Урок биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Разработка и презентация урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Строение и работа сердца

Тип урока: комбинированный

Цели:  образовательная:  изучение строения и работы сердца;

развивающая:   формирование умения работать с текстом учебника, находить необходимую информацию;

воспитательная:  развитие интереса обучающихся к изучению анатомии человека, воспитание бережного отношения к своему сердцу и здоровью в целом.

Оборудование:  компьютер, проектор, запись биения сердца, запись песни «Сердце, тебе не хочется покоя», видео «Сердечный цикл».

Ход урока:

  1. Организация урока. Нацеливание на урок.
  2. Проверка домашнего задания.

Задания на листочках(приложение 1):

Задание 1

Вставьте в текст «Круги кровообращения. Большой круг» пропущенные термины из предложенного перечня.

Большой круг кровообращения.

Большой круг начинается от (А). Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает в (Б), из нее в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам и тканям. Там артерии распадаются на (В). Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела питательные вещества и  (Г), а забирает от них углекислый газ и  (Д), становясь венозной. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается  (Е).

  1. Продукты жизнедеятельности клеток

         2.Левый желудочек

                  3.Капилляры

                  4.Кислород

                  5.Аорта

                 6. Большой круг кровообращения

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2

Установите последовательность движения крови в малом круге кровообращения, начиная от правого желудочка.

    1) лёгочные вены

 2) лёгочные артерии

    3) капилляры лёгких

          4) левое предсердие

          5) правый желудочек

Ответ:_________________

Ответ: 5,2, 3, 1, 4

Задание 3.

Назовите типы кровеносных сосудов и их слои (слайд 1)

3.Работа над темой урока:

А) Нацеливание на изучение темы:

    - Сегодня нам с вами предстоит узнать о самом необычном органе нашего тела,  которому посвящено столько песен и стихов.  Этот орган является символом  любви. Вы догадались? (о сердце). Давайте вспомним какие-нибудь литературные произведения, фильмы, стихи, посвященные сердцу.  Все  слышали такие выражения, как щедрое сердце, глупое сердце, жесткое сердце, большое сердце, каменное сердце, мудрое сердце.  Именно сердце характеризует человека.

(звучит биение сердца)

(Чтение стихотворения Э. Межелайтиса «Сердце»).

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

          Потому  что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

- Ребята, что бы вы сегодня хотели узнать о сердце? (предложения детей)

(Ставится проблема урока  «Какое оно – мое сердце?», записывается тема (слайд 2))

 

Б) Изучение темы:

1. Расположение сердца (слайд 3, 4)

(обучающиеся изучают страницу 110 учебника)

2. Размеры, форма и внешнее строение сердца (слайд 5, 6 )

3. Стенки сердца (слайд 7, 8, 9)

4. Клапаны сердца

(Выполнить задания 88 и 89 в РТ)

  1. Автоматизм сердца.

Чтение отрывка из «Легенды о Данко» М.Горького:

     А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…«Что я сделаю для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял её над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

     «Идём!»– крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

- Может ли сердце работать вне организма? (ответы обучающихся)

6. Сердечный цикл

(Выполнить задание  91 в РТ)

   Просмотр видео «Сердечный цикл»

    Проведение игры:

Игра 1 ряд предсердие , 3 ряд желудочки, 2 ряд створчатые клапаны

Первый ряд – вы предсердия, второй ряд – створчатые клапаны, третий ряд – желудочки. Когда я говорю «сокращаются» - вы встаете, соответственно, когда нужно расслабиться – вы садитесь. Створчатые клапаны, вы открываетесь – когда сидите, если вам необходимо захлопнуться, то вы встаете. Попробуем? Игра: систола предсердий, систола желудочков, диастола. И повтор.

7.Регуляция сердечных сокращений

(Задание  92  в РТ)

 

  1. Обобщение темы:

Итак, какое оно – мое сердце?

(обучающиеся делают выводы)

  1. Домашнее задание

Прочитать учебник

Решить задачу (приложение 2):

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см  крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

В конце урока звучит песня.

Приложение 1

Задание 1

Большой круг кровообращения.

Большой круг начинается от (А). Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает в (Б), из нее в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам и тканям. Там артерии распадаются на (В). Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела питательные вещества и  (Г), а забирает от них углекислый газ и  (Д), становясь венозной. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается  (Е).

  1. Продукты жизнедеятельности клеток

         2.Левый желудочек

                  3.Капилляры

                  4.Кислород

                  5.Аорта

                 6. Большой круг кровообращения

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2

Установите последовательность движения крови в малом круге кровообращения, начиная от правого желудочка.

    1) лёгочные вены

 2) лёгочные артерии

    3) капилляры лёгких

          4) левое предсердие

          5) правый желудочек

Ответ:_________________

Приложение 2

Задача

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см  крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок на тему "Строение и работа сердца"

В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца».  Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания ...

урок на тему"Строение и работа сердца"

разработка урока и презентация на тему "Строение и работа сердца", биология 8 класс...

Рабочая карта урока по теме: "Строение и работа сердца"

Рабочая карта урока в 8 классе по теме: "Строение и работа сердца" содержит задаия и вопросы для самостоятельной работы учащихся на уроке....