Методическая разработка проекта: «А так ли это страшно? Фобии в жизни человека».
методическая разработка по биологии (8 класс)

Цель проекта: выявление доминирующих страхов человека, появляющихся в процессе развития и разработка эффективных рекомендаций борьбы с ними.

Актуальность: проблема современности в том, что люди стали много обращать внимания на свои страхи, не замечая насколько они негативно воздействуют на их жизнь.

Гипотеза: помимо разрушительных функций страх может играть и положительную роль, как в жизни отдельного человека, так и общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

НОЧУ СОШ

«Премьерский лицей»

Проектная разработка

Тема: «А так ли это страшно? Фобии в жизни человека».

                                                        Автор: ученица 8 класса Новикова Наталья

                                                                                                   

                                                        Научный руководитель:

                                                        учитель биологии и химии

                                                       Абдрахимова Ленара Герссовна

                                        

Москва, 2017


Содержание

Введение

Глава 1.Эволюция страха

  1. С чего все начиналось.
  2. Выживание и страх.
  3. Почему это перестало действовать?

Глава 2. На границе прошлого и будущего.

2.1.  Победить страхи, пришедшие из прошлого.

2.2.  Что говорит наука анатомия.

2.3.  Фобии человека, смотрим им в лицо.

Глава 3. Практическая часть

3.1.  Работа с психологом.

3.2.  Анкетирование учащихся

3.3. Арт-терапевтические занятия.

Заключение

Приложения

Использованные ресурсы при работе


Цель проекта: выявление доминирующих страхов человека, появляющихся в процессе развития и разработка эффективных рекомендаций борьбы с ними.

Задачи:

1. расширить знания о фобиях и их разновидностях;

2. выявить  значение страхов в процессе эволюции;

3. рассмотреть возрастную динамику страхов;

4. апробировать арт-терапевтический метод и подготовить рекомендации для учащихся в борьбе со страхами и фобиями.

Актуальность: проблема современности в том, что люди стали много обращать внимания на свои страхи, не замечая насколько они негативно воздействуют на их жизнь.

Гипотеза: помимо разрушительных функций страх может играть и положительную роль, как в жизни отдельного человека, так и общества.

Введение

«У страха глаза велики: чего нет, и то видят».  Кто не знает эту старую сказку, суть которой не устарела до сей поры.  Мы так часто приписываем событиям, которые происходят с нами то, что на самом деле не существует. У наших страхов так же, как и у нас есть желания. Когда эти желания не исполняются, страхи становятся тяжелее, темнее и больше.

Страх – это эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, его ценностям, идеалам и принципам.

Когда страхи принимают навязчивый характер и превращаются для человека в проблему, мешают его повседневной жизни, тогда они уже перерастают в фобии, которые необходимо лечить.

Первый вздох, первый крик, он рождается вместе с нами. Неотступно следует за нами всю жизнь. Страх отравляет существование, ограничивает свободу, разрушает тело и душу. И не будет преувеличением, если сказать, что каждый отдал бы многое, чтобы избавиться от этого чувства. Но разве такое возможно?

С незапамятных времен люди знали, что страх, как  и все в мире, имеет двойственную природу. Древние греки это выразили в мифе о боге Пане. От имени, которого и произошло слово паника. Пан родился с козлиной бородой, ногами и рогами. Кроме пугающей внешности он обладал особым даром, он мог испустить такой крик, что люди бежали в ужасе. Но, однажды Пан  направил этот дар во благо. Он внушил страх целому войску персов, напавших на греков, и обратил их в бегство. Эта история лишь миф, а что же происходит в реальности? Для того чтобы это понять я и решила исследовать причину возникновения страхов, а также их влияние на человека.

Так что есть страх, помощник или враг? Разрушитель или созидатель? Врожденное это чувство или приобретенное? В нашу жизнь вторгаются новые страхи, которые сто лет назад казались бы абсурдными. Аэрофобия- страх боязни высоты и полетов, номофобия- страх оказаться без телефона.

Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?…  Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся. А, есть ли лекарство от страха? И где его найти. Один человек обратился к горцу: Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому дереву, буквально трясусь от страха?
-Когда я иду по этому дереву на ту сторону, я иду за водой, без воды моя семья и я погибнем от жажды, а когда я возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу.
-Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?
-Только сильное желание и вера заставят тебя забыть, что ты идешь над пропастью.  Вера и наш организм сам способен принять решение, когда нам нужен страх, а когда нет. Из вышесказанного следует, что если у людей много страхов, то это негативно отражается на их здоровье: физическом и психологическом. Устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.
В последнее время многие часто говорят о своих страхах. Очень много выходит  фильмов ужасов, которые интересуют людей разных возрастов. Мне стало интересно, чего же больше всего они боятся. Поэтому у меня и возник интерес к изучению страхов.

Глава 1.Эволюция страха

1.1. С чего все начиналось. В процессе эволюции ощущению безопасности было придано особенно важно значение, вследствие этого мы испытываем страх чаще, чем это необходимо.

Человеческие страхи вырабатываются инстинктами, заложенные в «аппаратную схему» мозга. Страх – это генетический «ход конем», если можно так выразиться, ведь он позволил нам, как и многим другим животным, защищать себя от опасностей, о которых мы узнаем только после рождения, когда наша генетическая структура уже полностью сформировалась.  Шли годы, эволюция генов продолжалась. Сегодня мы обладаем рядом различных чувств, испытываемых в случае опасности. В случае нетипичной опасности мы ощущаем ужас. Наше «старое доброе» чувство страха появляется в тех опасных ситуациях, когда инстинкт заставляет нас спасаться бегством. В тех случаях, когда инстинкт заставляет нас оставаться на месте и сражаться, мы испытываем гнев.

1.2. Выживание и страх. Почему безопасность играла такую важную роль в эволюции? Дело в том, что безопасность является одним из самых главных условий воспроизводства организмов. Если мы в безопасности, то мы можем дожить до репродуктивного возраста; если безопасности нет, то мы такого шанса лишены. Для генетической эволюции безразлично качество нашей жизни, для нее важно только число потомков. В доисторические времена наиболее эффективным способом выживания были «хорошие отношения» с двумя явлениями: пищей и опасностью. Та часть нашего мозга, которая в процессе эволюции позволяла нам всегда быть настороже, оказывала нам неоценимую помощь в те дни, когда нашей жизни каждый день грозили многочисленные опасности. Во многих мифах и религиях содержится угроза различных наказаний, которые Бог или Боги могут обрушить на грешника в случае совершения тех или иных запрещенных действия. Отчего это произошло? Дело в том, что те мемы, которые сообщают об опасности, притягивают наше внимание в первую очередь. Как только люди овладели способностью передавать словами информацию, «схема» нашего мозга получила способность увеличивать значение потенциальной угрозы, придавая ей больший вес, чем всему остальному.

Эволюция мемов началась в тот момент, когда человек впервые предупредил другого об опасности. И сегодня, когда нам удалось справиться с большей частью угроз для нашего существования, наша жизнь по-прежнему заполнена мемами угрозы. Чем серьезнее угроза, о которой они предупреждают, тем сильнее они приковывают наше внимание.

                1.3. Почему это перестало действовать.

Как же случилось, что страх — это прекрасная, сложная и адаптивная реакция на опасность — стал столь непосильной ношей в современной жизни? Почему многие люди должны проходить специальные курсы лечения, читать книги, посвященные самосовершенствованию, и что самое грустное — почему многие живут в отчаянии из-за того, что их жизнь переполнена ненужными страхами? Почему реакция на опасность, которая так хорошо служила нам на протяжении всей генетической эволюции, внезапно повернулась против нас и стала главным препятствием, мешающим нам реализовать свой жизненный потенциал?

Главную роль в нашей жизни сегодня играют наша работа, наше общество, наши идеи, тогда как львы, тигры и медведи ушли в прошлое. Однако неудачу в культурной сфере люди воспринимают так, как будто это была физическая катастрофа и их только что съели! Наши инстинктивные реакции и эмоции, которыми снабдила нас эволюция, явно не подходят для тех, кто заинтересован в чем-то большем, чем простое выживание. Наша сегодняшняя среда жизни во многом является изобретением нашего сознания

Как известно, если человек попадает в экстремальную ситуацию, то его первыми врагами по выживанию становятся страх и растерянность. Поэтому, преодоление этих нехороших эмоций – первое, что должен сделать путешественник, оказавшись один на один с природной стихией.

Обязательными условиями благополучного выживания можно назвать такие индивидуальные качества, как сила воли, настойчивость в достижении цели и грамотные действия. В противном случае, страх и паника существенно снизят шансы на спасение.

Глава 2. На границе прошлого и будущего.

2.1. Победить страхи, пришедшие из прошлого. Страх - защитная функция разума. Для собственного спокойствия разум даже убьет тебя страхом. Правда в критических ситуациях разум, следовательно, и страх отключается, зато потом норовит наказать тебя за своеволие...

Страх сопутствовал человечеству на протяжении всей истории, начиная с первобытных времен. Все фобии человека имеют свое начало далеко позади цивилизации. Представьте, что испытывал первобытный человек, ожидая наступления темноты в недрах пещеры. Все дикие звери отлично ориентировались в темноте. Чего не скажешь о человеке. Так и осталась на века в подсознании фобия – боязнь темноты. Борьба со страхом ставится в ряд основных задач психофармакологии и психотерапии. Страх мотивирует к действиям и мобилизует психические силы человека или животного перед лицом опасности. Вызывает следующие стереотипы поведения: бегство, оцепенение или нападение. Животные испытывают страх, когда они какими- то органами чувств почувствовали опасность извне. Сенека по этому поводу сетовал, что лишь «звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха». Человек же, помимо страха перед реальной опасностью, склонен бояться того, чего нет, но оно может случиться в будущем. Откуда берется страх?

Всю сознательную жизнь нас только и делают, что пугают. Родители, учителя, начальники, журналисты, глянцевые журналы и даже религия – все пытаются управлять нашим поведением, внушая нам страх. Реклама заставляет нас что-то покупать, пугая всевозможными неприятностями. Ведь если вы не потратите деньги на чудодейственный продукт, то ваш ожидает кариес, перхоть, морщины, одиночество и т.п. Большинство из нас получили в детстве послания, что мы недостаточно хороши. Это рождает страх быть отвергнутым, непонятым, нелюбимым.

Мы рождаемся лишь с двумя страхами: боязнью падения и громких звуков. Все остальное – творение нашего ума. Но если наш разум порождает страх, разум и поможет от этого избавиться.

Как справляться со страхами

Сформированные реакции страха очень стойкие, даже если человек прекрасно понимает, что страх его иррационален и бессмысленнен. Но для человека, который принял решение, нет ничего невозможного. 

• Станьте сторонним наблюдателем 

Воспринимайте ситуацию отстраненно, не вовлекайтесь в нее полностью. Будучи полностью эмоционально вовлеченными в затруднительную ситуацию, вы не сможете принимать верные решения. Вспомните, когда вы смотрите фильм ужасов, вы воспринимаете происходящее на экране отстраненно. Так и в жизненной ситуации попробуйте смотреть на все со стороны. В таких случаях еще очень помогает юмор. Ведь большинство людей воспринимают жизнь с излишней серьезностью. 

• Возьмите под контроль свое мышление 

Чтобы избавиться от страха, надо постараться не думать о возможных неприятностях, не вспоминать, не анализировать. Переключите свою мысль на что-то другое. Обычно человек зацикливается на своем страхе, и поэтому не может от него избавиться, поскольку это еще больше разгоняет механизм страха.

• Будьте здесь и сейчас 

Для начала отвлекитесь от собственной персоны, перестаньте прокручивать у себя в голове собственные проблемы. Обратите внимание на других людей. Займите себя чем-нибудь. Мы слишком много думаем, а наше тело не занято. Постоянные размышления генерируют страх. Ведите более активную жизнь, совершайте пешие прогулки, займитесь физическими упражнениями – займите свое тело.

Мы ежедневно беспокоимся о самых разных вещах. Но все сводится к одному: мы не живем в настоящем времени. Вы можете тревожиться только при условии, если вы сосредоточены либо на прошлом, либо на будущем. Если вы живете настоящим, то беспокоиться нет причин. Разум не способен обрабатывать две порции информации одновременно. Самый лучший способ преодолеть страх – жить настоящим моментом. То есть, если вы заняты каким-то делом, то полностью погрузитесь в него, тогда тревогам не останется места в вашей голове.

• Смените пластинку 

Зацикливаясь на неудачах и негативе, вы сами толкаете себя к провалу. Вы репетируете свои неудачи. Вы придумываете себе тысячу причин для своего провала, вы говорите другим, что у вас ничего не получится.

• Рисуйте 

Еще метод, который очень хорошо подходит для работы с детьми, но не только. Как только человек увидит свой страх со стороны, он перестанет бояться. Возьмите лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски. Нарисуйте свой страх! Как он выглядит? Какого он размера? Формы? Цвета? Какой он на ощупь? Дайте ему какое-нибудь смешное имя. Поговорите с ним! Уверяю вас, при желании, вы сможете с ним подружиться и даже использовать его себе во благо. 

• Учитесь смотреть неудаче в лицо 

Начиная какое-нибудь дело, вы должны быть готовы к возможной неудаче. Не следует ожидать неудачу, тем самым вы притягиваете ее к себе. Но человек, готовый к неудаче, обладает уверенностью, которая позволяет ему справляться с самыми сложными ситуациями.

2.2. Что говорит наука анатомия.

Что происходит в момент, когда мы испытываем страх? Когда происходит угроза, повышается активность нейронов в миндалинах головного мозга. Это тревога. В ответ организм моментально реагирует. Учащается сердцебиение, мы ощущаем, как сердце выскакивает из груди. Расширяются зрачки, как тут не вспомнить, что у страха глаза велики. Затем снижается активность пищеварительных желез. Мы чувствуем, как от страха пересыхает во рту. И это то, что испытывает каждый из нас. Казалось бы, симптомы страха у всех одинаковы. Но уже на первой минуте можно увидеть, как по-разному ведут себя люди в критической ситуации. Одни держатся внешне ровно, другие могут быть явно напуганными. А кто-то может пребывать в состоянии близком натуральной паники. Так почему же люди реагируют по-разному? Во время опасности надпочечники выбрасывают в кровь два основных гормонов стресса – адреналин и норадреналин. Первым называют гормоном тревоги или гормоном «кролика». Именно этот гормон в избытке вырабатывается у самых трусливых животных. Адреналин расширяет сосуды головного мозга, но при этом сужает сосуды кожи. Отсюда и возникло выражение «лицо стало серым от страха». Учащается пульс, дыхание, нарастает мышечное напряжение. Люди, у которых в момент стресса преобладает гормон «кролика», как правило, теряются, страх парализует их, и они покорно ожидают своей участи, что часто нередко заканчивается трагедией. Норадреналин напротив, называют гормоном отваги или гормоном «льва». Он преимущественно вырабатывается в надпочечниках хищников и практически отсутствует у их потенциальных жертв. Этот гормон расширяет кровеносные сосуды, соответственно лицо при этом заливается краской. Преобладание норадреналина в крови характеризует стабильность нервной системы к стрессам, определяет умственную и физическую устойчивость организма. Люди норадреналинового типа быстро мобилизуются в опасных ситуациях и легко их преодолевают, совершая при этом действия, которые порой выходят за рамки человеческих возможностей.

2012 год Мичиган, дед и внук в гараже чинят старую машину. Неожиданно машина, установленная на бетонных блоках, соскакивает и придавливает пенсионера. Подросток бросается деду на помощь и происходит невероятное, мальчик приподнимает девятисот килограммовую машину и спасает старика. Невозможно объяснить, как щуплый ребенок смог оторвать от земли вес в двадцать раз превышающий его собственный. Благо страха в том, что он заставляет нас искать новые ресурсы внутри нас. Никому из специалистов не удалось раскрыть загадку, как возникает страх. В какой момент он поселяется в нас. Врожденное это чувство или приобретенное с годами?

Представьте, как вы сидите в кинотеатре, за просмотром фильма ужасов. Этот жанр, по статистике самый востребованный. Почему? Человек по своей природе очень любопытное существо, но в то же время очень боязливое. И что делает кино, с одной стороны ему любопытно, что чувствует человек в тонущем Титанике, в застрявшем лифте, но в реальности он это категорически делать отказывается. Во время просмотра комедии у большинства людей вырабатываются гормоны сератонин и эндорфин. Эти гормоны еще называют гормонами хорошего настроения. Можно сказать, что такой фильм людям нравится. А что происходит за просмотром фильма ужасов? Уровень гормонов радости и удовольствия в таком случае резко падает. Так в чем же дело? Ради чего мы смотрим все эти кошмары, если они не приносят нам удовольствия. Ответ прост, организм выбрасывает адреналин, и сердечнососудистая система все это нам компенсирует. Человек начинает чувствовать себя лучше. Это вроде так называемого кайфа. Уровень гормонов повышается примерно в три раза. Эти гормоны как внутренние наркотики. Человек после просмотра триллера находится практически на пике счастья. Это служит биологической компенсацией за пережитый ужас. И в этом опять проявляется двойственная природа страха. Для одних он источник наслаждения, для других – гибель. Главное проследить, когда страх превращается в болезненное состояние и  понять, что страх становится опасным.

2.3. Фобии человека, смотрим им в лицо.        

Вместе научно-техническим прогрессом в наш мир пришли новые страхи, которые еще сто лет назад казались бы абсурдными. Аэрофобия- боязнь самолетов и полетов, номофобия- страх остаться без мобильного телефона, а с открытием бактерий и вирусов появилась мизофобия- боязнь инфекций. Если страх логически обоснован, то фобия иррациональна, она ничем не подкреплена. Страх сама по себе функция полезная, а иррациональный страх, необоснованный, навязчивый – это сбой в организме. Если человек теряет критическое отношение к происходящему и начинает верить в реальность выдуманных страхов, то это состояние медленно и верно перерастает в болезнь и может закончиться плачевно.

Каждый, даже самый бесстрашный герой, чего - то в жизни боится. Наука утверждает, чтоб победить страх, нужно посмотреть ему в глаза. Фобии у человека бывают разные. Кто – то боится насекомых, кто – то высоты, тёщи с топором или людей в белых халатах. Излечить фобии могут помочь специалисты. Но самый первый, трудный и главный шаг мы можем сделать сами. Посмотрим страху в глаза. Не стоит надсмехаться над страхами взрослого человека. Фобии очень распространены среди населения. Современный ритм жизни предполагает устойчивую психику и быстрое приспособление к любой ситуации.

Не стесняйтесь посещать психологов и психотерапевтов. Только так можно справиться с современными фобиями. Давайте посмотрим своим страхам в лицо и с Любовью их отпустим! Как часто страх сковывает нас, заставляет сжаться все тело, при этом невозможно больше ни о чем думать, на сопротивление страху уходит такое количество энергии, что ее больше не остается ни для чего! 
Как же разобраться со своими страхами, как взглянуть им в лицо? 
Самый действенный способ для этого – при первых же появлениях страха не отворачиваться от него, не стараться заглушить его любым способом, а спокойно позволить ему быть. Позволить себе пребывать в состоянии страха, прочувствовать, какой он, этот страх? В какой части тела он возникает? Какие при этом есть ощущения и эмоции? Какие слова приходят на ум? И все это подробно описать. Очень просто, никто не требует от вас быть писателем – просто сядьте и напишите – «Сейчас я чувствую страх. Он возник после того, как случилась такая ситуация» - опишите эту ситуацию, опишите, какие чувства у вас возникали, что вы сказали, а что вам хотелось сказать, какие мысли остались невысказанными. Опишите, в какой части тела вы чувствуете страх, как он выглядит, какая у него форма, цвет, текстура? На что это похоже? Если вам приходят такие сравнения, если нет, то напишите то, что есть у вас написать по этому поводу. 
Если вы раньше таким не занимались, то, конечно, лучше всего прибегнуть к помощи специалиста – другой человек, опытный в этом вопросе, возможно намного быстрее поможет вам понять природу вашего страха и его послание для вас! 

Глава 3. Практическая часть

3.1.  Работа с психологом.

На основании обработанной информации по данной теме, была проведена консультация со школьным психологом. С учетом психологических особенностей была составлена анкета на выявление доминирующих страхов у учащихся нашей школы. В исследовании приняло 46 учащихся  среди 4-11 классов.

Все перечисленные в методике страхи можно разделить на несколько групп:

- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

- страх смерти (своей);

-боязнь животных;

-страхи сказочных персонажей;

- страх темноты и кошмарных снов;

- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

В результате исследования были получены следующие результаты:

В младшем звене 11% - низкий уровень страхов, 78 % -  средний уровень,  11%-  высокий уровень.

В среднем звене 58% низкий уровень страхов, 42% - средний уровень.

В старшем звене  25% низкий уровень, 75%- средний уровень.

Характеристика распространенных видов фобий у учащихся нашей школы.

  1. Панфобия - боязнь действий и событий, всяких изменений внутренней и внешней среды, сопровождающаяся беспокойством и дискомфортом. Считается скорее формой постоянной тревоги.
  2. Страх зависимости - страх нехватки или отсутствия предмета зависимости (еды, денег, человека)
  3. Социальные - боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц: боязнь взглядов прохожих на улице, боязнь находиться в обществе, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.
  4. Мистические-  страх перед чем-то неизвестным ,страх темноты, боязнь оставаться одному дома
  5. Танатофобия - страх смерти, один из самых распространенных в современном мире.

Распределение видов фобий по иерархии

Младшее звено

  1. Панфобия, Танатофобия  
  2. Страх зависимости 
  3. Социальные

Среднее звено

  1. Социальные
  2. Панфобии
  3. Танатофобия

Старшее звено

  1. Панфобии
  2. Социальные
  3. Все остальные распределились равномерно.

Никто не боится зубного врача, это радует

Анализ результатов показывает, что  в младшем возрасте дети еще социально не адаптированы, им сложно реагировать, не беспокоясь на изменения, происходящие вокруг них. Они привязаны к родным и ощущению спокойствия. Страх боли вызывает неприятные чувства. В среднем возрасте социальные страхи выходят на первое место. Это характерно для подростков, все, что связано с людьми, проблемами болезненно воспринимается. Появляются мистические страхи, дети плохо спят, им снятся кошмары, возможно перед сном они много смотрят фильмов, которые отрицательно воздействуют на психику. Страхи за болезнь и смерть родственников тоже беспокоит. В старшем звене учащиеся беспокоятся уже за свое будущее, появляется постоянная тревога. Если дети и боятся чего-то, то это не выражено так ярко, как в младшем возрасте. Мне кажется, что моя гипотеза верна и большинство из страхов играет положительную роль, как в жизни отдельного человека, так и общества. Главное, нужно помнить, чтобы страх не превратился в болезнь, загляните в себя, ведь лекарство внутри нас самих и только от нас зависит, кто станет победителем в этой войне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире нет человека без страха. У каждого он есть. И бороться с ним надо тогда, когда он даёт о себе знать. Человек может проиграть, может даже погибнуть, но в его сознании до самого последнего вздоха не должно быть, ни одной мысли об этом.

В работе над данной темой была изучена литература о возникновении страхов, их видах, признаках и возможностях их устранения. Была освоена методика по их выявлению. Проведён опрос, с помощью которого мы исследовали проявление у учащихся разных видов страхов. По его результатам выявленные страхи учащихся сравнили с возрастными нормами.

Данная работа позволила увидеть существующие проблемы у учащихся начальных классов. Это устойчивые страхи, с которыми не могут они самостоятельно справиться. Эти страхи сохраняются длительное время, вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Преодолеть их учащиеся смогут только с помощью взрослых: родителей, психологов и учителей. Поэтому в будущем я продолжу работу над данной темой о влиянии страхов уже на обучение учащихся.

Мне кажется, что моя гипотеза верна и большинство из страхов играет положительную роль, как в жизни отдельного человека, так и общества. Главное, нужно помнить, чтобы страх не превратился в болезнь, загляните в себя, ведь лекарство внутри нас самих и только от нас зависит, кто станет победителем в этой войне.

Родители и учителя должны знать о страхах детей, поэтому необходимо их познакомить с результатами данного исследования, чтобы они создали условия в школе и дома для снижения внутреннего напряжения у учащихся, испытывающих различные страхи. Учащиеся могут научиться преодолевать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно. После проведенного анкетирования я, вместе с учителем по биологии, провела арт-терапевтическое занятие с целью преодоления негативных переживаний и эмоций. Учащиеся рисовали свои страхи, а также лепили их из пластилина. Данные упражнения помогают работать со страхами символично. В ходе творческой деятельности у детей пропадает негативное отношению к страхам, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, создает эмоциональное переключение (смешно, а не страшно), освобождению от неприятных эмоций.

Так есть лекарство от страха? И где найти? Загляните в себя, лекарство внутри нас самих и наш организм сам способен принять решение, когда нам нужен страх, а когда нет. Борясь со страхом, мы боремся с самим собой. И только от нас зависит, кто станет победителем в этой войне.

Ресурсы, источники информации

  1. Фильм « Территория страха»
  2. Интернет – ресурсы
  1. http://kurspresent.ru/page/3d-figures33 
  2. http://www.bienhealth.com/articles/phobia_list/ 
  3. http://lawofattraction.ru/publ/davajte_posmotrim_svoim_strakham_v_lico_i_s_ljubovju_ikh_otpustim/2-1-0-411 
  4. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1713076-mozhet-li-strah-byt-poleznym.html 
  5. http://go.mail.ru/search_images?fr=amigo&gp=789204&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B8&frm=web 
  1. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 288 с.
  2. Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания челове-ка: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1997.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  5. Мэй Р. Смысл тревоги.– М.,Институт общегуманитарных исследований, 2011 – 401 с.

Приложение 1.

Анкета

Ваш возраст_______

Уважаемый участник опроса! Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления страхов и способов борьбы с ними. Анкетирование анонимно.
Если вы согласитесь с утверждением полностью, на 100%, поставьте в левом столбце напротив него 2 балла. Если согласны наполовину – ставьте 1 балл.  Если не согласны  или к вам утверждение не относится – ставьте 0.

Возможно, у вас есть и страхи, не охватываемые этим текстом. Приплюсуйте себе за них баллы сами, если хотите.

Заранее благодарим Вас за участие!

Утверждения

Баллы

2

1

0

1

Думаю о том, что с моими родственниками может что-то случиться

2

Мне случалось опасаться своего начальника, или учителя, собственных родителей, милиционера – короче, кого-то вышестоящего

3

Бывает, что я беспокоюсь о своём здоровье

4

Боюсь заболеть раком, СПИДом, инфарктом, инсультом, чем-то ещё 

5

У меня бывают дурные сны либо кошмары

6

Мне не комфортно общение с представителями противоположного пола.

7

Лучше не рисковать попусту

8

Большая часть людей не заслуживает доверия

9

Некоторые люди на меня давят так, что я ничего не могу сделать

10

Любой человек волнуется перед экзаменами, публичными выступлениями, важными встречами, даже если этого не показывает

11

Смерти боятся все

12

Сойти с ума – вполне реально

13

В самолетах, машине и даже в лифте всегда может случиться авария

14

В темноте много опасностей 

15

Некоторые животные (пауки, змеи, тараканы, собаки, кошки…) вызывают у меня испуг или отвращение

16

Боюсь разлук с близкими, любимыми, даже недолгих

17

К сожалению, бывает так, что тебе грубят, а ответить нельзя

18

Кровь, открытые раны – это отвратительно

19

К зубному врачу лучше не попадать

20

Плохо оказаться там, откуда нельзя вызвать «Скорую помощь»

21

Когда спишь, лучше бы в доме кто-то был

22

Если со мной случается что-то плохое, я потом стараюсь избегать похожих ситуаций и людей

23

Стараюсь, чтобы у меня всегда был запас «на чёрный день»

24

Страшно остаться «на мели»

25

Плохо переношу, когда что-то кончается (деньги например)

26

Любой нормальный человек боится грозы, урагана, землетрясения, войны, пожара 

27

На самом деле все боятся колдовства, порчи, сглаза, нечистой силы, гипноза

28

Ужасно, когда над тобой смеются 

29

Предпочитаю общаться только с хорошо знакомыми и близкими людьми.

30

Мой дом – моя крепость

31

Мне кажется, большинству окружающих я не нравлюсь

32

Всегда важно, что о тебе подумают люди

33

Мне не нравится, когда на меня пристально смотрят

Итого баллов -

2

1

0

Приложение 2.

КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ

Каждому человеку, независимо от возраста, важно уметь преодолеть свой страх, фобии, которые сформировались в разные периоды жизни, в противном случае невозможно чего-то достичь в своей жизни. Человек будет бояться общественного мнения, начальства, своей несостоятельности – умственной или физической, возможностей, препятствий и так далее, и будет жить, каждый день мучаясь от того, что не в силах что-то изменить. На самом деле, изменить можно все, так как каждый из нас – хозяин своей жизни и сам решает, что ему выбирать и как действовать.

Способы, которые помогут справиться со своими страхами:

  1. Взять тайм-аут. Человеку, находящемуся под влиянием страха или беспокойства, сложно ясно мыслить. Биение сердце, потливость ладоней и дрожь по телу являются результатом адреналина. Поэтому, необходимо взять тайм-аут, чтобы можно было физически успокоиться. Помогает расслабиться 15 минутная прогулка пешком, чашечка чая или принятие горячей ванны. Лишь после полного физического успокоения и чувства облегчения можно принимать решения или что-то делать.
  2. Поговорить о страхах. Обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха. Если трудно поговорить с другом или членом семьи, можно позвонить в телефон доверия или обратитесь к специалисту.
  3. Здоровый образ жизни, медитация. Направлены на освобождение, выброс застоявшейся в нашем теле энергетики.
  4. Разозлиться на страх. Если человек панически боится какой-то ситуации, например, похода к стоматологу, достаточно разозлиться на того стоматолога по вине которого впервые возникло чувство страха перед лечением зубов.
  5. Смеяться. Любой страх боится смеха. Смех полностью уничтожает страх. Необходимо смеяться, когда думаешь о страхе. Как только найдется причина посмеяться, страх исчезнет.
  6. Поговорить с самим собой. Разговор с собой полезен так как он переводит во внешний план внутренние, часто запутанные переживания - он их распутывает, выстраивает в стройную цепочку причинно-следственные связи, объясняет себе то, что произошло, и в каком положении вы оказались. Такой размеренный разговор с самим собой успокаивает, нормализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, человек обращается к памяти детства - ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

разработка урока по обществознанию в 5 классе «Образование в жизни человека»

5 класс. Цель: определяют мотивацию обучения детей в школе, давать понятие термину «образование», выявляют признаки различных ступеней обучения и умеют их последовательно расположить....

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"

Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...

Методическая разработка проекта по физической культуре "Роль спорта в жизни ребенка"

На мой взгляд, спорт играет большую роль в жизни детей. Он укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Кроме того, мне кажется, занятия спортом п...

Научно-исследовательский проект на тему: "Исследование роли лекарственных растений в жизни человека"

Проект на тему: "Исследование роли лекарственных растений в жизни человеека"https://www.mindomo.com/ru/mindmap/a92113522f974e89943d47815b573032...

Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"

исследование  и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания  книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...