Экологическое образование школьников при обучении биологии
статья по биологии

Гордеева Ольга Ивановна

   Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_shkolnikov.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование школьников при обучении биологии

    Выступление Гордеевой Ольги Ивановны учителя биологии и химии

   МБОУ «Русско – Паёвская СОШ» Инсарского муниципального района

перед слушателями  курсов повышения квалификации учителей

по проблеме «Модернизация биологического и химического образования

в условиях реализации ФГОС ОО»

     Экологическое образование и воспитание - это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

   Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально - этической оценки природы, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, понимание человека как органической части природы. Развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников.

     Экологический материал школьного предмета входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам сознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как «взаимозависимость организма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера и особенно - человек как экологический фактор».

    Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

   Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди.  

   Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы стимулирует развитие способов оптимизации такого взаимодействия. В связи с этим формируется комплексная экология, которая охватывает социально-экономические, естественнонаучные, технические, медицинские, правовые и моральные аспекты современных экологических проблем. Сегодня нет такой отрасли науки и практики, которые могли бы устраниться от их решения.

   В современных условиях экологическое воспитание направлено на то, чтобы «чисто потребительские подходы к природе» все более вытеснялись установками, ориентирующими человека на сохранение ее богатств и разумное природопользование.

   В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

   Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

   В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности.

   2013 год - Год окружающей среды, 2017 год -  Год  экологии, объявленные Указом Президента России, а это значит: все мы – взрослые и дети должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края,     формировать ответственное отношение к природе.

   Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

   Задачи экологического образования: обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;  формирование здорового образа жизни учащихся; вовлечение социума к решению экологических проблем; формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.   

   В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке биологии и продолжается во внеурочной деятельности.

К сожалению, в нашей школе сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Экология изучается в интегрированном варианте и экологическое образование строится по принципу спирали, когда на каждом следующем витке происходит обобщение предыдущего. Поэтому оно начинается в начальной школе и заканчивается в 11 классе.

   В школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир, биология: экологические факторы и их влияние на живые организмы в 5 классе, биология: экология растений в разделе «ботаника» в 6 классе, биология: экология животных в разделе «животные» в  7 классе, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.

      Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея всё связано со всем как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность.

   В 5 классе на уроках биологии закладываются основы экологической культуры подрастающего поколения, при этом я использую разнообразные формы и методы: это - циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в разное время года; экологические беседы – 15 - минутки на уроках по темам: «Раненая земля», «На грибной полянке», «Что такое экология» и другие, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности.

   В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению.

   Так, на уроках биологии особое внимание уделяю биосфере, биоценозу, даётся представление о ключевых экологических понятиях: «среда», «биогеоценоз», «экосистемы», «экологические факторы». Учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.

   На уроках биологии также анализирую природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования, Раскрываю проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даю представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов и сосредотачиваю внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяю очистительным сооружениям.

   В 9-11 классах дискутируем по вопросам грамотного экологического поведения в разделе «Здоровый образ жизни и его компоненты» и особое внимание уделяется вопросам экологии на уроках биологии «нарушение экологического равновесия в местах проживания, антропогенный фактор и его последствия».

   В практике экологического образования, я как учитель, использую широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы.

   Экологическое образование учащихся продолжается и во внеклассной работе, представляющей более широкую возможность для творчества. Традиционными стали такие формы внеклассной работы, как предметные недели, информационные и классные часы, диспуты, беседы по темам: «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Береги лес от пожара», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Красная книга Мордовии», «Заповедники Мордовии», «Экологический кризис: шанс на спасение», «Вредные привычки», «Будьте здоровы» и многие другие.

   А также природоохранительные акции: «Пернатые друзья», «От чистого двора – к чистой планете», «Наши зимующие птицы», трудовые экологические  десанты в работе по благоустройству территории школы, территории памятников погибшим воинам, а также улиц села.

   Как биолог школы провожу с учащимися экскурсии по родному краю. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

  Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

   Школьная жизнь учащихся наполняется не только интересными и познавательными экскурсиями, но и творческими, ролевыми играми:  «Почемучкина поляна», «Загадки природы», «Осторожно, их мало!», «Путешествие в мир природы», «Лесная аптека», «Знатоки природы», а также экологические КВНы, круглые столы в старших классах.  

    Серьёзное внимание в экологическом воспитании уделяется охране здоровья учащихся.  В школе проводятся  конкурсы агитбригад с учащимися 7 - 11 классов с тематикой: «Детство – территория свободная от курения», « НЕТ наркотикам», «Мы выбираем спорт!», в которых школьники показывают примеры здорового образа жизни и последствия вредных привычек.

   С февраля 2012 года в школе работает школьное лесничество «Берёзка»  основная цель которого - экологическое, нравственное и трудовое воспитание школьников в отношении сохранности природы, как первоисточника жизни, помочь научиться понимать природу, ценить и рационально использовать её богатства и красоту. Я как учитель биологии, являюсь его руководителем.

    В основу работы школьного лесничества заложены теоретические, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, справочниками, составление отчётов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий,  выращивание и посадка саженцев, уборка лесной территории, выпуск экологических газет и плакатов, проведение экологических сборов и праздников с приглашением родителей учащихся, беседы и лекции по экологии: «Правонарушения в лесной зоне», «Правила поведения в лесу и на отдыхе», «Противопожарные мероприятия», «Посетителю леса», «Лес – твой верный друг»,  участия в акциях экологической направленности: «Зеленая Весна», «Зеленая Россия»,  «Живи лес», «Скворечник», «Кормушка», «Чистое село», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Чистый родник», операции: «Семена», «Муравейник», «Лекарственные травы», а также участия в муниципальных и республиканских конкурсах «Защитим лес», во всероссийских акциях в рамках движения «Сделаем вместе!», участия в смотре и слете школьных лесничеств.

   Ежегодно члены школьного лесничества, совместно с работниками Инсарского участкового лесничества принимают самое активное участие в посадке лесных культур древесных пород – в лесоразведение и лесовосстановлении.

    Используя подобные формы работы можно отметить, что у ребят повышается мотивация к предмету, расширяется кругозор ребенка. Школьники учатся вести себя в природе, учатся проводить описания природных территориальных комплексов родного края, сажать саженцы и ухаживать за ними, устанавливать причинные связи в природе в связи с деятельностью человека,  наблюдать и сравнивать. Дети учатся понимать друг друга и становятся более внимательными и доброжелательными к живой природе. А это значит, что у ребят начинает формироваться новый взгляд на взаимоотношения человека и природы, формируется экологическое мировоззрение, неотъемлемой частью которого является – экологическая культура.

   В конце учебного года каждый класс совершает экологический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы экологической направленности, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и экологически культурным человеком.

    Перспективные планы уроков биологи, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями, работа в школьном лесничестве - всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства его в ход ее естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы, а также в частности уроков биологии.    Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

   Моя миссия как, учителя биологии и руководителя школьного лесничества, - донести до моих учеников, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете, как важно быть современному молодому поколению – экологически грамотными и воспитанными.

    Мне хотелось быть уверенной, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Литература.

1. Алексеев С.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: «Учебная литература», 2006 год.

2. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1.

3. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.

4. Васильева Т.В. Формирование экологических знаний у учащихся средних классов// Биология в школе. Учителю экологии. – 2007 год, №3

5. Герасимова Н.Н., Горсткина З.Н. и др. Новые подходы к экологическому воспитанию школьников (в содружестве с природой).: Методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию школьников. –Тула: ТО ИПК, 1991 год.

6. Глазачёв С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира//Биология в школе. – 1999 год, №3

7. Галеева Н.Л. Сто приёмов учебного успеха на уроках биологии.- М.: Методическая литература, 2006 г.

8. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

9. Можарова З.А. Программа по экологическому воспитанию// Биология в школе. – 2001 год, №5

10. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования// Биология в школе. – 1996 год, №3

11. Тимофеева А.Н. Биоэкологические исследования школьников// Биология в школе. – 2007 год, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Актуальность экологического образования школьников

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»Токмакова Наталья ГригорьевнаУчитель географии МБОУ гимназия №4Г.Одинцово .М.О.   2011 г.Сегодня в эпоху бурного развития циви...

Повышение практической значимости исследования как результат экологического образования школьников

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Опасность происходящих в природе изменений заставляет задуматься: как воспитать эко...

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.

Актуальность экологического образования в наши дни. Создание условий для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности....

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....