Конспект урока по теме "Биосфера"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Виноградова Лариса Александровна

Вашему вниманию представлен конспект урока по теме "Биосфера". Публикация будет полезна учителям, работющим в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urok_10_klass_biosfera.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Тема:   Учение о биосфере.

Класс: 10                                                                                                      учитель: Виноградова Л.А.

Цель: сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих. 

Задачи:

образовательные: раскрыть понятие биосферы как гигантской экологической системы; охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу;

развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с литературой, умения сравнивать, устанавливать связи, формулировать выводы;

воспитательные: продолжить формирование экологической грамотности учащихся.

Оборудование: таблица "Биосфера", "Биография В.И. Вернадского", тетрадь к уроку для учащегося, раздаточный материал.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы).

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка знаний по теме «Введение в общую биологию»

                                      Тест ( с использованием заданий формата ЕГЭ)

1.   Взаимоотношения между разными организмами, обитающими на одной территории, изучаются на уровне организации жизни

 

1) биосферном

2) биогеоценотическом

3) популяционно-видовом

4) организменном

2.   Какой уровень организации живой природы является предметом науки экологии?

 

1) молекулярный

2) популяционно-видовой

3) органный

4) клеточный

3. Процесс «трансляции» наследственной информации происходит на уровне организации жизни

 

1) клеточном

2) организменном

3) биогеоценотическом

4) молекулярном

4.  Какой метод необходимо применить, чтобы доказать, что определённая вакцина защищает организм от определённого инфекционного заболевания?

 

1) метод наблюдения

2) метод эксперимента

3) метод сравнения

4) описательный метод

5.  На каком уровне жизни происходит передача наследственной информации?

 

1) молекулярном

2) тканевом

3) организменном

4) биогеоценотическом

6.  Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) анатомия

2) биоценология

3) физиология

4) молекулярная биология

5) эволюционное учение

7.  Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

8. Установите последовательность появления основных групп растений на Земле.

 

1) зелёные водоросли

2) моховидные

3) покрытосеменные

4) папоротниковидные

5) голосеменные

9.  Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ЖИВОТНОЕ

 

СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) водяной удав

Б) дельфин афалина

В) тритон гребенчатый

Г) гребнистый крокодил

Д) тростниковая жаба

 

1) водная

2) наземно-воздушная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

10.  Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.

 

ЖИВОТНЫЕ

 

СРЕДА

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

 

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

11.  Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Метод

Применение метода

Изучение строения клеток кожицы лука

Биохимический

определение уровня гемоглобина в крови

12.  Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организации

Пример

Клеточный

Строение цианобактерий

Озеро как место обитания озерной лягушки

II.   Самоопределение к деятельности.

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

- Я приветствую вас на уроке по теме “Биосфера”.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

-Где вы встречались с этим словом? Что входит в понятие “биосфера”? Перед вами слова профессора Н.Ф. Виноградовой, взятые из книги “Глобальная экология”.

Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212432/img3.gif

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере.

ЗНАЮ

CCCCC

ИЗУЧИТЬ

- оболочки Земли;

- границы биосферы;

- состав атмосферы;

- состав биосферы;

- биосфера.

- функции биосферы.

Биосферный уровень - уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.

III. Изучение нового материала.

Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой. Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере. В этом году исполняется 92 года фундаментальному учению Вернадского, органично связанному с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующего собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся, саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, был профессором политической экономии и статистики, хорошо знал несколько европейских языков, много времени уделял изучению истории научных идей, был создателем и разработчиком собственных оригинальных научных направлений. Благодаря широте его интересов в доме была огромная библиотека, в которой были географические издания, книги по истории, описания путешествий и открытий, обширная художественная литература. 

( сообщение учащегося)

Как же В.И. Вернадский определял понятие «биосфера»?

По Вернадскому биосфера - это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов.

(Определение "биосферы" учащиеся записывают в тетради)

Рассмотрим первый вопрос. Границы биосферы

-Обучающиеся заполняют таблицу работая с текстом параграфа №6

Оболочки Земли

Протяжённость

Строение

Границы жизни

Атмосфера

2000 – 3000 км

Тропосфера (10 - 18 км)

Стратосфера (40 км, а на расстоянии 20 -25 км

озоновый экран).

Ионосфера

10 -18 км (споры микроорганизмов до 20 - 25 км)

Гидросфера

70 % Земли

Эфотическая зона (100 – 200 м).

Афотическая зона

11 км

Литосфера

30 – 70 км

Осадочные породы

Гранитный слой

Базальтовый слой

2 – 5 км

Сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы.

Распределение жизни в биосфере, а, следовательно, и на границы биосферы оказывают влияния многие факторы:

наличие кислорода, углекислого газа и воды в её жидкой фазе;

высокие и низкие температуры;

наличие элементов минерального питания;

сверхсолённая среда;

жёсткое ультрафиолетовое излучение. 

Вывод: границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов.

Теперь давайте рассмотрим структура биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника на стр. 28

                                           Структура Биосферы ( на доске)

1       живое вещество( совокупность всех живых организмов)

2       биогенное вещество (разнообразные органические остатки, в том числе и не полностью разложившиеся )( детрит, торф, уголь, нефть, газ)

3       биокосное  вещество(разнообразные смеси биогенных веществ с минеральными   породами абиогенного происхождения ( почва, илы, природные воды, газо- и нефтеносные сланцы, часть осадочных карбонатов).

 4    косное вещество ( представлено различными абиотическими компонентами , не затронутыми прямым биохимическим воздействием организмов) ( горные породы, минералы, осадки)

4.Закрепление знаний.

Составление синквейна.

Пример:

1. Биосфера

2. Живая, разнообразная

3. Формировалась, заселялась, преобразовывалась

4. Совокупность всех живых организмов

5. Жизнь. 

Д/З     параграф №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...