартам Е951.Также чипсы изобилуют усилителями вкуса (E-621, E-627, E-631 и др.), замечена E270 (Молочная кислота) и E551. В Pringles также добавляют стабилизатор Е471.

Изучив пищевые добавки, которые встречаются в популярных продуктов питания у школьников, можно сделать вывод о том, что большинство этих веществ неудовлетворительно влияют на организм школьника, хуже того, они могут вызвать различные заболевания как в области желудка, так и по всему организму. Конечно, в современном мире невозможно без пищевых добавок и красителей, поэтому не стоит бояться буквы «Е» на этикетках. Чтобы оставаться здоровым, следует придерживаться некоторых рекомендаций при выборе продуктов питания.

Рекомендации.

  1. Обращайте внимание на маркировку и срок годности продукта.
  2. Не стоит брать продукт, в составе которого длинный список «Е»-добавок.
  3. Продукты быстрого питания используйте редко и в крайних случаях.
  4. Если у вас имеется аллергия, то следует исключить употребление продуктов, вызывающих аллергическую реакцию.
  5. Старайтесь не употреблять продукты с длительным сроком хранения.
  6. Реже употребляйте чипсы, сухарики, газированные напитки и т.д.

2.3. Анализ медицинских карт

В ходе исследования мы изучили медицинские карты учащихся 4-10 классов МАОУ СОШ №17 в школьном медпункте. Целью данного анализа было выявление учащихся с заболеваниями ЖКТ. Для проведения работы были изучены 524 медицинские карты учащихся за 2015-2016 гг.

В ходе исследование были получены следующие данные:

  1. 32 учащихся страдают ожирением (из них 21 – предожирение, 10 – ожирение I степени, 1 – ожирение II степени).  
  2. 48 учащихся имеют заболевание – гастрит.
  3. У 5 учащихся наблюдается хронический энтероколит.

По данной диаграмме видно, что у 6% детей наблюдается ожирение, что напрямую зависит от питания. Так же у 54 детей – гастрит, что составляет 9% от общего числа учащихся. Делая вывод по анализу медицинских карт, можно сказать что необходимо давать детям больше информации о здоровом и правильном питании.

Заключение.

Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно и помните, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.

 Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол пищу в сильно переработанном - в этом виде пища лишена даже минимального количества энергии жизни.

Таким образом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению во все возрастные периоды. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить проявление хронических болезней, которые нас сопровождают на притяжении долгих лет.

          Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний. 
         В ходе нашего исследования мы выяснили, что большинству учащихся (74.5%) нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию и внести некоторые изменения в свой ежедневный рацион.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. 

          Знать, что покупать, научиться   распознавать качественные продукты   от некачественных, быть умеренным и разбираться в современной еде – вот главное, чему должен следовать современный человек.   Ведь   от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой и качественной жизни.

Список литературы

1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

 2. М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

3.  А. Клейборн. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. –М.: Росмен, 2005.
4.
Журнал «Начальная школа» Здоровье в саду и на огороде – М., № 7, 2009.  

5. Журнал «Начальная школа» Где найти витамины весной? – М., № 4, 2008.  

6. Журнал «Начальная школа» наше здоровье: витамины – М., № 1, 2009.                            

7. Журнал «Начальная школа» Здоровое питание – М., № 5, 2009.      

8. Боровская Э.  «Здоровое питание школьника»,  «Эксмо» 2010 г.

9. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.

10. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.          

11.    Интернет - ресурсы:  

       -  www/green mama/ru

       - /Category/admin

 -  http://www.za-partoi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...