Виды корней и типы корневых систем
методическая разработка по биологии (6 класс)

Сухарникова Ксения Владимировна

Методическая разработка урока по биологии для 6 класса. Тема: "Виды корней и типы корневых систем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korney._tipy_kornevyh_sistem.docx182.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Виды корней и типы корневых систем»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о корне как вегетативном органе растения, о видах корней и типах корневых систем;
  • изучить особенности корневых систем Однодольных и Двудольных растений;
  • расширить знания о функциях корней;
  • выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем - стержневую и мочковатую;

Развивающие:

  • продолжить формирование умения логически мыслить, обобщать полученные знания и делать выводы;
  • выделять главное в изучаемом материале;
  • давать сравнительную характеристику корневых систем разных растений;

Воспитательные:

  • осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения практической работы;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;
  • убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;
  • использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

Формирование УУД

Предметные УУД:

  • Научиться объяснять значение понятий: корни (главный, боковые, придаточные), стержневая и мочковатая корневые системы
  • Различать виды корней;
  • Описывать и сравнивать особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем;
  • Приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневую систему;
  • Объяснять значение окучивания растений;
  • Оценивать роль корней в жизни растений;
  • Демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием;
  • Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

  • Работать с различными источниками информации;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Классифицировать объекты по заданным критериям;
  • Осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные

  • Определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
  • Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: 

  • Воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения;
  • Осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил;
  • Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, рассказ, работа с учебником),
  • наглядные (плакаты, презентация),
  • практическая работа (гербарные экземпляры),
  • организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом).

Оборудование:

  • таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»
  • гербарий - растения с разными типами корневых систем
  • компьютер, экран, проектор
  • проростки фасоли, гороха, пшеницы

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка знаний

1. Фронтальный опрос.

На прошлом уроке мы изучали строение семян Двудольных и Однодольных растений.

Повторим изученный материал.

Вопросы:

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)

2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)

3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?

4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);

5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)

2. Работа с карточками. 

Пока идет фронтальный опрос двум ученикам даются карточки с заданиями.

Строение семян двудольных растений

Задание: сделать подписи

к рисунку «Строение фасоли»

Строение семян однодольных растений

Задание: сделать подписи к рисунку

«Строение семени пшеницы»

III. Изучение нового материала

Тему урока я вам не назову. Когда вы выполните работу, сами тему определите.

Посмотрите на синквейн.

1. ___________________

2. Боковые, придаточные;

3. Растут, дышат, ветвятся;

4. «Царства темного жильцы»

5. Орган растения.

На 1 строчке должно быть название синквейна. Ребята, что это может быть? (Ответы детей)

Сегодня наш урок будет посвящен КОРНЯМ.

Записываем на доске и в тетрадях тему урока: «Корень. Корневые системы».

Беседа.

Когда вы, ребята, дома проращивали семена фасоли, гороха, я просила обратить внимание на то, какой орган растения появится первым при прорастании семени. Какой орган появляется первым? (ответы учеников)

Первым появился корень.

1. Функции корня.

Проблемный вопрос: Почему именно корешок появляется первым? (исключительная роль корня в жизни растения). Давайте вспомним, какие функции выполняет корень?

Чтение сказки Л.Жарикова «Дуб и ветер».

«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

- Боишься меня?

- Нет!

- Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.

А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.

Злится ветер.

- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?

- Могу сказать, - отвечает дуб.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.

А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»

Вопрос: о какой функции корня идет речь?

Функция 1.

Корень закрепляет растение в почве и прочно удерживает его в течение всей жизни.

Басня И.А.Крылова «Листья и корни» (отрывок)

В басне корни спорят с листьями. Они говорят:

«Мы те…
Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не знаете!? ...»

Функция 2.

Активно поглощают из почвы воду минеральными солями, то есть обеспечивает минеральное (почвенное) питание.

Функция 3.

Запасающая - часто корень служит хранилищем питательных веществ. 

Функция 4.

Вегетативное размножение.

В тетрадях дети составляют схему «Функции корня». Учитель – на доске.

Вывод:

  • с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;
  • без корней растение жить не может.

2. Виды корней.

В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник рис. 3 стр. 12), Работа с учебником, с плакатами. Заполнение таблицы в тетрадях.

Виды корней

Главный

Боковые

Придаточные

Развивается из зародышевого корешка семени

Отходят от главного, могут ветвиться, есть на придаточных корнях

Образуются на стебле или листьях

3. Корневые системы.

Cовокупность всех корней растения образует корневую систему. (запись определения в тетрадь)

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

Типы корневых систем.

Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая. Дети рассматривают гербарии растений, заполняют схему в тетради.

Схема.

  • Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).
  • Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
    Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

4. Работа в группах.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».

На столах гербарные экземпляры растений.

Инструктивная карточка в учебнике на стр. 14.

Цель: исследовать строение корневых систем у растений.

(заполнение таблицы детьми)

 

Растение

Тип корневой системы

Особенности строения

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

А. Беседа (вопросы).
1) Какие функции выполняет корень?
2) Какой корень называется главным?
3) Какие корни называются боковыми?
4) Какие корни называются придаточными?
5) Что такое корневая система?
6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
7) Какая система у двудольных, у однодольных растений?

Б. Творческое задание: «Рассказ с ошибками»

Задание - прочитайте внимательно текст, содержащий биологические ошибки. Их найти и исправить.

Корень - важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений. 
Растения 
могут жить без корней.

V. Подведение итогов

Напоминаю проблемный вопрос, заданный в начале урока.

Ребята, мы решили проблему?

(слушаем высказывания ребят)

Стихотворение.

«Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут!?
Без корней расти, и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок.
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....

Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"

В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....

Тема: Виды корней и типы корневых систем.

Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практически навыки по их...

" Виды корней и типы корневых систем" 6 класс

Конспект урока по теме:" Виды корней и типы корневых систем" 6 класс, предназначен в помощь молодым учителям которые работают по учебнику В.В. Пасечник " БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения" 6 класс....