разработка урока по обществознанию в 5 классе «Образование в жизни человека»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Сильченко Татьяна Викторовна

5 класс. Цель: определяют мотивацию обучения детей в школе, давать понятие термину «образование», выявляют признаки различных ступеней обучения и умеют их последовательно расположить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -model_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока

по обществознанию

на тему «Образование в жизни человека»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы и формы обучения:

Применяемые педагогические технологии: технология проблемного изложения с элементами критического мышления.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Задачи урока:

Предметные: определяют мотивацию обучения детей в школе, давать понятие термину «образование», выявляют признаки различных ступеней обучения и умеют их последовательно расположить.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; развивают  умение сотрудничать в поиске и сборе информации, учатся правильно формулировать и выражать свои мысли.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки.

Образовательная среда урока:: презентация «Профессия ученик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/576984/ 

Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012;

рабочие тетради;

проектор.

Памятки «Учись учиться» (есть в электронной версии учебника).

«Дерево творчества» для оценивания полученных знаний.


Организационная структура урока.

Этапы урока

Время(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

I. Орг. момент.

1

Эмоциональное вхождение в урок. Прослушивание муз. произведения «Учат в школе»

Организует прослушивание муз. Произведения «Учат в школе»

Настраиваются на рабочий лад.

Фронтальная

II.Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит учащихся к постановке главного проблемного вопроса:

Ребята послушайте слова тюркского поэта и философа Алишера Навои (XVI в.): «Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался».

- Как вы понимаете эти слова?

- Так для кого ж нужны все те науки, которые вы изучаете?

- Нарисуйте весы: на одно чаше вы, а на другой общество (родители, учителя и т. д.). Над весами запишите главный вопрос, на который мы должны сегодня ответить: «Для кого я учусь – для себя или для общества?»

- А для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны построить план своих действий.

Организует формулировку темы и постановку цели урока при помощи метода «Домысливание»:

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

Слушают, отвечают на вопросы, рисуют весы, выводят главный вопрос. Обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

III.Актуализация знаний

6

Беседа

Зачитывает текст с ошибками: «Что такое школа?»:

- Как-то пятикласснику Васе приснился сон. Попал он в страну «Всенаоборот»…

Внимательно слушают. Находят ошибки в тексте, аргументировано их исправляют. Приводят примеры из личной жизни.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

16

1.Презентация «Профессия - ученик»

2.Работа в группах «Школа вчера, сегодня, завтра».

3.Работа с текстом учебника и схемой, с. 50-51

4.Задание в рабочей тетради, №2, с. 29

5.Физминутка

6.Работа с текстом учебника стр. 54 «Жил на свете человек» в группах. Диспут.

7. Работа по памяткам «Учись учиться»

1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

2.Делит класс на три группы:

Первая группа: написать рассказ из 5 предложений о том, какая школа была в Московской Руси по картине Кустодиева, стр.53

Вторая группа пишет рассказ из 5 предложений о том, какова школа в наше время.

Третья группа пишет рассказ из 5 предложений на тему:«Школа будущего». По окончании задания (5 мин) проводит проверку выполнения.

3.Организует прочтение текста и работу по анализу схемы:

- Опираясь на схему (с. 50), назовите три ступени школьного образования.

- Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли.

- На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?

- Какие ступени у вас впереди?

- Рассмотрите схему на с. 51. Какое образование можно получить после окончания школы?

- Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат?

4.Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях

5.Организует физминутку:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать

6.Организует работу в группах.

Делит класс на две группы:

Первая группа: сторонники мнения, что образование нужно для самого себя.

Вторая группа: сторонники мнения, что их образование полезно обществу.

- Опираясь на текст из рубрики «Жил на свете человек»(Николай Иванович Пирогов), докажите правильность своей точки зрения.

 7. Раздаёт памятки. Организует работу по ним:

- Ребята, давайте внимательно прочитаем памятки. Эти памятки помогут вам при выполнении домашнего задания.

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Делятся на группы, выполняют задания, по окончании делегаты зачитывают свои рассказы, находят общее и различия.

3.Анализируют схемы, отвечают на вопросы.

4.Самостоятельно выполняют задания.

5.Выполняют упражнения на местах, согласно физминутке

6.Делятся на группы. Читают текст и на его основе доказывают правильность своей точки зрения, с последующим диспутом делегатов.

7. Дети «по цепочке» зачитывают пункты памятки, обсуждают их и приводят примеры, как они выполняют домашнее задание.

1.Индивидуальная

2.Групповая

3.Фронтальная

4.Индивидуальная

6.Групповая

7.Фронтальная

Личностные:

оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные:

распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулирую свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество.

3.Устные ответы.

4.Задания в рабочей тетради.

6.Устные ответы.

7.Устные ответы.

V.Первичное  осмысление и закрепление изученного.

4

Объяснить выражения:

«Учиться одно – научиться другое»

«Оценки за твою учебу тебе будет ставить сама жизнь»

Организует дискуссионную беседу.

Участвуют в дискуссии, аргументировано приводят свои доводы.

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Устные ответы.

VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

Задания базового и повышенного уровня.

Базовый уровень: задание по картинкам в учебнике с. 56-57.

Повышенный уровень:

Выполнить проект «Наш класс» (презентация или плакат-постер)

Выдает домашнее задание, инструктирует по его выполнению.

Записывают дом. задание в тетрадь.

Индивидуальная

V.Итоги урока. Рефлексия.

5

Обобщение полученных на уроке сведений.

Организует работу по подведению итогов урока:

-Ребята, давайте вернемся к нашим весам, которые мы рисовали в начале урока и подумаем, какая чаша весов окажется тяжелее, или они останутся на одном уровне? Или для каждого человека существует своя мера?

Зарисуйте «свои весы», такими, какими вы их видите.

Предлагает оценить уровень знаний, полученных на уроке при помощи метода «Дерево творчества»:

Дети рисуют на дереве листья, цветы, плоды:

-плоды (урок прошел полезно, плодотворно)

-цветок (довольно неплохо)

-зеленый цветок (не совсем удовлетворен днем)

-желтый листик (урок прошел зря, неудовлетворенность)

Аргументировано отвечают на вопросы. Рисуют в тетради «свои весы».

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают уровень своих знаний.

Индивидуальная

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Презентация в уроку подготовлена по программе Боголюбова "Обществознание" 5 класс...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...

Презентация к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"

Презентация к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...

Урок обществознания в 5 классе "Образование в жизни человека"

Технологическая карта к уроку обществознания "Образование в жизни человека" в 5 классе...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...