Программа внеурочной деятельности «Развитие гуманного отношения к домашним животным»
методическая разработка по биологии

Алипова Елена Александровна

 Актуальность программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы по­строения экологического образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_biologiya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности

 «Развитие гуманного отношения к домашним животным»

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 1 год

1. Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа дополнительного образования объединения «Развитие гуманного отношения к домашним животным» имеет естественнонаучную направленность.

Уровень программы: базовый

 Актуальность программы:

Заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых правил и требований к содержанию домашних животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

В решении задач гуманного и бережного отношения к природе возрастает роль школьных объединений, способствующих привитию учащимся природоохранительных навыков, повышению их интереса к жизни животных и растений.

Воспитывая гуманное отношение к природе, интерес и любовь к животным, следует анализировать примеры положительного отношения к природе как всего общества в целом, так и отдельных людей, что развивает умение самостоятельно выбирать правильное решение и не оставаться пассивным к проявлению жестокости по отношению к животным. Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.

Жестокость по отношению к животным — одна из форм выражения жестокости человека и часто связана со своего рода самоутверждением интеллектуально слабого подростка. Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и являются вызовом общественным нормам поведения.

Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции.

Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.

При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения ребят. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.

Цель программы: сформировать у детей гуманное отношение к  животным как часть экологической культуры. Создать условия для освоения навыков ухода за животными. Сформировать потребность в проведении мероприятий, акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы:

Личностные

1. Воспитывать гуманное отношение к каждому животному;

2. Развивать потребность в активной личной поддержке мероприятий направленных на заботу о

животных;

3. Развивать творческую активность ребенка, любознательность,

радость общения с природой

Метапредметных

1. Укреплять связи между семьей и школой.

2. Развивать связи между школой и дошкольными учреждениями;

3. Организация и проведение выставок домашних животных и растений.

4. Подготовка презентаций

к выставкам и занятиям клуба.

6. Оформление фотовыставок, рисунков и сочинений.

7. организация и проведение благотворительных акций по защите животных;

8. Экскурсии на городские выставки животных и растений.

Предметные

1. Формировать у детей представления о роли домашних животных и комнатных растений, их значении в жизни человека;

2. Познакомить учащихся с историей одомашнивания животных;

3. Изучать особенности морфологии, физиологии, развития органов чувств и поведения домашних животных.

Формы и режим занятий:

Группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу по расписанию 45 + 10 (на основании приложения №3 СанПиН 2.4.4.3172-14)..

В процессе занятий планируются:

- традиционные занятия (беседа, лекция, рассказ);

- практические занятия (разработка презентаций, оформление выставок, оформление брошюр, памяток);

- мероприятия (выставки, защита проектов, круглые столы, экскурсии, акции, и другие.)

2. Календарный учебный график

Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа (1 часа в неделю) из них 20 часов- практические занятия, 14 часов – теоретические занятия.

3. Содержание программы

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика (интеракт ивные

занятия)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

беседа

2.

 Как животные оказались в нашем жилище.

3

1

2

Создание видеоролика

3.

Собаки — самые верные друзья человека

4

1

3

Фотовыставка

4.

Кошки, которые гуляют сами по себе

4

1

3

Конкурс творческих работ

5.

 Пернатая радуга в комнате

3

1

2

Презентация

6.

Хомяк и его ближайшие родственники

3

1

2

Презентация

7.

Рыбы — самые тихие соседи

3

1

2

Выставка рисунков «пернатые и хвостатые»

8.

Школа для ваших любимцев

3

1

2

Экскурсия

9.

Взрослые, которые готовы всегда помочь

3

1

2

10.

Мы в ответе за тех, кого приручили

4

2

2

Конкурс плакатов

11.

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

34

14

20

Краткое содержание программы.

Тема: Вводное занятие. Беседа с обучающимися о содержании и результатах обучения по программе.

Тема: Как животные оказались в нашем доме.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания диких животных. Содержание:

Лекция: предки современных домашних животных, причины одомашнивания, польза домашних животных, современные породы домашних животных.

Практика: Создание видеоролика о породах домашних животных.

Тема: Собаки — самые верные друзья человека.

Цель: представить домашнюю собаку как животное с высоким уровнем интеллекта.

Содержание:

Лекция: история одомашнивания собаки, породы собак (служебные, охотничьи, декоративные) и их назначение, дрессировка.

Практика:  Выставка фотографий домашних животных».

Тема: Кошки, которые гуляют сами по себе.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания и содержанием кошек в домашних условиях.

Содержание:

Лекция: история одомашнивания кошек, особенности поведения кошек разных пород, особенности ухода за котятами и взрослыми животными. Родственники кошек. Сообщения учащихся о своем питомце,

Практика: Конкурс творческих работ (вышивка, аппликация, вязание).

Тема: Пернатая радуга в комнате.

Цель: изучить особенности содержания птиц в городской квартире

Содержание:

Лекция: история одомашнивания домашних птиц, их породы. Птицы в городской квартире, особенности содержания, говорящие птицы.

Практика: презентации учащихся о говорящих попугаях и галках. 

Тема: Хомяк и его ближайшие родственники.

Цель: познакомить учащихся с многообразием одомашненных видов грызунов и их содержанием в неволе.

Содержание:

Лекция: грызуны в природе, многообразие одомашненных грызунов, особенности содержания, размножение их в неволе.

Практика: презентации учащихся.

Тема: Рыбы — самые тихие соседи.

Цель: познакомить учащихся с многообразием аквариумных рыб и их содержанием.

Содержание:

Лекция: виды аквариумов, декоративные рыбки, корм, особенности ухода. Практика: выставка рисунков «пернатые и хвостатые», экскурсия в зоомагазин.

Тема: Школа для ваших любимцев.

Цель: познакомить со способом дрессировки собак и роли дрессуры для качества жизни животных и человека.

Содержание:

Лекция: дрессировка служебных собак.

Практика: Экскурсия в клуб, на выставку служебного собаководства, бездомных животных.

Тема: Взрослые, которые готовы всегда помочь.

Цель: показать значение организаций и учреждений, связанных с содержанием животных.

Содержание:

Лекция: общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных.

Практика: Создание пропагандирующей продукции: газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Цель: сформировать представление о культуре содержания и этике взаимоотношения с животными.

Содержание:

Лекция: Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Бездомные кошки и собаки, одичание домашних животных, приюты.

Практика: Школьный конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Методическое обеспечение программы Формы работы:

  1. Теоретические и практические занятия 34 часа в год.
  2. Школьные выставки 1 раз в четверть:

I четверть — 4 октября — Всемирный день животных «Выставка фотографий домашних животных».

II четверть — «Квест «Из жизни собак»».

III четверть — Выставка - эссе на тему: «Они не виноваты, что оказались на улице»».

IY четверть — «Выставка плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили»».

  1. Оформление фотовыставок в течение года.
  2. Конкурс рисунков.
  3. Конкурс сочинений.
  4. Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба.
  5. Участие в благотворительных акциях по защите животных.
  6. Экскурсии.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

— участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни.

— рефлексивная самооценка внеклассной деятельности;

— адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства;

— жизненное и профессиональное самоопределение.

— мотивация внеклассной деятельности на основе примеров;

— самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

— формирование ценностных отношений друг к другу, учителям,

родителям и результатам деятельности;

— адекватное оценивание себя и своей деятельности.

Метапредметные результаты

— формирование умений участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других.

— формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей;

— развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат и конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;

— воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве.

— формирование дружеских отношений между учащимися, учителями, родителями и детьми дошкольных учреждений;

— развитие взаимодействия при информационном поиске и сотрудничества.

Регулятивные УУД:

1. Целепологание, контроль деятельности:

— умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

— развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

— умение оценивать правильность своей задачи.

2. Саморегуляция:

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. Самоорганизация:

— формирование самостоятельности, умения эффективно организовывать свою внеклассную деятельность.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

— формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;

Логические:

— умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.

     Предметные результаты

1. Формирование системы научных знаний о домашних животных и комнатных растениях как о части живой природы, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека.

2. Формирование умений применять полученные знания на практике (уход за домашними животными и комнатными растениями).

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть использована в качестве программы курса внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях при условии внесения изменений в оформление, содержание и требования к результатам освоения данного курса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочим программам курсов внеурочной деятельности, а также целями, задачами и планируемыми результатами, сформулированными в основной образовательной программе данной общеобразовательной организации.

Оборудование:

 - учебный кабинет с техническими средствами обучения

- компьютерами и доступом в Интернет,

- проектор.

Формы аттестации и оценочные материалы.

За время реализации программы дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ по зоологии с учетом новых ФГОС.

Средством оценки усвоения предлагаемого в программе материала является выполнение и защита рефератов, учебно-исследовательских работ, творческих проектов.

Формы подведения итогов реализации программы «Мои домашние друзья».

В качестве текущего контроля используются творческие конкурсы, викторины, акции, игры соответствующей тематики.

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений, фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат благодарности, дипломы, грамоты, ценные подарки. Итоги реализации программы также можно размещать на сайте образовательной организации.

Формой итоговой аттестации является выполнение творческого проекта и/или исследовательской работы, реферата. Темы проектов подразумевают не только содержательную проверку знаний и умений, наблюдения за выполнением проектов позволяет отследить развивающий и воспитывающий компоненты.

Список литературы.

  1. Гуржий, А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
  2. Дрийверова, М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
  3. Дурова, Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
  4. Жердев, Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.
  5. Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
  6. Круковер, В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
  7. Круковер, В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

  1. Махлин, М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
  2. Махлин, М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
  3. Мередит, С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
  4. Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
  5. Полонский, В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.
  6. Романова, Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
  7. Старк, К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
  8. Старк, К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
  9. Фрей, Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
  10. Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
  11. Ясвин, В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....