Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5 класс)

Крылова Елена Евгеньевна

Рабочая программа по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО БИОЛОГИИ

 

ДЛЯ  __5__КЛАССА

 

НА 2018 - 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Количество часов:  всего _35_ часов.

                                 в неделю _ 1_ час 

                                                                                                               Составитель программы

Крылова Елена Евгеньевна

Учитель первой квалификационной категории

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» 4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)

 5. Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2018-2019 учебный год (утвержденный педагогическим советом)

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год.

7.Рабочая программа учебного предмета «Биология»составлена на основепрограммыкурса биологии для 5  класса авторов: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина,  Г.С. Калиновой,  Г. Г. Швецова,  З.Г. Гапонюк,  издательство «Просвещение», 2013 г. и примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.

Описание места учебного предмета «Биологии» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение географии  в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель, 35 часов в год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Биология 5 – 6 класс» предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С. Калинова ,  Г. Г. Швецов ,  З.Г. Гапонюк ,  издательство «Просвещение», 2016 г.

Цели и задачи обучения биологии.

Изучение биологиинаправлено на достижение следующих целей:

1 Учебная цель: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости,  знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

2. Воспитательная цель:воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в    природе;

3. Общеобразовательная цель: научить обучающихся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого; формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Развивающая цель развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических   экспериментов,   работы с различными источниками информации;

Задачи обучения:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в  области   биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами,    справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические    эксперименты;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за  растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий   своей деятельности по отношению к природной среде; для  соблюдения    правил поведения в   окружающей среде, норм здорового образа жизни.

1.2. Учебно –методический комплект

- материалы учебно-методический комплекта  «Биология» для 5 класса, который включает следующие компоненты: учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя.

Основной учебник –«Биология 5 – 6 класс» предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С. Калинова ,  Г. Г. Швецов ,  З.Г. Гапонюк ,  издательство «Просвещение», 2016 г.

2.Планируемые результаты

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

3.Содержание учебного предмета

Биология.

 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

  1. Биология как наука (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.  Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

  1.  Клетка – основа строения и жизнедеятельности  организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость,  развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы

п/р 1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.Устройство  светового микроскопа и приемы работы с ним.

л/р 1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.    

л/р 2. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

  1. Многообразие организмов (17 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.  Места  обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.  Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные  растения, особенности  строения и многообразие.  Значение в природе и жизни человека.

 Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща,  папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

3.Особенности строения   мукора и  дрожжей.

4. Внешнее строение цветкового растения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время— 3 часа -  используется для проведения уроков  обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет  не только закрепить полученные учащимися знания, но и  осуществить  итоговый контроль знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;
  • способы работы с естественнонаучной информацией;
  • коммуникативные умения;
  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;
  • проектная работа;
  • подготовка рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Практические/ лабораторные работы

Контрольные работы

1

Биология как наука

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности  организмов

10 ч

2

3

Многообразие организмов

20 ч

2

2

Итого

35 ч

4

2

4.Календарно-тематическое планирование по биологии, 5 класс

№ п/п

Разделы и темы уроков

кол-во часов

вид и форма контроля

дата

по плану

по факту

1.

Биология — наука о живой природе.

1

8.09

8.09

2.

 Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

1

15.09

15.09

3.

Разнообразие живой природы.

1

22.09

22.09

4.

Среды обитания живых организмов.

1

29.09

29.09

5.

Экскурсия «Разнообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений  и животных»

1

Творческий отчет

6.10

6.10

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

6.

Устройство увеличительных приборов.

1

13.10

13.10

7.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

20.10

20.10

8.

Химический состав клетки. Органические вещества.

1

27.10

27.10

9.

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

1

10.11

10.11

10.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

1

     Л/Р

17.11

17.11

11.

Особенности строения клеток. Пластиды.

1

Л/Р

24.11

24.11

12.

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

1.12

1.12

13.

Деление и рост клеток.

1

8.12

8.12

14.

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

1

15.12

15.12

15.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

1

 К/Р

22.12

22.12

                   Многообразие организмов (15 часов)

16.

Классификация организмов.

1

12.01

12.01

17.

Строение и многообразие бактерий.

1

19.01

19.01

18.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Ф/О

26.01

26.01

19.

Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

1

2.02

2.02

20.

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Л\Р

9.02

9.02

21.

Характеристика царства Растения.

1

16.02

16.02

22.

Водоросли.

1

Л/Р

22.02

22.02

23.

Лишайники.

1

2.03

2.03

24.

Высшие споровые растения.

1

7.03

7.03

25.

Голосемянные растения.

1

16.03

16.03

26.

Покрытосемянные растения.

1

23.03

23.03

27.

Общая характеристика царства Животные.

1

6.04

6.04

28.

Подцарство Одноклеточные.

1

13.04

13.04

29.

Подцарство  Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

1

20.04

20.04

30.

Подцарство Многоклеточные. Холоднокровные позвоночные животные.

1

27.04

27.04

31

Подцарство Многоклеточные. Теплокровные позвоночные животные.

1

4.05

4.05

32

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

1

УРОК-ПРОЕКТ

11.05

11.05

Обобщение и закрепление знаний (3 часа)

33

Многообразие и роль растений в природе.

1

Ф/О

18.05

18.05

34.

Многообразие и роль животных  в природе. Весенние явления в жизни природы.

1

25.05

25.05

35.

Итоговая контрольная работа

1

28.05

28.05

ИТОГО

35