Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности по биологии"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rap._prog._osnovy_issled.deyat_._9_kl.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________   /_____________/

Протокол  от  «__»__ 20___г.

№___

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 ________  /Филиппова Л.А./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

 Директор МОБУ СОШ

________    /Гордеев В.А./

Приказ от «__»_____20___г.

 №___          

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Основы исследовательской деятельности по биологии»

на 2019-2020 учебный год

9 класс

Разработала: учитель биологии

Никифорова Марина Юрьевна

с. Кекен-Васильевка

2019г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Основы исследовательской деятельности по биологии»

9 класс

Количество часов всего: 18 ч, в неделю – 0,5 ч.

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Календарные сроки

Основные виды деятельности учащихся

Результаты деятельности

Проектный продукт занятия

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Введение: способы познания мира

1

Три способа познания мира: искусство, религия, наука.

Особенности проекта и научного метода исследования. Виды проектов.

Этапы работы над проектом и научным исследованием.

Различать способы познания мира.

Различать и характеризовать методы проекта и научного исследования.

Устанавливать последовательность работы над проектом и научным исследованием.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Развитие понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы.

Схема, буклет

Итоговая таблица

Тема 2. «От проблемы к цели»

2

Выбор темы первоначального исследования для всей группы.

Планирование деятельности, формулирование задач.

Определение ресурсов работы.

Участвовать в обсуждении проблемы с учителем и сверстниками.

Приводить примеры тем.

Аргументировать свой выбор.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Устанавливать цель и формулировать задачи работы.

Получать навыки планирования своей деятельности.

Устанавливать последовательность выполнения работы.

Оценивать доступность ресурсов, необходимых для выполнения работы.

Проводить экологическую экспертизу и выставлять экономическую оценку.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, получение личного опыта работы в группе, практическое освоение научной этики.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. Развитие потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт.

Коллективные краткосрочные проекты «Растения солнечных и тенистых мест обитания», «Составление коллекции семян растений своей местности», «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги».

Тема 3. Работа с литературными источниками

3

Диагностика познавательной активности детей

Поиск и отбор информации из литературных источников. Оформление ссылок.

Анализировать информацию литературных источников по теме работы.

Работать с информацией.

Проводить синтез, анализ и оценку идей.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Усовершенствование приобретенных в начальной школе навыков поиска информации в различных источниках.

Развитие потребности поиска дополнительной информации за пределами предметной программы. Осваивают эффективные приемы поиска, организации и хранения информации, используют информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных ситуациях.

Развитие способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Коллективный краткосрочный проект «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений».

4

Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой.

Формирование базы данных исследования

Выдвигать предположение о поиске необходимой информации, собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать информацию, необходимую для разработки проекта.

Анализировать представленную в литературе информацию об объекте исследования, работая в паре или в группе.

Тема 4. Наблюдение и эксперимент

5

Определение средств и методов исследования. Тренинг.

Наблюдение и эксперимент. Практикум

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Проводить исследования и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Формирование сознательного самоограничения в поступках, поведении, расточительном потребительстве.

Проявлять интерес к изучению методов изучения природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.

Групповые краткосрочные проекты и исследования.

Тема 5. Способы первичной обработки информации. Тренинг логического мышления.

6

Коллажирование как способ первичной обработки информации.

Получать навыки работы с коллажем.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Осваивать способы оформления результатов исследования.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения.

Приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения предположений и их последующей проверки.

Развитие критического отношения к знанию, жизненному опыту.

Составление коллажа «Тенелюбивые, теневыносливые и солнцелюбивые комнатные растения» на основании коллективного проекта «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений».

7

Составление «звездочек обдумывания» и списка факторов, относящихся к проблеме;

списка положительных и отрицательных аргументов, кластера информации; концептуальной таблицы и причинной карты в процессе первичной обработки информации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Выполнять графические работы.

Рисовать (моделировать) схему кластера информации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Проводить смысловую обработку текста и преобразовывать текст в таблицу.

Групповые Мини-проекты.

Тема 6. Формы представления результатов работы

8

Формы представления практико-ориентированного, исследовательского и информационного проектов.

Различать типы проектов по форме представления продукта.

Выполнять необходимую подготовку и изготавливать продукт проекта.

Выполнять намеченный план, соотносить свои действия с проектом и планом, вносить коррективы в процесс деятельности.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения (мультимедийными презентациями, аудиозаписями, демонстрациями); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Формирование навыка внимательно слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Групповые краткосрочные проекты и исследования

9

Формы представления творческого и ролевого проектов.

Различать типы проектов по форме представления продукта.

Выполнять необходимую подготовку и изготавливать продукт проекта.

Тема 7. Структура проекта

10

Структура проекта. Оформление письменной части проекта

Оформлять документацию.

Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Письменная часть проектов

Тема 8. Оценивание проекта

11

Заполнение оценочного листа группового проекта

Осуществлять самооценку своей работы, выявлять недостатки по сравнению с запланированным результатом, вносить изменения, устранять недостатки, завершать оформление результатов проектной и исследовательской деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Оценочный лист

Тема 9.Защита проекта. Тренинг общения

12

Презентация проекта и проектного продукта

Обсуждать форму презентации, представлять и защищать полученный в ходе проектной деятельности продукт, результат.

Доказывать наличие необходимых характеристик полученного продукта, показывать его преимущества, общественную значимость, пользу для себя и других.

Представлять тех, кто помог в достижении намеченного.

Формирование Эстетических потребностей, ценностей и чувств (работа над творческими проектами).

Развитие моральных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения (мультимедийными презентациями, аудиозаписями, демонстрациями); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Формирование навыка внимательно слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Оценочные листы проектов других групп

Тема 10. Анализ результатов работы

13

Анализ проекта.

Участвовать в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие моральных чувств, доброжелательности.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Рефлексия

Тема 11. Самостоятельное исследование (проект)

14

Выбор тем самостоятельных исследований

Выбирать тему самостоятельных исследований.

Формулировать цель проекта, определять его социальную и личную значимость.

Давать описание конечного продукта (если выбран проект).

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие моральных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения .

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

Краткосрочные групповые проекты

15

Работа с источниками информации (книги, Интернет, консультации)

Выдвигать предположение о способах решения проблемы и поиске необходимой информации.

Собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать информацию, необходимую для разработки проекта.

16

Презентация литературных данных по теме исследования

Высказывать идеи, предположения, осуществлять анализ и оценку идей, определять способы решения проблемы, обсуждать критерии оценки проекта, при необходимости осуществлять экономическую, экологическую и другую экспертизу проекта.

17

Планирование практической части индивидуальных работ

Подготовка тезисов, презентаций, текста работ, рецензирование

Составлять план действий.

Оформлять идеи, разрабатывать документацию.

Готовить документацию к защите.

18

Защита индивидуальных работ на конференции. Подведение итогов.

Защищать проект или исследование.

Определять перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения

Перспективный план по  поисково- познавательной деятельности  детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности 5 класс...