методическая разработка урока по теме "Класс Паукообразные, общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Урок разработан  по модульной технологии. содержит технологическую карту и модуль с ответам для оргаизации само - и взаимопроверки  результатов обучения учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_po_teme.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок по теме «Класс Паукообразные, общая характеристика»

    Дидактическая цель: в результате  овладения  содержанием этих  модулей  учащиеся научатся выявлять особенности  строения  и  жизнедеятельности  Паукообразных разных систематических  групп,  определять принадлежность живых организмов к данному классу;  научатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и других источников информации.

Интегрирующая  цель  1  модуля  – «Класс  Паукообразные, общая характеристика»: в  результате  работы  обучающиеся     познакомятся  с  общей  характеристикой  паукообразных;  выявят  черты  организации  паукообразных, позволяющие  им  освоить  основные  среды  обитания.

Интегрирующая  цель  2  модуля - «Многообразие паукообразных и их экологическая и практическая роль »: в  результате  работы  обучающиеся    должны  познакомиться  с   многообразием  млекопитающих;   изучить  экологические  группы  млекопитающих  по  местам  их  обитания.  

Тип  урока: урок  открытия новых знаний.

Формы  организации  познавательной  деятельности: используется  блочно-модульная  технология  обучения (работа  по  готовому  модулю  индивидуальная, групповая  работа).

Оборудование: распечатанный  учебный  материал  с  указанием  номера  учебного  элемента, заданий, рекомендации  по  выполнению  заданий  (модуль  1, модуль  2), мультимедийные  презентации, таблицы, рисунки, фотографии,

Базовые  знания:  классификация  животных, основные  систематические  группы, особенности  строения  и  жизнедеятельности  паукообразных , многообразие  животного  мира.

Основные  понятия  и  термины: Класс Паукообразные, хелицеры, педипальпы, головогрудь, брюшко, внеполостное пищеварение, паутинные железы, паутина, кокон, экологические  группы  паукообразных и их роль.

Методические  рекомендации  и  задачи  урока:

  1. Развиваем  умение  учащихся  работать  по  алгоритму  учебного  модуля; работе  с  текстом  учебника; работе  групповой  и  индивидуальной.
  2. Закладываем  основы  для  дальнейшего  развития  общебиологических  понятий.
  3. Развиваем  интерес  учащихся  к  самостоятельной  деятельности, предложив  им  оценить  свою  работу  по  шкале  баллов, полученных  за  выполнение   разных  заданий  учебного  модуля.

Формы  организации  познавательной  деятельности: индивидуальная  и  групповая  работа  по  алгоритму  учебных  модулей.

Приёмы  организации  учебной  деятельности  учителя: организация  проверки  заданий  учебных  элементов, беседа, работа  с  учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.

Организация  деятельности  учащегося: самостоятельная  работа.

Развитие  умений  учащихся: развиваем  умение  самостоятельной  работы  с  текстом  учебника, учебным  модулем; умение  оценивать  свою  работу.

Модуль  1 -  «Класс Паукообразные, общая характеристика»

№ учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ -0

Интегрирующая  цель: в результате овладения содержанием модуля вы узнаете признаки класса и основных отрядов паукообразные; продолжите развивать навыки самостоятельной работы; научитесь подсчитывать количество баллов.

Прочитайте  цели  урока

Обсуждение вместе с учителем

УЭ -1

Цель: определить  исходный  уровень  знаний («входной  контроль  знаний»)

Выполните  тестовые  задания своего варианта, Внимательно  читайте задания.

ВАРИАНТ 1

Тип Членистоногие., Класс Ракообразные         

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А 1.   Тело членистоногих животных состоит из

1)   двух слоев клеток            2)   туловища и ноги

3)   туловища и раковины     4)   головогруди, брюшка

А 2.   Орган передвижения ракообразных животных представляет собой

1)   ногу                                2)   щетинки

3)   членистые конечности   4)   ложноножки

А3.  Органом зрения речного рака служат

1)   светочувствительные глазки     2)   пигментные пятна

3)   простые глаза                            4)   сложные глаза

А 4.    Выделительная система речного рака представлена

1) выделительными трубочками      2) зелеными железами

3) покровами тела                              4) почками

Часть Б.    Выберите три верных утверждения. Представителями ракообразных животных являются

         1)   коралловый полип      2)   краб     3)   дафния

         4)   слизень                       5)   омар     6)   осьминог

Часть С.    Развернутый ответ (несколько элементов).

  Почему раки линяют? Поясните свой ответ, приведите не менее трех причин

ВАРИАНТ 2

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные        

Часть А. В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1.    Тело членистоногих животных покрывает

1)  кожа                  2)   хитин

3)  раковина           4)   кожно-мускульный мешок

А2.    Ходильные ноги речного рака расположены на

1)  груди                 2) голове

3) брюшке              4) хвосте

АЗ.   Кровеносная система у раков

1)  отсутствует      2)  замкнутая

3)   незамкнутая    4)   состоит из двух кругов

А 4.   Органом дыхания у речного рака служит

1)   поверхность кожи         3) жабры

2)  легкие                           4) плавательный пузырь

Часть Б. Выберите три верных утверждения. Роль ракообразных животных в природе

      1)  являются пищей для рыб           2)  образование коралловых рифов

      3)  улучшение состава почвы         4)  среда обитания паразитов

      5)  санитары водоемов                    6)  фильтраторы воды

Часть С.   Развернутый ответ (несколько элементов).

Перечислите, чем представлены органы чувств ракообразных животных.

 После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем. За  каждый  правильный  ответ  начисляется  один  балл.

Индивидуально

После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем.

За  каждый  правильный  ответ  начисляется  один  балл.

 Работайте в тетради

УЭ – 2

Тему урока я вам загадаю загадками. Ваша задача постараться отгадать о каком существе идет речь и свои предположения записать  в тетрадь.

  1. Ученые утверждают, что это очень древние обитатели нашей планеты. Найдены останки этих существ, которым более 100 млн. лет.
  2. У многих людей они вызывают страх. Про них сложено множество мифов, легенд, сказок, где они наделены необыкновенной силой. На самом деле они большие труженики и искусные мастера.
  3. .  Вот их фотографии

…..догадались. Речь идет о …..пауках.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и запишите ее в своих дату и тему в рабочих тетрадях

- Как называется наука о пауках?

 Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных. В дословном переводе  это кривоножка и криворучка. Слайд 1 

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд. (Легенда выведена на компьютере.)

    В древнейшие годы Арахна жила.

Из тоненьких нитей полотна ткала.

И возгордилась своими трудами,

Твердо решив состязаться с богами

С богиней Афиной спор завела,

Что лучше ее полотна плела!

Решила Афина выткать людей.

Арахна сплела море божьих страстей!   Слайд 2

Работа Арахны прекрасней была.

Богиня со злости ее порвала! Арахну она в паука превратила, Чтоб вечно ткачиха плела паутину,

Чтоб люди труды ее вечно срывали,

Паучьи глаза ее, чтобы пугали…

Столетья прошли, но Арахна живет!

И с тем же уменьем полотна плетет!

 Вот так и появилось название науки  о пауках - Арахнология.

И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

Обсуждение вместе с учителем.

Запишите дата и тему урока в тетрадь.

Послушайте Рассказ учителя об Арахне и Афине, и посмотрите слайды.

Запишите название науки в тетрадь

УЭ-3

Цель: определить  внешние признаки, свойственные  животным  класса  паукообразные.

  1. Подготовьте  устный  ответ  на  вопрос -  На  основании каких  признаков  выделяют  класс  паукообразных?
  2. Примите  участие  в  обсуждении  поставленного  вопроса.
  3. Спишите текст, вставьте пропущенные слова.

    Тело пауков разделено на_________и _______.  На голове расположены_______глаза.  У пауков _______пары ног. Пищеварение у пауков _____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. Развитие _________                 ( _____________ ________________).

  1. После  выполнения  работы  самостоятельно  проверьте  правильность  выполнения  по  коду, предоставленному  учителем. 

Работайте  индивидуально.

Прочитайте    стр.  ________

  учебника.

Работайте в тетради

Проверь  правильность  ответов  и  оцени  свою  работу  по  коду

всего 8 баллов

УЭ-4

Цель: получить  представление о значении паутины в жизни паукообразных.

Найдите в тексте на стр.____ описание паутины и ее роль в жизни пауков.

(демонстрацией  таблиц, слайд презентации)

Выпишите в тетрадь «Роль паутины»:

1.

2.

3.

4.

5.

Нашли описание в тесте – 1 балл

Проверь  правильность  ответов  и  оцени  свою  работу  по  коду –

всего 5 баллов

УЭ-5

Цель: получить  представление о  внутреннем  строении  паукообразных.

  1. Изучите  внутреннее  строение  паукообразных по  тексту  учебника.

  1. Оформи  результаты  в  виде  таблицы

Система  органов

Особенности  строения

Скелет

Пищеварительная  система

Органы  выделения

Органы  дыхания

Органы  кровообращения

Нервная  система

Размножение

Развитие

Работайте  самостоятельно  в  тетради

Прочитайте  стр. учебника   -

1 балл

Перечертил таблицу и заполнил таблицу – 2 балла

Проверь  правильность  ответов, 1 балл 

дополни таблицу

1 балл

УЭ-6

Цель: проверить усвоение знаний («выходной  контроль  знаний»)

Выполните задание: Выбери  верные утверждения.

     1. Тело паука состоит из двух отделов.

2. Головогрудь несет шесть пар конечностей.

3. У взрослых паукообразных брюшко лишено типичных конечностей.

4. Все пауки – хищники.

5. Органами дыхания всех пауков являются легочные мешки.

6.  Глаза паука сложные.

7. У паукообразных внутреннее оплодотворение.

8. Все паукообразные откладывают яйца.

Работайте  самостоятельно  в  тетради

Проверьте Ответы    по  коду

УЭ-7

1)  Прочитайте  цель  урока.

2)  Достигли  ли  вы  цели  урока? В  какой  степени?

3)  Оцените  свою  работу  на  уроке (подсчёт  баллов, полученных  каждым  учеником  за  урок)

Самостоятельная  работа  по  подведению  итогов

УЭ-8

Домашнее  задание

Изучить  параграф __. Ответить  на  вопросы  в  конце  параграфа.

Изучить записи в тетради, дополнить.

Творческое  задание. Составьте  кроссворд  из  10-15  слов  по  теме  «Особенности строения паукообразных». В  приложении  к  кроссворду  укажите  правильные  ответы.

Работать  дома  самостоятельно

Выполняется  по  желанию, оценивается  учителем.

Модуль  «Класс  Паукообразные, общая характеристика»,  Ответы  

№  учебного

элемента

              Ответы

Баллы

УЭ-1

Ответы  ТЕСТ по  домашнему заданию   « Ракообразные»

№ задания

А1

А2

А3

А4

Б

Вариант 1

4

3

4

2

235

Вариант 2

2

1

3

3

145

Задания части А .     за правильный ответ – 1 балл.

Всего – 4 балла

Задания части Б.

За правильную комбинацию цифр – 2 балла.

 За 1 ошибку – 1 балл. 2 ошибки и более – 0 баллов.

Задания части С.  Всего – 3 балла

 вариант 1

Правильный ответ

баллы

  1. Хитиновый покров рака нерастяжим, что мешает росту

1

  1. Под старым покровом рак растет, образуя новый покров тела

1

  1. По мере затвердевания хитина рост рака прекращается до новой линьки

1

                                                                                                                                       

вариант2

Правильный ответ

Баллы

  1. Орган осязания - усики

1

  1. Орган зрения – сложные глаза

1

  1. Орган равновесия - статолиты

1

                                                                                                                                 

Максимальное  количество  баллов   - 9

УЭ -3

Тело пауков разделено на____Головогрудь_____и _____Брюшко__.  На голове расположены__простые_____глаза, усиков НЕТ. У пауков __четыре _____пары ног. Пищеварение у пауков внеполостное. Дыхание пауков обеспечивают____лёгкие ______и_трахеи_______. Развитие ____Прямое ( с неполным превращением)

всего 8 баллов

УЭ -4

  1. Защита кладки,
  2. расселение,
  1. размножение,
  2. построение убежищ,
  3. охота

За каждый правильный ответ 1 балл.

Всего  5 баллов

УЭ - 5

Система  органов

Особенности  строения

Скелет

Наружный, из хитина, членистый,

Пищеварительная  система

Внеполостное (внекишечное) переваривание

Органы  выделения

Мальпигиевы сосуды

Органы  дыхания

Легкие и трахеи

Органы  кровообращения

Сердце на спинной стороне и сосуды, незамкнутая

Нервная  система

Узловая, брюшная

Размножение

Раздельнополые,

Внутреннее оплодотворение

Развитие

с неполным превращением

Нашли описание в тесте – 1 балл

Перечертил таблицу и заполнил таблицу – 2 балла

Проверь  правильность  ответов, 1 балл 

дополнил таблицу

1 балл

Всего 5 баллов

УЭ - 6

Верные утверждения – 1, 2, 3, 7.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Всего  8 баллов

УЭ-7

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  – 31 -  35 баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -

24  -30  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  17 баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  16 баллов  -  оценка  «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Методическая разработка урока-игры по теме "Общие основания прекращения трудового договора"

Методическая разработка урока-игры  составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников данных специальностей  и предназначена для студентов средн...

Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Методическая разработка урока по теме: «Наименьшее общее кратное»

Одной из своих задач, я, как учитель математики, считаю развитие познавательного интереса с помощью математики. Полюбить математику – значит полюбить математическое мышление, математическую деятельнос...

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)

В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...