Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.
    рабочая программа по биологии (5 класс)

    Айгуль Назгатовна Рахматуллина

    Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

    БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    РАССМОТРЕНО  

    На заседании ШМО

    Протокол заседания МО №1 от «27» 08.2020 г.    

    ____________ А.Н.Рахматуллина

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    _________  О.А.Лакиза

    «    » 08. 2020 г.

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор МБОУ «Криничненская СШ»

    ___________ Е.А.Коновченко

    Приказ №     от «   » 08. 2020  г.

                                                       

                           

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    основного общего образования  по биологии  для  5 класса

    на 2020/2021 учебный год

                                                                                                                   

    Составитель: учитель биологии

                                                                                                                                                                              Рахматуллина Айгуль Назгатовна.

      2020 г.

    Рабочая программа по биологии разработана для обучающихся 5-ых классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криничненская СШ» Белогорского района Республики Крым. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год и будет реализована в течение 2020-2021 учебного года. Изучение предмета осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана   на 2020-2021 учебный год на базовом уровне.  Согласно учебному плану «Криничненская СШ» Белогорского района Республики Крым на изучение биологии отводится в 5-ых  классах – 68 часов.

       Рабочая программа   составлена на основе документов:

    • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4
    • Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
    • Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    • Программы В.В.Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
    • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МБОУ «Криничненская СШ» Белогорского района;
    • Учебный план МБОУ «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым на 2020/2021 учебный год;

           Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на работу по учебно-методический комплект: Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / В.В. Пасечник. – 9-е издание, стереотип. – М.: Просвещение, 2019

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Личностные результаты обучения биологии:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
    • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
    • формирование личностных представлений о целостности природы,
    • формирование толерантности и миролюбия;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
    • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
    • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

    Метапредметные результаты обучения биологии:

    • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
    • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
    • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

       Предметными результатами обучения биологии являются:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
    • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
    • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

     2. В ценностно-ориентационной сфере:

    • знание основных правил поведения в природе;
    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

     3. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

     4. В сфере физической деятельности:

    • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

     5. В эстетической сфере:

    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

    2. Содержание учебного предмета

    Введение (8 ч)

    Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

    Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

    Ведение дневника наблюдений.

    Экскурсии

    Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

    Раздел 1. Клеточное строение организмов (18 ч)

    Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

    Демонстрация

    Микропрепараты различных растительных тканей.

    Лабораторные и практические работы

    Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

    Изучение клеток растения с помощью лупы.

    Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

    Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

    Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

    Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

    Предметные результаты обучения

    Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

    Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

    Раздел 3. Царство Грибы (10 ч)

    Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

    Демонстрация

    Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

    Лабораторные и практические работы

    Строение плодовых тел шляпочных грибов.

    Строение плесневого гриба мукора.

    Строение дрожжей.

    Раздел 4. Царство Растения (29 ч)

    Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

    Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

    Лабораторные и практические работы

    Строение зелёных водорослей.

    Строение мха (на местных видах).

    Строение спороносящего хвоща.

    Строение спороносящего папоротника.

    Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

    3. Тематическое планирование

    №п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    Лабораторно-практические работы

    Практические работы

    Контрольные работы

    1

    Тема 1: «Введение»

    8

     

    1

    2

    Тема 2: «Клеточное строение организмов»

    18

    6

    1

    3

    Тема 3: «Царство Бактерии»

    3

    4

    Тема 4: «Царство Грибы»

    10

    1

    1

    1

    5

    Тема 5. «Царство Растения»

    29

    6

    1

    Итого

    68

    13

    1

    4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

    Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

    Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс

    Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...

    Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс (2 часа) В.В. Пасечник

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандартаАвторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е ...

    Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс В.В Пасечник

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биол...

    Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В.

    Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В....

    Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)

    middot;         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...

    Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.

    Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....