технологическая карта урока "Размножение организмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Гоконаева Лара Хадзиретовна

Размножение организмов половым и бесполым путем. Сравнение полового и бесполого размножений . Положительные и отрицательное стороны обоих форм размножения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_razmnozhenie_9_kl.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Гоконаева Л.Х

Урок биологии в 9 классе
Автор УМК:  И.Н. Пономарева

Тема урока: Размножение живых организмов

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

Цель урока: сформировать  знания  об особенностях разных способов и  формах  полового и бесполого  размножения,  подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении  и разнообразие потомства при половом размножении.

Задачи:

Образовательные:   Сформировать и систематизировать знания о типах размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений

Развивающие Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира.

Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника.

Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных.

Раскрывать биологическое преимущество полового размножения

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Воспитательные 

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Ресурсы:       Таблицы, рисунки, иллюстрирующие способы бесполого и  полового  размножения организмов; гербарные экземпляры и комнатные растения, размножающиеся вегетативно; компьютер и проектор, презентации.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Актуализация

Мотивация

Изучение нового материала

Первичное закрепление материала

Рефлексия

Домашнее задание

1.Вступительное слово учителя

Размножение составляет одну из важнейших характеристик сущности жизни. Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или само воспроизводству. К размножению способны все без исключения живые организмы от бактерий до млекопитающих.

Вспомним из курса ботаники и зоологии, какие виды размножения вам известны?

  В ходе дальнейшей нашей работы, внимательно слушая своих товарищей, вы должны составить схемы “Бесполое размножение”, «Половое размножение». В конце урока мы проверим у каждой группы  схемы и выясним  преимущества и недостатки каждого вида размножения. Класс делится на две группы Первая  группа  «Половое размножение», вторая группа «Бесполое размножение»

Как же осуществляется бесполое размножение?

Вспомним все способы бесполого размножения

Она  зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

(слайд1)

Обсуждение в группах.

Перед вами представлены организмы.

Определите способ размножения, расскажите об особенностях данного  размножения.(прокариоты,простейшие)

                                                                   

Работа в группах. Выслушивание вариантов ответов.

Для подтверждения ваших ответов просмотрим (слайд2)

 Рассмотрите следующий организм. 

Определите способ его размножения, опишите, как происходит этот процесс.

(слайд3){8B0A771A-4288-4E3E-97F5-4BBB34770759}

Рассмотрите следующий организм. 

Определите способ размножения дождевого червя бесполым путем. Опишите этот процесс  (Кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея)

Задание для групп: Назвать живые организмы способные к фрагментации.

Рассмотрите следующие виды растений.

 Назовите вегетативные органы представленных растений и  определите способы  размножения.

Задание для групп:  Рассмотрите представленные  комнатные растения: ,   дефенбахия, сансивьера, фиалка узумбарская, бегония королевская, хлорофитум.

Ответьте на вопрос: « Какое значение имеет вегетативное размножение?»

                 

Рассмотрите следующие виды растений.

Вспомните, к какой группе относятся данные виды растений, укажите способы бесполого размножения.

. (мхи, лишайники, грибы)

Задание для групп:  Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются?

Чем размножение папоротника отличается от размножения мха?

         

Учитель: Полиэмбриония – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион.

 Задание для групп:  Какие живые организмы свидетельствуют о данном виде размножения?  

Учитель: Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Задание для групп:  Вспомните, как называется комплекс методов, используемых человеком для получения генетически идентичных копий клеток или особой. Приведите доказательства того, что этот метод является способ бесполого размножения.

Учитель: Итак, существует множество видов бесполого размножения. Я прошу представить свои схемы.

Беседа-обобщение по схемам.

Учитель: Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?

Охарактеризуйте бесполое и половое размножение, их преимущества и недостатки.

Слайд

. В основе всех форм бесполого размножения лежит митоз

 Охарактеризуйте суть и биологическое значение митоза

Задания по карточкам, для работы в парах:

Карточка № 1

Дать определение, что такое митоз. Каково его значение? Фазы митоза, их описание и определить их последовательность: - происходит спирализация  хромосом 1_________ ; делится цитоплазма клетки 2

_______; хромосомы расходятся к полюсам клетки 3-__ ; хромосомы выстраиваются по экватору клетки 4 ___.

Чем характеризуется половое размножение?

Охарактеризуйте  процессы развития  и оплодотворения у цветковых растений по рисунку (подпишите рисунок)

Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»

Охарактеризуйте  процессы развития  половых клеток у животных?

Какие виды оплодотворения вам известны?

Способы полового размножения

Охарактеризуйте половое размножение

Игра  Команды называют преимущества и недостатки каждого вида размножения

Заслушиваем ответы команды «Бесполое размножение», затем команды «Половое размножение»

Установите соответствие»

Определите формы и способы размножения организмов

Виды организмов

Формы

размножения

Способы размножения

1

Амёба

А

Б

Вегетативное размножение

2

Дрожжи

Б

П

Слияние гамет (гермафродитизм)

3

Бактерия

В

Б

Простое деление (перетяжка)

4

Одуванчик

Г

П

Слияние гамет

5

Картофель

Д

Б

Деление

6

Гидра

Е

Б

Слияние гамет (двойное оплодотворение)

7

Дождевые черви

Ж

П

Партеногенез

8

Грибы

З

Б

Почкование

9

Земляника

И

П

Конъюгация

10

Инфузория туфелька

К

Б

Спорообразование

Давайте, вспомним,  что мы хотели узнать и что узнали. Выполнили ли мы задачу?

Беседа по вопросам:

 Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке.

 Что на уроке было интересным?

 А что на уроке было важным?

 Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

– Ведя разговор о видах и способах размножения, что вы поняли??

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.

Стр94-97.  Ответить на вопросы. Выяснить, какими способами размножены комнатные растения у вас ,деревья в саду, цветы в палисаднике .  Сфотографировать и показать  на следующем уроке

Думают и отвечают на вопрос

 

Половое и бесполое

Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах.

Ответы уч-ся:    Репликация (удвоение) – полуконсервативным способом: одна цепь неизменна, матрица,  другая образуется из свободных нуклеотидов. Редупликация – это самоудвоение молекулы ДНК по

принципу комплементарности с помощью фермента дезоксирибонуклеазы. Процесс самовоспроизведения ДНК обеспечивает точное копирование генетической информации и передачу её от поколения к поколению 

Деление – способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две и более  {0BE56799-C2C4-4D79-BC77-6478A3FBBE11}

Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты) б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли)                                                                                     в)множественное деление , или  шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы).

Почкование – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи) или могут оставаться  прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы)

Фрагментация -  способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея

Вегетативное размножение –  способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи или  из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения.

Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве,  огородничестве, селекции растений  для сохранения полезных качеств (искусственное вегетативное размножение).

Мхи , папоротники , хвощи относятся к высшим споровым растениям

Спорообразование или споруляция – размножение посредством спор.   Споры – специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах спорангиях. (мхи, лишайники, грибы) У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз. (хвощи, плауны, папоротники)

 У папоротников  на нижней стороне листа вайи, в спорангиях и разносятся  ветром

Сперматозоид мха  подплывает к яйцеклетке в воде и происходит оплодотворение

Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Клонирование – искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически  идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий- простое деление). Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.
На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.
Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.

Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым обеспечивается однородность

Характеристика бесполого размножения:

  1. Происходит без образования гамет.
  2. В основе размножения лежит митоз.
  3. В размножении участвует лишь один организм.
  4. Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией).
  5. Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях.

Митоз – это способ деления клеток, когда из одной материнской диплоидной клетки образуются две дочерние тоже диплоидные клетки. Происходит точное распределение генетического материала, т. е. наследственной информации между двумя дочерними клетками. Так формируются клетки тела, образующие все ткани органов организма.

1-  профаза; 2 – телофаза; 3- анафаза;4 - метафаза 

Последовательность--1,4,3,2

Участвуют 2 особи , образуются половые клетки – гаметы

Развитие женских половых клеток (яйцеклеток): женская половая клетка развивается в завязи, где расположен зародышевый мешок. Она в результате двух мейотических  делений образует четыре клетки с гаплоидным набором, три из них погибают, а оставшаяся одна трижды делится путём митоза и образует восемь клеток с гаплоидным набором. Пять клеток участвуют в образовании оболочки, одна превращается в яйцеклетку, две оставшихся сливаются и образуют клетку с диплоидным набором хромосом.

Развитие мужских гамет (спермиев): они развиваются в пыльцевой трубке пыльника. Клетка делится дважды путём мейоза и образуются четыре клетки с гаплоидным набором, одна из которых делится путём митоза и образует две молодые клетки: вегетативную и генеративную. Генеративная делится митозом и превращается в два спермия. Вегетативная образует пыльцевую трубку.

Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу с диплоидным набором хромосом, а второй спермий сливается с диплоидной центральной клеткой и образует триплоидную клетку – эндосперм (питательное вещество для развивающегося зародыша)

После оплодотворения клетки начинается индивидуальное развитие организмов

Сперматогенез и овогенез

Наружное  у рыб и земноводных , внутреннее у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих

.Оплодотворение

Партеногенез 

  1. Характерно для большинства живых организмов.
  2. В размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская.
  3. Осуществляется с помощью специализированных клеток – гамет.
  4. Каждая особь обладает уникальным генотипом, то есть потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.

Бесполое размножение

Преимущества: Он – надёжен, так как любая особь вида способна оставить потомство, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра. Численность организмов увеличивается относительно быстро

Недостатки: пониженная изменчивость, которая не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде

Половое размножение

Преимущества: все потомки индивидуальны, так как сочетаются признаки и свойства не только родителей, но и любого из предков.

Недостатки: велик риск остаться без потомства, если не произойдёт встреча особей противоположного пола (или их гамет).

К размножению способны все без исключения живые организмы от бактерий до млекопитающих.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Б

Б

Б

П

Б

Б

Б

Б

Б

П

деление

почкование

деление

семенами

клубнями

почк

фрагм

спор

вегет

коньюга

Подведем итоги

Познавательные

-давать определения изучаемых понятий: размножение, бесполое, половое

Личностные:

формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные: 

- постановка и формулирование проблемы;

- прогнозирование результата.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

- выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: 

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- умение самостоятельно контролировать свое время;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

-

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- управление поведением партнера

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: 

- контроль в форме сличения результата с эталоном;

- оценка -  выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта для учащихся 9 класса по биологии по технологии В.М.Монахова по теме "Структурная организация живых организмов"

данная технологическая карта может быть применена при изучении темы "Структурная организация живых организмов"...

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"

Задачи урока:ü  сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;ü  выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü  показать взаимосвязь живых орг...

Технологическая карта урока "Организмы в Мировом океане"

Технологическая карта урока с подробным описанием системы оценки и отметки в соответствии с ФГОС....