Анализаторы
материал по биологии (8 класс)

Семёнова Наталья Геннадьевна

Теоретический материал 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«АНАЛИЗАТОРЫ»

Человек получает информацию об окружающей среде с помощью сенсорных систем, или анализаторов.

Анализатор — сложная система, которая воспринимает, проводит и анализирует полученную информацию.

Все анализаторы построены по одному плану. Любой анализатор состоит из трех частей. Каждая из этих частей представлена органом, выполняющим определенные функции.

 Различают три части любого анализатора:

1) Периферическая — состоит из рецепторов. Рецепторы расположены в органах чувств, их задача преобразовать внешний сигнал в нервный импульс. расположенных в органах чувств.

2) Проводниковая — представлена нервами, которые передают нервный импульс в головной мозг (в определенную часть коры больших полушарий)

3) Центральная — часть коры головного мозга, в которой происходит анализ информации и формируются ощущения

ВАЖНО!

Если дан рисунок органа чувств или его части–это ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ часть анализатора

Зрительный анализаторC:\Users\Slava\Desktop\uk.jpg

Более 90 % информации мы получаем с помощью зрения.

 

Зрительный анализатор состоит из трёх частей.

1. Периферическая часть представлена рецепторами в органах зрения-глазах,

2. проводниковая — зрительными нервами,

3. центральная — зрительной (затылочной) зоной коры больших полушарий.

 

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза

  • брови — защита от пота;
  • ресницы — защита от пыли;
  • веки — механическая защита и поддержание влажности;
  • слезные железы —выделяет слезу, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз. 
  •  мышцы

 глазодвигательные мышцы — обеспечивают движение глазного яблока;

мышцы зрачка — изменяют диаметр зрачка;

мышцы хрусталика — изменяют кривизну хрусталика

В глазном яблоке выделяют три оболочки: наружную, сосудистую и сетчатую.

              

1. Белочная оболочка— наружная оболочка, выполняющая защитную функцию. В передней части белочная оболочка прозрачная – это роговица, она пропускает световые лучи, а в задней части -непрозрачная белая склера.

2. Сосудистая оболочка— средняя оболочка глаза, пронизана кровеносными сосудами. Её функция -питание глаза.  Передняя часть сосудистой оболочки называется радужка. В радужке находится пигмент меланин, от его количества зависит цвет глаз. В центре радужки находится отверстие -зрачок. Зрачок может расширяться и сужаться в зависимости от яркости света и так регулирует количество света.

3. Сетчатая оболочка (сетчатка) — внутренняя оболочка. В ней расположены зрительные рецепторы (палочки и колбочки), которые воспринимают свет, преобразуют его в нервный импульс и передают в зрительный нерв. http://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/25105/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7.jpg

 

 

 Между роговицей и радужкой находится передняя камера, между радужкой и хрусталиком — задняя камера. В них содержится жидкость (водянистая влага), которая снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами.

За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик может изменять свою кривизну.  Этот процесс называется аккомодация. Функция хрусталика: фокусировка световых лучей на сетчатке. Хрусталик не имеет сосудов и нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность, что приводит к заболеванию, называемому катаракта. 

 Пространство за хрусталиком представлено стекловидным телом, заполненным прозрачным вязким гелем, поддерживающим форму глаза.

На сетчатке выделяют   желтое пятно (центральная ямка) - место наиболее чувствительное к свету за счет максимального скопления рецепторов -колбочек и слепое пятно - место выходя зрительного нерва. В нем отсутствуют зрительные рецепторы.

На сетчатке глаза расположены рецепторы двух типов: палочки и колбочки. За ночное и сумеречное зрение отвечают палочки, за цветовое – колбочки. В сетчатке содержатся три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие — зелёный, третьи — синий. В результате взаимодействия всех трёх видов колбочек мы видим разные цвета. В состав пигмента светочувствительных клеток сетчатки входит витамин А. При нехватке витамина А нарушается сумеречное зрение (куриная слепота). 

К оптической системе глаза относится: роговица, хрусталик, стекловидное тело. Оптическая система необходима для преломления и проведения световых лучей на сетчатку.  Формирует уменьшенное перевёрнутое изображение предмета на сетчатке обеспечивает резкость этого изображения.

Нарушения зрения

Для нормального зрения важно, чтобы световые лучи были хорошо сфокусированы, то есть попадали точно на сетчатку. Это достигается при изменении кривизны хрусталика. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, хрусталик становится более выпуклым. Если смотрим вдаль — хрусталик уменьшает кривизну.

 

Встречаются нарушения остроты зрения: дальнозоркость и близорукость.

  

При близорукости нарушается видение далеких предметов, изображение формируется ПЕРЕД (ближе) сетчаткой, исправляется двояковогнутыми линзами.

При дальнозоркости нарушается видение близких предметов, изображение формируется ЗА (дальше) сетчаткой, исправляется двояковыпуклыми линзами. 

При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий и человек слепнет.

 

 

Для сохранения зрения надо выполнять несколько несложных правил:

  • при чтении и письме свет должен падать слева, должно быть хорошее освещение;
  • нельзя читать в движущемся транспорте;
  • расстояние от глаз до книги должно быть 3035 см;
  • через 3040 минут чтения, просмотра телепередач, работы на компьютере надо делать перерыв;
  • глаза следует защищать от яркого света;
  • не допускать травмирования глаз, попадания в них чужеродных предметов.

Хороший отдых для глаз — регулярное пребывание на природе.

Ссылки на дополнительные материалы на порталах дистанционного обучения:

Теория и тренировочные тесты на портале  https://www.yaklass.ru  (биология 8 класс, раздел XI Органы чувств) https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organy-chuvstv-16083/poniatie-ob-analizatorakh-zritelnyi-analizator-16084

Теория и задания на портале https://do2.rcokoit.ru/local/parallels/showcourses.php?subject=25¶llel=25 (биология, тема 11, урок 1)

Видеоматериал к уроку: Портал «Российская электронная школа»  https://resh.edu.ru/subject/lesson/2499/main/



Предварительный просмотр:

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

С помощью слуха люди общаются, обмениваются информацией. Со слухом связано обучение речи. Через орган слуха человек получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде.

 

Части слухового анализатора

Периферический отдел: слуховые рецепторы в полости внутреннего уха- рецепторы улитки.

Проводниковый отдел: слуховой нерв.

Центральный отдел: слуховая зона в височной доле коры больших полушарий. 

Строение ухаhttp://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/25948/%D1%83%D1%85%D0%BE_%D0%B2%D1%81%D0%B5.jpg

 

Задание1.  Используя § 51 учебника дополнить таблицу

Части органа слуха

Чем представлены

Функции

Наружное ухо

ушная раковина

наружный слуховой проход

барабанная перепонка

Среднее ухо

барабанная полость

слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко)

слуховая (Евстахиева труба)

Внутреннее ухо

улитка

вестибулярный аппарат (полукружные каналы)

Причиной нарушения слуха могут быть инфекционные заболевания. При кашле, чихании возбудители болезни могут попасть в среднее ухо и вызвать его воспаление (отит). Отит возникает и при переохлаждении, поэтому в непогоду уши должны быть защищены от холода. При появлении болей в ушах надо обязательно обращаться к врачу.

 Ухудшение слуха может происходить из-за накопления в слуховом проходе ушной серы. Ушная сера выделяется видоизменёнными потовыми железами и представляет собой вязкую массу, обладающую бактерицидным действием. Избыток серы закупоривает слуховой проход и ухудшает слышимость. Для удаления серы нельзя пользоваться острыми предметами, потому что можно повредить барабанную перепонку.

 

Дополнительный материал по теме

Ссылки на дистанционные ресурсы

https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organy-chuvstv-16083/slukhovoi-vestibuliarnyi-i-drugie-analizatory-16128

 https://do2.rcokoit.ru/course/view.php?id=103 (тема 11, урок 2)

Видеоматериал РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2498/main/

                                     https://resh.edu.ru/subject/lesson/2497/main/

Задание 2. Используя § 52-53 Заполнить таблицу «Анализаторы»

Анализатор

Периферическая часть

Проводниковая часть

Центральная часть

Зрительный

Слуховой

Вкусовой

Обонятельный

Кожно-мышечный (осязание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения  уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...