Урок биологии 5 класс "Увеличительные приборы".по мотивам сказки "Алиса в стране чудес"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Малеванова Лидия Владимировна

Урок для 5 класса "Увеличительные приборы"

Создан по мотивам сказки "Алиса в стране чудес". Переходя от слаида к слаиду мы путешествуем вместе с Алисой по волшебной стране, где нам встречаются удивительные существа.

Учащиеся знакомятся с изображениями живых организмов, их строением и внешним видом, который не видно невооруженным глазом. 

Учаться работать с микроскопом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Увеличительные приборы 5 класс Часть 1 Малеванова Лидия Владимировна Учитель биологии ГБОУ № 612 Центрального района г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Знакомство с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними. Отработка последовательности действий при работе с микроскопом. Цели урока:

Слайд 3

Историческая справка Роберт Гук (16 век)

Слайд 4

17 ВЕК

Слайд 10

незабудка ива герань сосна

Слайд 12

шершень пчела Голова бабочки Божья коровка

Слайд 14

колемболы муха тихоходка Платяные клещи

Слайд 17

аспергилл мукор

Слайд 20

Крыло пчелы Крыло бабочки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Увеличительные приборы 5 класс Часть 2 Малеванова Лидия Владимировна Учитель биологии ГБОУ № 612 Центрального района г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Знакомство с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними. Отработка последовательности действий при работе с микроскопом. Цели урока:

Слайд 3

Инфузория-туфелька водоросли

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 ОКУЛЯР ТУБУС ВИНТЫ ОБЪЕКТИВЫ ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК ШТАТИВ ЗЕРКАЛО

Слайд 9

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.

Слайд 10

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.

Слайд 11

- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. - В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. - Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. - Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива, оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. - В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. - Глядя в окуляр, при помощи винтов, медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета. - После работы уберите микроскоп. Правила работы с микроскопом : :

Слайд 12

Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа

Слайд 13

Домашнее задание. Прочитайте параграф № 4 , устно ответьте на вопросы после текста. Составьте кроссворд, ребусы из слов: окуляр, объектив, лупа, винт, зеркало, тубус, оптика, микроскоп.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 15

Интернет-ресурсы: www . bio .1 september . ru www . bio . nature . ru http://infoschool.narod.ru http://forum.rc-mir.mobi/pod-mikroskopomfotokrasivo-topic1876514 http://www.shvedun.ru/micro-4.htm http://www.popmech.ru/science/279962-pobediteli-konkursa-mikrofotografii-chast-i/ http://ru-micromir.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE



Предварительный просмотр:

Урок "Увеличительные приборы", 5-й класс

Малеванова Лидия Владимировна, учитель биологии ГБОУ № 612 Центрального района г. СПб

Задачи:

  • познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, повторить правила работы с увеличительными приборами;
  • закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;
  • научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.

Средства:

  • увеличительные приборы: ручные  лупы, световые микроскопы,
  • гербарии, готовый микропрепарат кожицы лука,
  • рабочий лист к игре.

Ход урока

1. Организация начала урока.

  • подготовка к началу урока
  • подготовка рабочего места
  • дисциплинированность, собранность, быстрое включение в ритм урока

2. Подготовительный этап

  • подготовка к активной работе на основном этапе урока
  • обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока

1 блок. Историческая справка.

Демонстрацию слайды  и даю возможность учащимся прокомментировать их.

Слайд №1 Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться? Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры, или ячейки, были не глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник - я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки" Это первое сообщение о клетке, которое использовал Р. Гук в 1665 году.

Слайд №2.

Антони ван Левенгук - голландский ученый, занимавшийся шлифованием стекол, изготовлением линз, которые увеличивали объекты в 300 раз! Его "микроскоп" позволил сделать ряд важных открытий: наблюдение за простейшими животными, описание клеток крови -эритроцитов, их движение по капиллярам, строение мышечных волокон и костей.

Эти ученые были первыми, кто смог раскрыть тайну строения клетки. Сегодня мы с вами повторим этот путь и отправимся для этого в путешествие.

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями,

Первую часть урока проводим в кабинете, вторая часть будет проходить в лаборатории. Так как мы еще никогда с вами не путешествовали, так как мало еще знакомы, позвольте мне рассказать вам о правилах нашего путешествия.

Правила.

1. Каждая группа работает по заданиям вместе с учителем. Обратите внимание, что у каждой группы на столе гербарии, готовые микропрепараты ручные лупы и микроскопы.

2. Каждый участник путешествия имеет свой рабочий лист, по которому в тетради заполняет задания в ходе путешествия  (Рабочий лист - в приложении)

3. Итог путешествия: проверка выполнения заданий рабочего листа.

Готовы к работе? Вперед!

3. Усвоение новых знаний.

  • обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
  • концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
  • максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Этап осуществляется через самостоятельную индивидуальную, групповую и парную формы работы с дополнительными материалами, учебником, лабораторным оборудованием, через заполнение каждым учащимся соответствующих заданий в тетради. Работа включает в себя 3 блока: "Историческая справка", "Ручная лупа", "Световой микроскоп".

После каждого блока проводится первичная проверка понимания нового материала через систему записей на доске и вопросы репродуктивного уровня.

2 блок «Путешествие Алисы в микромир» Слаиды презентации 5-26.

Слайд 5. Однажды девочка Алиса гуляла на лугу. Было жарко, она устала и прилегла отдохнуть. Прямо к ее лицу склонились полевые цветы. «Какие же они красивые! Так хочется их рассмотреть поближе.» Сама не заметив Алиса уснула»

Слайд 6, 7

Алиса увидела удивительного кота, который предложил Алисе путешествие в удивительную страну.

Слайд 8

Чтобы попасть в эту волшебную страну Алисе нужно стать очень маленькой и в этом ей поможет волшебный крекер.

Слайд 9, 10,11

Первыми Алису в этой волшебной стране встретили красивые цветы и сказали, что с помощью лупы она может увидеть много  интересного. (Пыльца незабудки, сосны, ивы, герани, лист крапивы, ягода)

3 блок "Ручная лупа". Приложение 1

Учащиеся приступают к выполнению задания данного блока. Работа с учебником.

Проверка записей в тетради.

Как первичная проверка понимания нового материала по данному блоку проводится беседа по основным частям ручной лупы и способам определения увеличения ручной лупы.

Слайд 12, 13,14,15

Попрощавшись с цветам Алиса двинулась дальше. Чем дальше она заходила в густой лес, тем больше страшных и удивительных существо она видела (пчела, шершень, голова бабочки, Божья коровка, тихоходка, муха).

Слайд 16,17

Натерпевшись страху, Алиса выбежала на опушку леса, где дорогу ей преградили два странных существа, которые спросили – «кто она и куда она идет».  Алиса сказала, что она попала сюда случайно и ей очень интересно, и она хотела бы узнать, что это за волшебная страна. Два странных человечка сказали, что это страна «Подмикроскопия» и помочь вернуться домой ей сможет только Шляпник. А к шляпнику можно попасть только через мукорное поле (гриб Мукор, Аспергилл»).

Слайд 18,19,20

С трудом пробившись через мукорное поле Алиса вышла из страшного леса. И вдруг ей на руку села бабочка. Она была настолько большая, что Алиса без труда смогла рассмотреть чешуйки на ее крыльях (чешуйки крыла бабочки и пчелы).

Слайд 21

Бабочка рассказала, что она не всегда была такой красивой. До того как стать бабочкой, она сначала была маленьким яичком, которое пряталось под листочком, потом она стала гусеницей, и только потом большой красивой бабочкой.

Слайд 22

Бабочка улетела и Алиса двинулась дальше, пока оказалась на берегу бушующего моря. Не успела она моргнуть глазом, как накатила сильная волна и смыла в море. На ее счастье мимо проплывала стеклянная банка, в которую Алиса и забралась. Пока волны несли ее в неизвестном направлении она увидела в воде много интересного (инфузории туфельки, диатомовые водоросли, зеленые водоросли, песок),

Слайд 23,24,25

В итоге море вынесло ее к домику, стоявшему на берегу, который по случайному совпадению оказался домиком Шляпника. Алису сразу пригласили выпить чая. За беседой никто не заметил, как в чайник залетела огромная муха. Через некоторое время гости за столом услышали громкое чавканье. Оказалось, что в чайнике уже завелись личинки мухи и они поедали чай. Огромные личинки стали выползать из чайника. С большим трудом им удалось закрыть крышку чайника.

Слайд 26

Алиса сказала, что она очень хочет вернуться домой. Мартовский заяц поведал, что единственный способ это сделать – это посмотреть в свое отражение в зеркале микроскопа.         

4 блок "Световой микроскоп".

Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, делают записи в рабочем листе, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.

Презентация слайды 27-30.

Фиксация на доске в виде цветных схем ответов по третьему блоку проводится в ходе обсуждения основных частей микроскопа и функций каждой из его частей.

Как первичная проверка понимания нового материала учитель подходит к каждой группе и задает вопросы:

  • назовите часть микроскопа, которую я показываю, определите функцию, которую выполняет данная часть
  • как определить увеличение микроскопа, с которым вы работаете

На этом этапе урока целесообразно дать устные определения понятиям: микроскоп, окуляр, объектив.

Учитель обращает внимание на то, что ученики должны выполнить часть 3 по рабочему листу.

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Если получен утвердительный ответ, то можно переходить к следующему этапу.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

  • установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов, их коррекция
  • усвоение на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок.

5. Закрепление знаний. Приложение 2

  • обеспечение усвоения знаний и способов действий на разных уровнях
  • формирование и развитие умения планировать
  • самостоятельная работа на применение знаний на разных уровнях

Учитель проводит комментарии к работе.

Учащиеся по инструктивной карточке выполняют лабораторную работу, результаты которой вносят в тетрадь..

Вывод по работе делают устно каждый.

Вывод озвучивается в классе, он может прозвучать как итог урока.

6. Контроль и самопроверка знаний

  • выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
  • обеспечение их коррекции.
  • формирование и развитие умений проводить самоконтроль и взаимоконтроль.

7. Подведение итогов урока.

  • анализ и оценка успешности достижения цели
  • перспективы будущей работы
  • получение учащимися информации о реальном результате их деятельности

Осуществляется через систему вопросов и заданий экспресс-диагностики.

После выполнения заданий, учитель проверяет правильность их выполнения, озвучивает оценки за урок.

Учитель благодарит за сотрудничество на уроке.

8. Рефлексия.

Презентация слайд 31.

Домашнее задание.   § 4.

Литература для учителя:

1. 1.И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс» - М.: Вентана -Граф, 2014.

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1.И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс» - М.: Вентана -Граф, 2015.

2. Энциклопедический словарь юного биолога.  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

2.Единая коллекция ЦОР.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

http://infoschool.narod.ru

http://forum.rc-mir.mobi/pod-mikroskopomfotokrasivo-topic1876514

http://www.shvedun.ru/micro-4.htm

http://www.popmech.ru/science/279962-pobediteli-konkursa-mikrofotografii-chast-i/

http://ru-micromir.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

Приложение 1

Рабочий лист "Путешествие в микромир"

Тема "Увеличительные приборы.".

Часть 1.

 "Историческая справка"

Заполните 1 и 2 части  таблицы:

Век, год

Ученый

Достижение

Изобретение микроскопа,

Усовершенствование микроскопа, срез пробки- первое упоминание о клетке

Изучение одноклеточных организмов

Часть 2.

       «Ручная лупа»

1.Рассмотрите ручную лупу, отметьте на рисунке указанные части лупы (работа с учебником)

2.Определите, во сколько раз увеличен изучаемый объект?

Часть 3.

        «Световой микроскоп»

1.Рассмотрите основные части микроскопа,  отметьте на рисунке части микроскопа. (слайд презентации и работа с учебником)

2.Для определения увеличения микроскопа, посмотрите на числа, указанные на окуляре и объективе, перемножьте их.

Сделайте вывод: микроскоп увеличивает исследуемый объект в ______ раз.

3. Разместите готовый препарат кожицы лука на предметном столике светового микроскопа.

   Зарисуйте клетки кожицы лука, рассмотренная при помощи:

Ручной лупы                                            Светового микроскопа

4.Сделайте вывод, сопоставив рисунки кожицы лука, увиденные с помощью ручной лупы и микроскопа (устно)

Приложение 2

Задания для первичной проверки понимания нового материала

  1. Как определить увеличение светового микроскопа?
  2. Где расположено показание увеличения ручной лупы?
  3. Определение понятия "микроскоп"
  4. Назовите главную часть ручной лупы.
  5. Назовите главную часть микроскопа.
  6. Что такое микропрепарат?
  7. Назначение зеркала в световом микроскопе.
  8. Если увеличение светового микроскопа = 200, а показание  на окуляре - 10, каково показание на объективе?
  9. Назовите фамилию ученого,  который первым ввел понятие "Клетка". Век открытия.
  10. Во сколько раз может увеличить объект лупа и микроскоп?
  11.  Назначение предметного столика и зажимов в световом микроскопе.
  12. Что такое предметное  и покровное стекло?

Задания для экспресс-диагностики.

Задание №1.

Закончите фразу:

1.Часть микроскопа, отвечающая за крепление препарата на предметном столике______________

2.Чтобы определить увеличение светового микроскопа, необходимо_____________________________________

3.Термин «клетка» ввел__________________________

Задание №2.

Закончите фразу:

1.Начать работу со световым микроскопом необходимо с____________________________________________

2.Лупа дает увеличение объекта в _______________раз.

3.Готовый микропрепарат переносится на _______________________________

Задание №3.

Закончите фразу:

1.Микропрепарат –это_____________________________________

2.Световой микроскоп увеличивает объект в ________________раз.

3.Окуляр и объектив закреплены в_________________________

Задание №4.

Решите,  какое из утверждений правильно.

Правильный ответ обведите.

1.Самый простой увеличительный прибор - ручная лупа.

2.Главная часть светового микроскопа –объектив и окуляр, ввинченные в зрительную трубу – тубус.

3.С помощью ручной лупы можно увидеть части растительной клетки.

Выполните соответствующее действие:

Показатель объектива  светового микроскопа -8, показатель окуляра -20, следовательно увеличение светового микроскопа =___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 3 классе "Путешествие в страну чудес"

Урок проходмт в игровой форме. Путешествуя по стране чудес, дети повторяют лексический и грамматический материал, вопросительные слова, разыгрывают диалоги, поют песни и отгадывают загадки....

Презентация к открытому уроку в 5 классе. Домашнее чтение "Алиса в стране чудес"

Презентация к уроку в 5 классе "Алиса в стране чудес"...

Новогодний сценарий по мотивам сказки Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"

Каждый год выбирают Королеву новогоднего бала.  Великой летописи написано, что Королевой нынешнего новогоднего бала должна стать девочка по имени Алиса. Что ждёт её на этом необычном пути? Каких ...

Сценарий новогоднего утренника в 5 классе по мотивам "Алисы в Стране Чудес"

Сценарий на Новый год для пятиклассников! Очень интересный и увлекательный!...

Сценарий по мотивам "Алисы в стране чудес"

Сценарий был написан для последнего звонка, но может быть использован для других мероприятий....

Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.

Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....