Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста
статья по химии

Острецова Виктория Евгеньевна

В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необходима переориентация сознания и поведения подрастающего поколения в отношении к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у обучающихся подросткового возраста

В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необходима переориентация сознания и поведения подрастающего поколения в отношении к окружающей среде.

 Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» подразумевают создание в нашей стране системы непрерывного экологического образования, одним из звеньев которого является школьное.

 В течение многих десятилетий экологическое образование связывали исключительно с расширением натуралистических знаний. В условиях современной школы в области экологического образования важно дать школьникам не только систему знаний по основам экологии и сформировать ответственное отношение к природе, но и научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования.

Таким образом, для выработки экологического сознания, а точнее, экологической культуры у обучающихся следует определить два направления: первое – это научить конкретным знаниям и навыкам, второе – помочь освоить обучающимся различные виды деятельности и выработать теоретическое мышление.

  Экологическое воспитание ориентировано на участие детей в различных инициативах по защите окружающей среды в масштабах школы и города. Обучающиеся нашей школы принимают участие в субботниках, акциях «Чистый город» и «Бумажный бум». Такая деятельность помогает возникновению чувства общности со своим классом и формированию социально-активной жизненной позиции.

В ходе игровой деятельности обучающиеся приобретают определенные правила и навыки, характеризующие экологически воспитанного человека. Ежегодно, в рамках недели естественнонаучных предметов, обучающиеся принимают участие в экологических играх, викторинах, конкурсе экологических рисунков и газет.

И, если, обучающиеся среднего звена для проведения экологической игры «Мы в ответе за нашу планету» только готовят информацию об экологических проблемах на нашей планете (например, озоновые дыры, кислотные дожди, проблемы большого города), то обучающиеся старшей школы участвуют в конференциях по проблемам окружающей среды, решают экологические задачи и обсуждают экологическую ситуацию не только в Санкт-Петербурге, но и в Невском районе.

В рамках внеурочной деятельности «Как сберечь природные ресурсы» обучающиеся участвовали в создании проектов экологической направленности. Темы проектов связаны с экономией воды, энергии, переработкой мусора и утилизацией бытовых отходов.

В нашей школе обучающимся предложены разнообразные варианты исследовательской деятельности.  Процент обучающихся, занятых исследовательской деятельностью незначителен. Но эта деятельность и предполагает участие детей, творчески активных, ориентированных на познавательную деятельность. Преимущественно наши обучающиеся выполняют исследования на стыке двух наук: химии и биологии, что свидетельствует о всестороннем развитии обучающихся и реализации межпредметных связей. Примерами таких работ могут служить эксперименты по выращиваю растений при внесении удобрений, выращивании растений беспочвенным методом – гидропоникой. Данные исследования были проведены на разных растительных культурах (овёс, томат, горох, лук репчатый, перец). Была выполнена работа по анализу экологического состояния поверхностных вод реки Невы.

Наши обучающиеся являются победителями и призерами многочисленных районных конференций, конференций регионального и всероссийского уровней.

Участие в разнообразной деятельности экологического характера развивает не только экологическое сознание, но дает возможность принимать рациональные решения во всех сферах жизни, в том числе и в последующей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

статья "Профилактика тревожности в подростковом возрасте"

Представлен материал по психопрофилактике и преодолению тревожности у подростков....

Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте

В статье рассматривается влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"

О современном подходе  к экологическому воспитанию  обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...