Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Свойства живого"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Жиренко Надежда Владимировна

Данная технологическая карта составлена к УМК Пономарёвой и соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_svoystva_zhivogo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2

Предмет

биология

Класс

5

Тема урока

Свойства живого

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Создать условия для открытия учащимися знаний о свойствах живого

Задачи:

образовательные: на основе знаний  о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;

сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически

воспитательная воспитать стремление к знаниям, Формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности ( работа с книгой, выделение главного, темп чтения)

Оборудование:

живые растения, животные, коллекции минералов, рисунки учебника.

Методы проведения урока:

Работа в группах, самостоятельная работа с учебником, печатной тетрадью,

Технологии:

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах

Планируемые образовательные результаты:  

Предметные

Метапредметные

Личностные

должны уметь описывать основные свойства живых организмов, знать клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение; формулировать

основные термины по теме; применять биологические понятия .

познавательные: общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;

самоопределение – осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свойство живого, организмы, орган.

Технологическая карта

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

                         (УУД)

Актуализация прежних знаний

Формирование новых понятий и способов действия

Вызов

Осмысление

Формирование умений и навыков

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).

Что такое биология?

Какие биологические науки вы знаете?

Каковы задачи биологии?

Что изучает биология?

Что такое живая природа?

1.Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

Диалог Незнайки и Биолога (презентация):

Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Биолог: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

- Предположите тему урока.

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Тема урока «Свойства живого»

Назовите основные свойства живых организмов?

Свойства живых организмов: питаются, растут, дышат, размножаются, двигаются, развиваются, обладают обменом веществ и энергии, способны к раздражимости,  умирают.

Все живые тела называют организмами.

Найдите в учебнике определение понятия питание

2. Предлагает учащимся заполнить первую и вторую графу таблицы.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (презентация).

- приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).

- как вы думаете, почему это - организмы?

- по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?

Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9.

Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.

Задание 3. Работа в паре.

- с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (презентация);

– прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

– найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

- рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику.

– сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница?

– предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.

– сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.

Живые организмы состоят из органов.

Орган – часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением.

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

Читают текст. Анализируют прочитанное. Высказывают предположения. Лучшее предположение:

- какими свойствами обладает любой живой организм;

- тема урока: свойства живого организма.

Вспоминают, что им известно по теме, высказываются. Заполняют таблицу.

Работают с рисунком в учебнике, либо презентации. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы.

Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.

Оформляют кластер.

Метапредметные УУД:

целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Личностные умения: осознают доброжелательные отношения к мнению другого человека

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции;

- формулировать основные термины по теме.

Рефлексия

1. Самостоятельное применение знаний. Работа в паре.

Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).

2. Взаимопроверка. 

3. Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».

Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания. Заполняют таблицу.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные умения: владеют адекватной позитивной самооценкой

Домашнее задание

  1. Домашнее задание. Подготовить пересказ на основе базовых понятий, ответить на вопросы стр. 12, (устно). Дополнительно: охарактеризовать основные свойства живых организмов( таблица)

Признаки и свойства

Растения

Грибы

Животные

Подвижность

Рост

Строение клеток

Тип и способв питания

Записывают задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...