Экологическое воспитание обучающихся
опыты и эксперименты по биологии

Василькова Надежда Павловна

В работе представленообобщение опыта работы на уроках и во внеурочной деятельности по формированию экологической культуры подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

 

Экологическое воспитание

обучающихся на уроках биологии

( из опыта работы учителя биологии Васильковой Надежды Павловны)

        Март 2020 года

Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.


    Каждый час днем и ночью население Земли увеличивается. Это влияет на окружающую среду и, в частности, на ее загрязнение, так как с увеличением населения возрастает количество всего того, что потребляется, производится, строится человеком и выбрасывается. Наверное, никогда так остро перед человечеством не стоял вопрос о будущем нашей планеты. Проблемы гармоничного сосуществования с природой в настоящее время все активнее выдвигаются на передние рубежи человеческих познаний.    В Федеральных государственных образовательных стандартах (полного) общего образования, направленных на обеспечение развития системы образования , одно из направлений деятельности школы - это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся содержит и экологические аспекты. Согласно этого документа выпускник школы должен обладать различными качествами, в том числе он должен быть

-любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

-креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

-владеющим основами научных методов познания окружающего мира; мотивированным на творчество и инновационную деятельность; готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

-осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

     В настоящее время образовательными учреждениями активно реализунтся концепция экологического воспитания, разработанная О. М. Дорошко в 2002 году, целью которой является  создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.

Определены и задачи экологического воспитания:

1) сформировать у учащихся навыки самообразования по вопросам

развития взаимодействия природы и общества;

2) вооружить учащихся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;

3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т. д.;

4) формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, самоопределение и самоуважение;

5) развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.

       В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому экологическое воспитание учащихся проводится в учебной, во внеклассной и во внеучебной деятельности.

    Экологические знания, разъяснения идей охраны природы учащиеся получают на уроках биологии, лабораторных и практических работах, факультативе, во время фенологических наблюдений, участия в школьном мониторинге.

      Во внеклассной деятельности экологическое воспитание осуществляется через  проведение бесед, экскурсий, игр, викторин, КВН с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней.

       Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в выполнении домашних работ экологической тематики, опытов, наблюдений в природе, живом уголке или на природе.

     В своей педагогической деятельности учителя биологии ( с 2005 года)   использую все перечисленные формы работы с учащимися, а  методы преподавания могут быть самыми разнообразными словесные, наглядные, практические.

 Не все уроки биологии  имеют экологическую направленность, это обеспечивается учителем за счет частичного или полного  внедрения экологических элементов в уроки биологии. На тех, уроках, где экологическое воспитание является главной задачей обучающихся 6-8 классов обозначены в предложенном перечне.( Приложение №1). На уроках 5-7 классов с целью формирования бережного отношения к флоре и фауне  раскрываю значимость самых неприметных, а иногда, по мнению школьников бесполезных и страшных представителей. Для создания эмоционального фона часто использую на уроках метод « Черный ящик»  (. Приложение №2 Урок земноводные https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/06/04/urok-zemnovodnye-znachenie-i-mnogoobrazie)

  Учащимся 9-11 классов  знания в области экологии преподаются ежеурочно в той или иной мере.   Элементы экологических знаний  расширяют информацию природоохранного направления, раскрывают вопросы  экологии человека, сохранения его  здоровья. Поэтому старшеклассников обязательно привлекаю к созданию листовок, при этом подростки достаточно часто проявляют творческих подход к созданию листовок (https://nsportal.ru/vasilkova-nadezhda-pavlovna

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/06/01/listovka-o-sohranenii-redkih-rasteniy)

  Для формирования экологической культуры подрастающего поколения недостаточно,  что учитель дает экологические знания, необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным. Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.  При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии.  В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Знания, без эмоций и чувств, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием, поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приёмы и средства в своей работе, которые воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности. На внеклассных мероприятиях по формированию бережного отношения к животным использую возможности интернета (https://www.youtube.com/watch?v=zJj7fVD1VtE  https://www.youtube.com/watch?v=a0OgMmmEf2U;

https://www.youtube.com/watch?v=QzaR2jqh8DI

https://www.youtube.com/watch?v=P3Ne4v5IM3I и др.)

  Экологические акции и операции стали популярными во всем мире и проводятся различными организациями: медицинскими учреждениями, волонтерами. Все мероприятия воспитательное и развивающее направление. Главное – вызвать интерес к предмету изучения, заставить ребят задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно участвовать в познании, защите окружающей среды и улучшении её состояния. В рамках экологических акций организую мероприятия различной направленности и форм проведения. В 2019 году впервые проводила в школе семейную игру « Что? Где? Когда?» , которая состояла из 4 туров ( 1 тур в четверть) В марте провели тур , посвященный маршу парков и заповедников.

      В формировании экологических навыков особое внимание уделяю внеурочной  работе обучающихся, так как активизируется познавательную деятельность учащихся, воспитывается бережное отношение к природе и что самое важное, у школьников формируется навык наблюдения, что очень не хватает современному школьнику.

     Внеурочные работы, (чаще всего это исследовательские работы) выполняются учащимися по каждому учебному курсу: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии.( https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/11/13/eksperiment-nad-svoim-telom-issledovanie)  Исследовательская работа – это творческая работа ума, сознания, навыков и умений. Работы и задания, которые я предлагаю детям,  продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения исследовательской работы становится защита на уроке, конференциях. Главным результатом систематической работы являются успехи школьников в учебе, а также победы учащихся на олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней (https://nsportal.ru/albom/2015/06/01/vasilkova-nadezhda-pavlovna/gramoty-uchashchihsya; . Приложение №6 ).

    Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения, такова моя миссия учителя биологии.

  Приложение №1

Перечень урок с экологической направленностью для обучающихся 6-8 классов

6 класс

  1. Общее знакомство с  растениями.
  2. Среды жизни растений; влияние факторов окружающей среды на растения
  3. Роль беспозвоночных и других животных в опылении растений; многообразие и

значение плодов.

  1. Роль минерального питания для растений;проблема химизации сельского хозяйства
  2. Биологическое разнообразие царства растений и его функциональное значение;

происхождение культурных растений.

  1. Природные сообщества Понятия о сообществе и экосистеме;устойчивость экосистем;
  2. Приспособленность организмов к совместной жизни в сообществе;
  3. Агроценозы; охрана редких видов растений.

7 класс.

  1. Царство Животные Многообразие животных.
  2. Среды жизни и места обитания, типы взаимоотношений животных, трофические цепи и уровни.
  3. Условия жизни, влияние факторов среды, значение этих животных в природе и для человека.
  4.  Развитие и закономерности размещения животных на планете
  5. Животный мир и деятельность человека
  6. Одомашнивание животных.
  7. Биологические отрасли природопользования :рыбное и охотничье хозяйства. Биологическое
  8. Разнообразие животных и их вымирание. Красная книга РФ.

8 класс

  1. Происхождение человека Место человека в системе органического мира; роль социальных и биологических факторов на развитие человека.
  2. Нервно – гуморальная  регуляция физиологических функций
  3. Строение нервной системы; болезней нервной системы и их взаимосвязь с состоянием окружающей среды и социальными процессами
  4. Болезни крови и органов кровообращения; иммунитет человека; инфекционные болезни и их профилактика
  5. Болезни органов дыхания и их взаимосвязь с загрязнением атмосферы
  6. Пищевые продукты и их качество; пищевые рационы различных народов.
  7. Заболевания при нарушении обмена веществ; витамины в плодах и овощах;
  8. Нормы питания людей
  9. Взаимосвязь психики людей и их поведения с состоянием окружающей среды;
  10. Влияние факторов среды на внутриутробное развитие ребёнка и на его развитие в первый год жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Роль библиотек и музеев в экологическом воспитании обучающихся

Доклад о роли библиотеки в экологическом воспитании в школе....

Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"

Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"....

Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"

О современном подходе  к экологическому воспитанию  обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....

Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.

Сообщение на заседание ТГ«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»2018г....

Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста

В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необх...

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...