Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир и человек»
элективный курс по биологии (9 класс)

Актуальность программы:

Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся. В жизни человека окружают тысячи всевозможных веществ, без которых немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не безопасны и при неумелом обращение с ними вместо пользы приносят вред, как природе, так и человеку. В таких ситуациях только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба. Программа курса «Мир и человек» разработана и рассчитана на тех учащихся, которые заинтересованы в изучении биологических процессов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом биологии способствуют расширению и углублению знаний, умений и навыков, получаемых на уроках биологии, развивают и укрепляют склонность к выполнению научных исследований. В основу программы положено расширенное изучение теоретических положений биологии, приобретение практических умений в обращении со специальным лабораторным оборудованием. Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Оптимизация этой среды достигается за счет комбинации параметров светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха от вредных примесей. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально для школьного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abramenko_9_klass_mir_i_chelovek.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мир и человек»

9 класс

на 2019-2020 учебный год

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: один год

Автор-составитель:

 Гимазетдинова А.Ф., учитель биологии

г. Магнитогорск, 2019


  1. Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность программы:

Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся. В жизни человека окружают тысячи всевозможных веществ, без которых немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не безопасны и при неумелом обращение с ними вместо пользы приносят вред, как природе, так и человеку. В таких ситуациях только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба. Программа курса «Мир и человек» разработана и рассчитана на тех учащихся, которые заинтересованы в изучении биологических процессов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом биологии способствуют расширению и углублению знаний, умений и навыков, получаемых на уроках биологии, развивают и укрепляют склонность к выполнению научных исследований. В основу программы положено расширенное изучение теоретических положений биологии, приобретение практических умений в обращении со специальным лабораторным оборудованием. Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Оптимизация этой среды достигается за счет комбинации параметров светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха от вредных примесей. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально для школьного коллектива.

Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся. Экология в настоящее время развивается значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники, и занимает все более прочные позиции в жизни человеческого общества. Программа имеет практическую направленность, в курсе предусмотрены практические занятия, которые усиливают интерес к предмету, выявляют и развивают склонности обучающихся к эксперименту, способствуют развитию творческого мышления, профориентации ребенка.

Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач.

Основные принципы построения программы:

принцип доступности, предполагающий необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, создания наиболее благоприятных условий их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и учащихся на демократических началах;

принцип научности, использование материалов проверенных практикой научных источников.

Цель программы - углубление знаний учащихся о применении биологии в окружающем мире и в повседневной жизни.  

Задачи: 

          Расширение и углубление знаний обучающихся по биологии.

Стимулирование познавательных интересов учащихся.

Объединение научных знаний с практическими знаниями.

Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проекта, ведения дискуссий, а также презентации результатов работы).

Формирование умений и навыков работы с источниками информации.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, занимающихся в одной группе (10 -15 человек). Такое количество детей в группе является оптимальным, позволяя осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Важнейшая психологическая особенность подростков в 14-15 лет – зарождающееся чувство взрослости, осознание своего положения в окружающем мире и социуме.

Количество часов в неделю -1час (одно занятие ).

Общее количество часов – 34 ч.

Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты освоения курса представлены в разделе 3 настоящей программы.

  1. Содержание программы

Формы организации занятий:

- Групповые занятия (лекции, практические занятия, консультации). На них школьники знакомятся с методами исследовательской работы, выполняют небольшие практические работы, чтобы приобрести навыки работы с веществами и приборами, учатся соблюдать технику безопасности.

- Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя по подготовке рефератов и докладов, выступления на конференциях, участие в конкурсах исследовательских работ, активное использование образовательных ресурсов сети Интернет для подготовки творческих работ, выполнение практической части исследований.

- Анкетирование и тестирование учащихся для выявления уровня сформированности различных умений, уровня самооценки учащихся, готовности к практическому исследованию.

Программа рассчитана на 34 часа и включает следующие разделы:

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Количество часов

П/Р

экскурсии

1.

Эволюционная экология человека

2

1

Лекция, беседа с учащимися.

2.

Этапы становления вида Homo sapiens

2

1

1

Лекция, беседа с учащимися, практическая работа, экскурсия

3.

Человек и окружающая среда

18

4

2

Лекция, беседа с учащимися, практическая работа, экскурсия

4

Окружающая среда и здоровье человека.

12

2

2

Лекция, беседа с учащимися, практическая работа, экскурсия

Итого

34

8

5

Раздел 1. Эволюционная экология человека (2 часа, 1 П/Р).

Систематическое положение человека, признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой из систематических групп. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных.

Социальные и биологические факторы в эволюции человека. Свойства человека как биосоциального существа. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Популяционная структура вида Homo sapiens, человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма.

Демонстрация: схем внешнего вида зародышей различных представителей хордовых животных. Сравнительный анализ скелетов наземных позвоночных. Сравнительный анализ морфологических особенностей человеческих рас.

Практическая работа №1 «Особенности скелета человека»

Межпредметные связи: биология разделы животные и человек.

Раздел 2. Этапы становления Homo sapiens (2 часов, 1 П/Р, 1 экскурсия)

Экология древнейшего человека. Места обнаружения ископаемых останков. Происхождение древнейших людей, их предки. Прогрессивные черты организации. Радиус индивидуальной активности древнейших людей, образ их жизни, миграции групп. Адаптивная радиация древнейших людей. Объекты питания и способ добычи пищи, использование огня. Изготовление простейших орудий труда для охоты и собирательства. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни древнейших людей. Влияние факторов среды на формирование различных направлений развития древнейших людей.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древнейших людей.

        Неандертальцы. Экологическая дифференциация древних людей. Климатические условия и рельеф материков. Расширение радиуса индивидуальной деятельности. Высокий уровень изготовляемых орудий труда. Места обитания. Адаптации. Строительство жилищ, изготовление теплой одежды. Условия формирования внутригрупповых связей. Взаимоотношения с окружающей средой. Возникновение культа мертвых, зачатки искусств. Продолжительность жизни, конкуренция с другими организмами, в том числе с первобытными современными людьми. Вымирание неандертальцев, его экологические причины.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древних людей.

        Эволюция кроманьонцев. Становление генофонда современного человека. Миграции групп первых современных людей. Конкуренция за источники питания с представителями других видов. Экология питания, источники и способы добычи пищи. Одомашнивание животных, потребительское садоводство и огородничество – зачатки товарного земледелия. Изготовление сложных орудий труда и оружия. Обучение и передача накопленного опыта, возникновение ремесел. Развитие культуры и искусства.. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни. Экология заболеваний человека и внешнего вида людей современного типа.

История заселения и освоения территории Южного Урала . Следы  древней истории в нашем крае. Древние и средневековые народы Южного Урала.  Особенности расселения, национальный состав населения.

Практическая работа №2 «Этапы становления Homo sapiens»

Экскурсия №1 «Наши предки и их труд»

Раздел 3. Человек и окружающая среда. Основы рационального природоиспользования (18 часов, 2 экскурсии)

Окружающая среда. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Типы экологических взаимодействий. Действие антропогенных факторов (прямое и косвенное, положительное и отрицательное). Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Биосфера. Границы биосферы. Состав биосферы. Воздействие человека на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды.

Природопользование. Ресурсы возобновимые и невозобновимые. Виды природопользования: отраслевое и ресурсное, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Законы и закономерности, которые необходимо учитывать при природопользовании (закон внутридинамического равновесия, закон оптимальности).

Современное состояние окружающей среды. Предельно-допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимые концентрации (ПДК). Мониторинг. Загрязнение атмосферы, почв, гидросферы. Радиация в биосфере. Охрана окружающей среды.

Экскурсия №2 «Биогеоценоз-смешанный лес»

Экскурсия №3 «Агроценоз-сельский парк»

Практическая работа №3: «Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?»

Практическая работа №4: «Проблемы природопользования»

Практическая работа №5»: «Определение классификационной принадлежности загрязнителей в районе г. Магнитогорска»

Практическая работа №6: «Исследование микрорайона школы»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и Челябинской области, история России и Челябинской области.

Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека (12 часов,2 экскурсии, 2 П/Р)

Экологические проблемы на ранних этапах развития цивилизации. Глобальное загрязнение окружающей среды.  Экологический кризис, экологическая катастрофа, экологическая революция.

Кризис редуцентов, загрязнение, пестициды, радиация, тяжёлые металлы.

Окружающая природная среда и человечество.

Колыбель жизни и пульс Вселенной.

Законы и правила единства человечества и природы Земли

Глобальное здоровье. Здоровье, валовый национальный продукт, уровень урбанизации, занятость, бедность, грамотность, заболеваемость, духовное здоровье.

Развитые страны. Экологические проблемы России. Устойчивое развитие, утилизация, экологический колониализм. Естественные биоценозы, принципы экологической безопасности

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека. Биоритмы. Питание и здоровье человека. Ландшафт, как фактор здоровья. Шумовые загрязнения и связанные с ним болезни. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Экосистема. Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Глобальные модели экоразвития. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Математическая, графическая, мыслительная, вербальная, блоковая, имитационная, глобальная и региональная модели. ООН, ЮНЕП, ЮНЕСКО,ВОЗ, ФАО, МАБ, МСОП, ВВФ.

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Практическая работа №8: «Изучение экологического состояния пришкольных территорий»

Межпредметные связи: «Человек и его здоровье», география России и Челябинской области.

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами являются:

  • формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметными результатами являются:

регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 планировать свое действие в соответствии с поставленной целью, условиями и сроками ее реализации, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль за результатом исследовательской деятельности;
  • проявлять познавательную инициативу;

познавательные

  • умения решать творческие задачи, навыки расширенного поиска, анализа и интерпретации необходимой информации с использованием учебной литературы, ресурсов библиотек и Интернета;
  • учиться основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения

1.Формирование биолого-экологической культуры учащихся;

2.Овладение умениями обосновывать место и роль биологических и экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

4.Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

5.Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе

        Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в программе курса по выбору, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Входе реализации программы используются следующие формы проведения занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, тестирование, собеседование, беседа.

Дидактические материалы: для проведения занятий дидактические материалы разработаны автором-составителем программы (набор тестовых заданий по темам, карточки и раздаточный материал).

Материально-техническое обеспечение:

Освоение программы учебной дисциплины «Мир и человек» предполагает наличие, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет в период вне учебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет  требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В        кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса будут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В        состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Мир и человек» входят:

•        многофункциональный комплекс преподавателя;

•        наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих биологическую систему и др.)

•        информационно-коммуникационные средства;

•        комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

•        библиотечный фонд.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам биологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В        процессе освоения программы учебной дисциплины «Мир и человек» учащиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

Нормативно-правовые акты, обеспечивающие программу:

Рабочая программа дополнительного образования «Мир и человек» разработана с использованием следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

 -Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;

 -Комплекса мер модернизации общего образования на 2013 год и до 2020 года;

- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);

- Сборника программ: Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; автор - составитель С.В. Чистяков. - М.: Просвещение, 2013.

Формы аттестации и подведение итогов

1. Практическая часть программы «Мир и человек»

п/п

Вид работы

Тема и задание

№ темы и урока

1

П.Р. №1

«Особенности скелета человека» Обобщите свои знания о строении скелета человека и заполните таблицу №1. Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности.

1.2

2

П.Р. №2

«Этапы становления вида Homo sapiens» Поэтапное заполнение таблицы №2. В выводах указать основные направления эволюции человека.

2.1-2.5

3

Экскурсия №1

«Наши предки и их труд». Экскурсия в краеведческий музей.

2.5

4

Экскурсия №2

«Биогеоценоз – смешанный лес». Работа в группах.

3.5

5

Экскурсия №3

«Агроценоз-сельский парк». Работа в группах.

6

П.Р. №3

«Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?» Провести социологический опрос ваших сверстников, близких соседей. Обсудить полученные результаты на семинаре.

7

П.Р. №4

«Проблемы природопользования Челябинской области»

Подберите материалы об истории природопользования в нашей местности. Для этого используйте

  1. Учебники по истории и географии Челябинской области;
  2. Периодическую печать
  3. Краеведческую литературу
  4. Интернет-ресурсы

Приготовьте выступление на семинаре

8

П.Р. №5

«Определение классификационной принадлежности загрязнителей в районе г. Магнитогорска». Установить:

  1. Вид и характер загрязнения
  2. Возможный источник загрязнения
  3. Характер вредного воздействия человека

9

П.Р. №6

«Исследование микрорайона школы» Для этого определите:

  1. Какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное воздействие на здоровье населения в вашем районе
  2. Какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов
  3. Как избежать действия данных факторов

10

Экскурсия №4

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» Написать отчет по экскурсии

11

Экскурсия №5

«Изучение экологического состояния пришкольной территории» 

12

П.Р. №7

«Изучение экологического состояния школьных помещений» Работа в группах выполнение мини проектов

13

П.Р. №8

«Изучение экологического состояния пришкольных территорий» Отчет на школьной конференции НОУ

2. Практическая работа №1: Изучите предложенные скелеты позвоночных животных и скелет человека, таблицы, схемы. Заполните таблицу «Особенности скелета человека» Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности.

Название отдела скелета

Часть скелета

Название костей

Тип костей

Тип соединения костей

Функции и назначение

Особенности скелета человека

3. Практическая работа №2: Поэтапное заполнение таблицы №2 «Этапы становления вида Homo sapiens» В выводах указать основные направления эволюции человека.

Стадия эволюции человека

Особенности строение и образа жизни. Орудия труда и охоты

Использование труда

Развитие головного мозга и речи

4. Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

        Этапы проведения практической работы

Цель работы: выявить проблемы учебного кабинета и написать по ним рекомендации

1 этап: формирование групп для проведения исследований, формирование тем исследований учеников, выдвижение гипотез решения проблем;

2 этап: обсуждение плана работы учащихся в группе и индивидуально, обсуждение возможных источников информации, выбор методик исследования;

3 этап: самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе, самостоятельная работа групп по выполнению заданий, обработка и оформление результатов исследований.

5. Примерные задания, предлагаемые школьникам:

1.        Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьных помещений и определите уровень их экологической комфортности. Для выполнения работы используйте справочный материал. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет

2.        При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест), сопоставьте с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследования. Для выполнения работы используйте справочный материал.

3.        Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет, необходимо убрать, переставить. Выясните у учителей, все ли оборудование необходимое, для учебного процесса, есть в кабинете.

4.        Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска, как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.

5.        Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Сравните с гигиеническими нормами

1.Проведите измерение температуры

2. Результаты измерений температуры запишите в таблицу

№ опыта

Показания температуры

  1. На уровне пола

  1. На уровне головы

  1. Около окна

3.Вычислите по проведенным измерениям разницу показателей температуры воздуха на уровне пола, на уровне головы (около 1,5 м. от пола) и около окна.

4. Распечатайте полученные таблицы и графики.

5. Ответьте на следующие вопросы:

1) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха на уровне пола и на уровне головы

2) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха в центре класса и около окна

3) Объясните, почему температуру в помещении стараются поддерживать на уровне 18-21 градус С

6. Измерение освещенности школьных помещений

Цель: проверить соответствие освещенности в помещениях школы санитарно-гигиеническим нормам с помощью датчиков цифровой лаборатории.

Теоретические основы работы. Для того чтобы определить показатель освещенности необходимо, чтобы свет был включен и выключен, для измерения естественного освещения. Если свет включен, то показатель освещенности должен быть 300 люкс и более, а колебания не более 20%. Затем мы измеряем освещенность при выключенном свете и находим среднее значение.

Порядок проведения эксперимента:

1.        Проведите по одному измерению освещенности в разных местах кабинета при естественном и искусственном освещении.

2.        Запишите в комментариях порядок измерения.

3.        Сохраните результаты для дальнейшего анализа

Результаты измерений освещенности запишите в таблицу.

№ опыта

Показатель

Освещенность


Приложение

Календарный учебный график

Наименование разделов и тем

Кол-во часов и даты

Содержание учебного материала

Формы работы

Раздел 1

Эволюционная экология человека

2

Систематическое положение человека, признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой из систематических групп. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных.

Социальные и биологические факторы в эволюции человека. Свойства человека как биосоциального существа. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Популяционная структура вида Homo sapiens, человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма.Практическая работа №1 «Особенности скелета человека»

1.1.

  1. Место человека в системе живой природы

1

Лекция, беседа, дискуссия

Лекция, беседа, дискуссия

1.2.

  1. Человек как единый биологический вид

1

Практическая работа

Раздел 2

Этапы становления вида Homo sapiens

2

2.1

История заселения и освоения территории Южного Урала

1

История заселения и освоения территории Южного Урала . Следы  древней истории в нашем крае. Древние и средневековые народы Южного Урала.  Особенности расселения, национальный состав населения.

Практическая работа №2 «Этапы становления Homo sapiens»

Практическая работа

2.2.

Экскурсия №1

1

Экскурсия №1 «Наши предки и их труд»

Экскурсия

Раздел 3

Человек и окружающая среда

18

3.1.

Окружающая среда. Факторы среды

1

Окружающая среда. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные).

Лекция, беседа, дискуссия

3.2

Структура биогеоценоза

1

Структура биогеоценоза.

Лекция, беседа, дискуссия

3.3

Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды

1

Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Лекция, беседа, дискуссия

3.4

Экскурсия №2

1

Экскурсия №2 «Биогеоценоз-смешанный лес»

Экскурсия

3.5.

Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза

1

Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Лекция, беседа, дискуссия

3.6

Экскурсия №3.

1

Экскурсия №3 «Агроценоз-сельский парк»

Экскурсия

3.7.

Биосфера и ее границы

1

Биосфера. Границы биосферы. Состав биосферы. Воздействие человека на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды.

Лекция, беседа, дискуссия

3.8.

Круговорот веществ и энергии

1

Круговороты ввв биосфере.Потребности в размножении, рождаемость, смертность, естественный прирост.Сущность и значение техносферы.

Лекция, беседа, дискуссия

3.9.

Эволюция биосферы. Воздействие человека на биосферу

1

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.

Лекция, беседа, дискуссия

3.10.

Экологические проблемы в истории цивилизации

1

История экологических кризисов. Экологические проблемы человечества и биосферы.

Лекция, беседа, дискуссия

3.11.

Современные научные представления о глобальных экологических процессах

1

Современные научные представления о глобальных экологических процессах

Лекция, беседа, дискуссия

3.12.

Что такое природопользование. Виды природопользования

1

Природопользование. Ресурсы возобновимые и невозобновимые. Виды природопользования: отраслевое и ресурсное, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Практическая работа №3: «Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?» Законы и закономерности, которые необходимо учитывать при природопользовании (закон внутридинамического равновесия, закон оптимальности).Практическая работа №4: «Проблемы природопользования»

Практическая работа

3.13.

Разносторонняя связь человека с природой

1

Лекция, беседа, дискуссия

3.14.

Природопользование в доиндустриальную эпоху

1

Лекция, беседа

3.15.

Природопользование в индустриальную и постиндустриальную эпоху

1

Практическая работа

3.16.

Современное состояние природных систем земли

1

Современное состояние окружающей среды. Предельно-допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимые концентрации (ПДК). Мониторинг. Загрязнение атмосферы, почв, гидросферы. Радиация в биосфере. Охрана окружающей среды.

Практическая работа №5»: «Определение классификационной принадлежности загрязнителей в районе г. Магнитогорска»

Практическая работа

3.17.

Глобальные экологические проблемы

1

Экологические проблемы на ранних этапах развития цивилизации. Глобальное загрязнение окружающей среды.  Экологический кризис, экологическая катастрофа, экологическая революция.Кризис редуцентов, загрязнение, пестициды, радиация, тяжёлые металлы.Законы и правила единства человечества и природы Земли

Лекция, беседа, дискуссия

3.18.

Экологические проблемы Южного Урала

1

Экологические проблемы Южного Урала Устойчивое развитие, утилизация, экологический колониализм. Естественные биоценозы, принципы экологической безопасности

Практическая работа №6: «Исследование микрорайона школы»

Практическая работа

Раздел 4

Окружающая среда и здоровье человека

12

Источники загрязнения атмосферы. Обсуждение и анализ материалов по загрязнению атмосферы по докладу о состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Наиболее загрязнённые города: а) мира, б) России, в) своего региона. Примеры критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы.

Лекция, беседа, дискуссия

4.1.

Организм и среда

1

Влияние циклонального и антициклонального режима на экологическую ситуацию в городе. Образование смога. Учёт розы ветров при строительстве предприятий, городов, размещении дачных участков. Влияние различных отраслей хозяйства на характер заболеваемости населения.

Лекция, беседа, дискуссия

4.2.

Экологические связи человека

1

Живое-неживое;

растения-животные;

человек-природа

Лекция, беседа, дискуссия

4.3.

Экологическая демография

1

Причины и последствия демографических процессов,  зависимость экологической ситуации в мире,  устойчивое развитие демографического процесса – переход к стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости;

Лекция, беседа, дискуссия

4.4.

Экологические проблемы, общая классификация

1

- изменение климата Земли;

- разрушение озонового слоя;

- трансграничный перенос вредных примесей и загрязнение воздушного бассейна;

- истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

- оскудение биологического разнообразия;

- загрязнение земель, разрушение почвенного покрова и др.

Лекция, беседа, дискуссия

4.5.

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека

1

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека.

Лекция, беседа, дискуссия

4.6.

Влияние погоды на самочувствие человека

1

Определение понятий «климат» и «погода». Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.

Лекция, беседа, дискуссия

4.7.

Питание и здоровье человека

1

Питание и здоровье человека.

Лекция, беседа, дискуссия

4.8.

Ландшафт как фактор здоровья

1

Ландшафт, как фактор здоровья.

Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как причина заболеваний. Природно-очаговые и эндемические заболевания. Медицинская география.

Лекция, беседа, дискуссия

4.9.

Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение и связанные с ним болезни

1

Шумовые загрязнения и связанные с ним болезни.

Лекция, беседа, дискуссия. Просмотр документального фильма

4.10.

Экосистема города

1

Город как экосистема. Особенности такой антропогенной системы.

Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Практическая работа №8: «Изучение экологического состояния пришкольных территорий»

Практическая работа

4.11.

Экскурсия №4

1

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Экскурсия

4.12.

Экскурсия №5

1

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Экскурсия

ВСЕГО

34

Основная литература:

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. М., АО МДС, 1997.
  2. Ашихмина Т.Я. .Школьный экологический мониторинг. М., Рандеву АМ, 2000.
  3. Новиков Е.В., Природа и человек. М.: Просвещение, 2000.
  4. Проблемы качества городской среды. Сб. науч. Трудов. М.: Наука, 2003.
  5. Турлакова Е.В. Определение экологических показателей. Химия в школе. 2001.№7.

Дополнительная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 2. М., 1995.
  2. Методические материалы к ЦЛ по биологии (ИНТ).
  3. Описание лабораторных работ по существующим учебникам. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995.
  4. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайты, содержащие учебные материалы по биологии
  1. Научная сеть. www.nature.ru 

Достоверная научная информация по основным разделам биологии. Аннотации книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.

  1. Тропинка в загадочный мир. www.biodan.narod.ru 

Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии,  юриспруденции в биологии. Здесь же представлен каталоги сайтов по биологии и базы данных.

  1. Государственный дарвиновский музей. http://www.darwin.museum.ru

Можно познакомиться с экспозициями музея,  содержанием выставок, совершить  виртуальную экскурсию, поучаствовать в конференциях, узнать книжные новинки.

  1. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/ 

4 862  фотографии, классификация живых существ, сайт постоянно дополняется  новыми сведениями

  1. МПР России. http://www.mnr.gov.ru/ 

Сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ

  1. Сайты, содержащие учебные материалы по экологии
  1. "Экология" http://www.anriintern.com 

На сайте основные понятия: Биосфера, Экологические катастрофы, Основные экологические понятия, термины, законы. (Все очень кратко).

  1. Экология. http://www. ispu.ru 

Курс лекций. Тихонов А.И., 2002г. (электронное on-line пособие, Ивановский Гос. Энерг. Унив.) Рассмотрены вопросы общей теории жизни, биоэкологии и прикладной экологии. Основной акцент сделан на единстве всех законов природы как для живой, так и неживой материи. Проведены аналогии действия наиболее общих законов на разных уровнях иерархии природных систем. Анализируется место человека в природе и причины наших экологических проблем. Курс лекций предназначен для студентов технических вузов.

  1. Журнал "Экология и жизнь ● http://www.ecolife.ru 

Статьи по темам: Экология, человек, общество; Экономика и управление; Образование, Глобальные проблемы, Регионы и города, Здоровье и окружающая среда и др.

  1. http://www.msuee.ru 

Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия).

  1. Основы экологии. Школьный курс. http://www.gymn415.spb.ru 

Очень краткий вводный курс.

BioDat http://www.biodat.ru

Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

  1. http://www.fepo.ruРепетиционное и контрольное тестирование по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»

В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный    метод обучения  с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  "Реальная математика"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...